УДК 332

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Горбунов Валерий Николаевич1, Байнишев Сергей Михайлович1, Семенов Александр Владимирович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируются условия и факторы активизации инвестиционной деятельности в коммунальной сфере. Рассматриваются особенности основных моделей государственно-частных партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции


APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEMS OF INVESTING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES THROUGH PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Gorbunov Valeriy Nikolaevich1, Bajnishev Sergej Mihajlovich1, Semenov Aleksandr Vladimirovich1
1Penza State University of Architecture and Construction

Abstract
This article analyzes the conditions and factors of investment activity in the public sector. The features of the main models of public-private partnerships in the field of housing and communal services.

Keywords: housing and communal services, investment, public-private partnership


Библиографическая ссылка на статью:
Горбунов В.Н., Байнишев С.М., Семенов А.В. Подходы к решению проблем инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство на основе государственно-частного партнерства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5751 (дата обращения: 30.09.2017).

В последнее годы во многих регионах России отмечался рост объемов жилищного строительства. При этом общая позитивная тенденция активизации инвестиционной деятельности в жилищной сфере пока не затронула коммунальную отрасль. Сегодня инвестиции в ее инфраструктуру и инновационные проекты по-прежнему сопряжены с высоким риском из-за нерешенности вопроса о долгах коммунальных предприятий, накопленных ранее; определения собственности объекта, построенного на средства частного инвестора; недоработанности нормативных актов по регулированию тарифов в отрасли и ряда иных проблем.

Одним из возможных решений общих проблем инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство является такая форма консолидации усилий, как государственно-частное партнерство. Органы власти различных уровней, провозглашая курс на демонополизацию отрасли, признают необходимость консолидации государственных и частных инвестиций.

Отечественный и зарубежный опыт государственно-частных партнерств в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяет выделить три основные модели:

- арендная модель;

- приватизационно-инвестиционная модель;

- концессионная модель.

Именно концессии представляют собой в наибольшей степени развитую и перспективную форму участия частного бизнеса в реализации различных проектов в партнерстве с государством.

Наиболее остро данные проблемы стоят в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения. Из-за отсутствия единых схем развития теплоснабжения происходит хаотичное создание новых теплоисточников в ущерб экономичности всей системы. При росте отпуска теплоты образуется ее избыток, возникает проблема дополнительного распределения. В связи с этим возникает потребность строительства и реконструкции магистральных и распределительных тепловых сетей. Как правило тепловые сети и сооружения систем находятся в ветхом состоянии, оборудование физически и морально устарело и существенно уступает по экономичности современным образцам. Более эффективная работа теплоэнергетических объектов возможна только после определенного вложения инвестиций в их реконструкцию, модернизацию или новое строительство. Это возможно за счет установления партнерских отношений государства и частного бизнеса, что позволит привлечь реальные инвестиции в данный сектор экономики.

В этих условиях перспективным представляется реализация проекта реконструкции и модернизации объектов теплосетевого хозяйства на условиях концессии. Потенциальный инвестор, чей проект развития систем теплоснабжения победит на тендерных торгах, заключит с муниципальным органом власти концессионное соглашение, предметом которого будет:

- реконструкция и модернизация котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых сетей, направленные на внедрение энергосберегающих технологий;

- управление предприятием в течение всего срока действия соглашения и всем имуществом;

- передача представителю концедента объектов теплосетевого хозяйства по истечении срока концессии, определенного соглашением.

Реализация такой концессионной модели государственно-частного партнерства позволит достигнуть следующих результатов:

- вывод предприятия из кризиса за счет внедрения энергоэффективных технологий и, как следствие, снижения эксплуатационных затрат и негативного воздействия на окружающую среду;

- повышение качества предоставляемых потребителю услуг;

- передача объектов теплосетевого хозяйства предприятия концессионеру на срок действия концессионного соглашения;

- возврат предприятия по истечении указанного срока концеденту со всеми неотделимыми улучшениями, включая модернизированную инфраструктуру.

Возможность достижения экономической эффективности от реализации данного проекта можно комплексно оценить по четырем показателям: социальная, коммерческая, бюджетная эффективность и дополнительные положительные эффекты.

В основе государственно-частного партнерства лежит принцип сбалансированности интересов сторон партнерства: концедента (государства) и концессионера (частного инвестора). Согласно данному принципу действует обратно пропорциональная зависимость: рост значений показателей эффективности для одного из партнеров вызывает снижение значений показателей эффективности для другого партнера. Следовательно, если показатели коммерческой эффективности окажутся приемлемыми для будущего инвестора, то в этом случае для представителей власти участие в партнерстве также приобретает смысл. В противном случае баланс интересов может быть достигнут на другом уровне, то есть при ином варианте соотношения бюджетных и внебюджетных средств, а, следовательно, и при другом соотношении показателей коммерческой и бюджетной эффективности.

Поэтому для удовлетворения ожиданий обеих сторон от участия в концессионной сделке необходимо соблюсти баланс интересов и создать такие условия, которые позволили бы концеденту обеспечить выполнение своих социальных функций, а концессионеру получить ожидаемую прибыль.

Зарубежная практика государственно-частного партнерства подтверждает возможность реализации и экономическую эффективность осуществления проектов совместного инвестирования государства и бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Российская практика подобного опыта сотрудничества пока еще невелика. Но существующая потребность в новых источниках инвестирования объектов жилищно-коммунального хозяйства активно определяет концессионную модель партнерства как перспективную, позволяющую сокращать риски участников проектов, в том числе инновационных, оптимизировать их финансово-хозяйственную деятельность и при этом повышать надежность и качество коммунальных услуг для потребителей.


Библиографический список
  1. Борщев А.С., Горбунов В.Н. Анализ конкурентной среды предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 163 с. – С.26-29.
  2. Горбунов В.Н. Формирование инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в жилищно-коммунальном комплексе // Одиннадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 59-60.
  3. Горбунов В.Н., Михайлина Ю.М., Дмитриева Т.Н., Дунаев А.В. Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок строительных услуг региона // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7220 (дата обращения: 31.07.2014).
  4. Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 168 c. – С. 40-66.
  5. Дмитриева Т.Н. Процессный подход к управлению жилищно-коммунальным хозяйством // Двенадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2011. С. 75-77.
  6. Дмитриева Т.Н. Стратегия повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферой // Одиннадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 66-67.
  7. Желиховский Д.О., Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В. Основные пути развития и управления инновационными процессами в региональном отраслевом комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13630 (дата обращения: 06.07.2014).
  8. Попова И.В., Чикина Е.В., Горбунов В.Н. Исследование особенностей и перспектив развития жилищно-строительного комплекса Пензенской области: монография. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 165 c.
  9. Савельева С.В., Горбунов В.Н. Особенности потребительского выбора на рынке ремонтно-строительных и отделочных работ // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 147 с. – С.112-114.
  10. Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг как инструмент управления маркетингом // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 102-103.
  11. Семеркова Л.Н., Дмитриева Т.Н. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – №4. – С. 127-136.
  12. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Механизмы инвестиционного развития предприятий регионального строительного комплекса // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2006. – №1. – С. 48-51.
  13. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н. Региональный строительный комплекс и основные механизмы инвестиционного развития предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – №2(23). – С. 196-203.
  14. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Желиховский Д.О., Оськина И.В. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13609 (дата обращения: 06.07.2014).
  15. Хрусталев Б.Б., Филюнин М.Н., Горбунов В.Н., Васянин С.В. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики на основе моделирования // Организатор производства. Региональный выпуск. – 2004. – №2(7). – С. 29-34.


Все статьи автора «loginza2uNGy5pcHtf225KCdJKz0y»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: