ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЛИНГА В РОССИИ

Ханцев Максим Владимирович
ООО "Телур"
директор Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия" аспирант Степень магистра экономики, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Аннотация
В этой статье говорится о необходимости применения системного подхода в контроллинге для достижения эффективности управления краткосрочными и долгосрочными стратегиями, так как сегодня планирование (стратегическое, в частности) не обходится без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, оперативный контроллинг, развитие контроллинга в России, системный подход., стратегический контроллинг, стратегическое планирование, тактическое планирование, управленческий учет


PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CONTROLLING IN RUSSIA

Khantsev Maxim Vladimirovich
LLC "Telur"
director Nacho VPO "Modern Humanitarian Academy" a graduate student Masters degree in Economics, FGAOUVPO "Kazan (Volga Region) Federal University"

Abstract
This article refers to the need for a systematic approach in order to be effective controlling of management short-term and long-term strategies, as today planning (strategic, in particular) is not without modern methods of operational and strategic controlling.

Библиографическая ссылка на статью:
Ханцев М.В. Перспективы развития контроллинга в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5687 (дата обращения: 12.03.2024).

В зарубежных странах контроллинг уже давно воспринимается как отдельная самостоятельная наука в отличие от ситуации в России, где контроллинг находится на активной стадии своего становления и осмысления. Система образования в настоящее время готовит специалистов в области финансового учета, анализа и аудита. Недавно высшие учебные заведения ввели в свои программы такие дисциплины как «управленческий учет» и «менеджмент», в рамках которых пытаются дать характеристику и раскрыть, на сколько это возможно, термин «контроллинг».

Однако этого недостаточно. В настоящее время значительно увеличился разрыв между фактическими нуждами предприятий (в большей степени крупных), которые перенимают опыт западных корпораций, и знаниями, навыками и способностями, которые студенты получают в высших учебных заведениях. Потребности в новых знаниях удовлетворяются, в основном, благодаря второму высшему экономическому образованию в тех университетах (институтах), которые приближены к нуждам организаций, либо дополнительных  специализированных  курсах. Переподготовкой сотрудников в области контроллинга успешно занимаются аудиторские и консалтинговые фирмы.

Состояние среды предприятия (как внешней, так и внутренней) непосредственно влияет на предъявляемые к российским контроллерам требования, знания и навыки. С одной стороны, в большинство российских организаций не применяют системы учета затрат по видам, местам и центрам возникновения и не составляются калькуляции, а без них невозможно полноценное планирование и контроль затрат и результатов. С другой стороны, вследствие постоянно меняющейся обстановки и неопределенности внешней среды, контроллеры выступают в роли консультантов высшего руководства, помогая им в принятии управленческих решений. Контроллеры, в наилучшем варианте – специалисты, показывающие руководителям «верный курс» для достижения целей, внутрифирменные консультанты в экономических вопросах, а также в областях организации и управления для руководителей функциональных сфер деятельности, выступающие также как системные координаторы и интеграторы бизнес – процессов.

В наши дни ситуации в России такова, что от контроллера требуются профессиональные знания и способности, позволяющие реализовать одновременно и регистрационно-учетные функции контроллинга, и консультационно-навигационные. Однако, мы считаем, что возлагать функции контроллера, к примеру, на бухгалтера или  экономиста, является ошибкой, так же как и на контроллера возлагать учетную функцию и планирование. У контроллера другая цель, а именно: своевременно запросить и получить информацию от планово-экономического отдела и бухгалтерии, проанализировать ее и соответствующие выводы представить руководству.

Как правило, на российских  предприятиях можно наблюдать присутствие лишь отдельных элементов контроллинга, задачи которого выполняются службами бухгалтерии, менеджерами, планово-экономическим отделом. В результате, возникает ряд негативных моментов, а именно:

- отсутствует человек, ответственный за получение тех или иных показателей;

- оперативный характер управленческого учета не дает возможности планировать на долгосрочную перспективу;

- недостаточная актуальности информации;

- отсутствует единая для всей организации, подразделений методология планирования и бюджетирования.

Так, все элементы должны функционировать согласованно, «системно», что позволит с легкостью и быстротой достигать намеченные цели.

Системный подход в контроллинге есть своеобразный ключ для достижения эффективности управления краткосрочными и долгосрочными стратегиями, так как сегодня планирование (стратегическое, в частности) не обходится без современных методов оперативного и стратегического контроллинга. Являясь незаменимым элементом системы стратегического планирования, контроллинг координирует, контролирует и корректирует оперативные и стратегические аспекты в планировании, формируя систему учета и управляя этой системой,  и внутренней отчетностью.

В ближайшей перспективе и в России контроллинг должен укрепить свои позиции в системе управления предприятием. Заинтересованность со стороны руководства во введении системы  антикризисного управления на многих предприятиях, ориентированной на преобразования организации, реально должна содействовать этому. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм опять же подтверждает, что долгосрочное планирование взаимосвязано с системой контроллинга.

Контроллинг находится во взаимодействии с бухгалтерским  учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и внутрифирменным планированием, стратегическим, инновационным  и инвестиционным менеджментом. Контроллинг  сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Человеческий фактор играет важную роль в контроллинге. Управление персоналом- одно из функций, возложенных на контроллинг, и управление это происходит через согласование целей конкретного сотрудника и организации в целом.

Каждый сотрудник фирмы выполняет  свои рабочие обязанности и достигает поставленной цели, т.е. того, к чему он стремится. Фирма в целом также имеет свои задачи (описание должностных инструкций), установленные виды деятельности (способствующие выполнению задач) и цели (экономические и финансовые показатели). Все это разбивается на составные части и отражается при описании функций отдельных менеджеров в сферах производства, оказания услуг привлечения и размещения капитала, технического и материально-технического снабжения, центрального регулирования. Каждый сотрудник призван знать свои обязанности и сознавать цель работы. Контрольная функция со стороны руководства наилучшим образом осуществляется менеджером при совместном с сотрудником анализе результатов его труда. Тем самым требования контроллинга выполняются каждым работником самостоятельно и дополняются коллективным контроллингом.

Так, контроллинг может  быть представлен и как обучающая  система, направленная на выявление  внутреннего потенциала, на использование  резервов и способностей персонала.

Контроллинг, не смотря на имеющиеся пробелы в методологии,  трудности адаптации в российских условиях экономической деятетельности и негативное отношения со стороны консерваторов, способен принести предпрятию оценимую пользу. В ближайшей перспективе развитие контроллинга направлено на повышение эффективности и результативности деятельности специалиста-контроллера за счет оптимизации распределения времени на выполнение наиболее важных задач.


Библиографический список
  1. Анташов В.А., Уварова Г.В. Практический контроллинг: управленческие решения, инновации//Экономико-правовой бюллетень. 2010. №10.
  2. Ивашкевич В. Б.С. Зайцев С.Н. Контролинг на предприятиях ФРГ. Бухгалтерский учет. №10. – 2006.
  3. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. – 277 с.
  4. Мартин Хаузер «Современные тенденции развития и новые методы в контроллинге», 2007.-58 с.
  5. Ряшенцев В. Стратегический и оперативный контроллинг // Менеджмент и менеджер. – 2010. – № 4. – С. 11-15.
  6. Фалько С.Г., Носов В.М., Контроллинг на предприятии. – М.: Знание России, 2007. – 80 с.
  7. Фалько С.Г., Контроллинг для руководителей. М.: Финансы статистика» 2008. – 136 с.
  8. Штрайт Б., Петрик Е. Контроллинг в реализации функций планирования и контроля // Бухгалтерский учет и аудит. – 2010. – № 6. – С. 31-35.


Все статьи автора «Maxim Khantsev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: