УДК 334.7

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ СИНЕРГИЮ СОВМЕСТНЫХ ЗАКУПОК

Приходько Ксения Андреевна
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Аннотация
В статье рассмотрен процесс организации относительно нового для России бизнеса – совместных закупок. Правильно построенный бизнес-процесс является залогом достижения синергетического эффекта от совместной закупки.

Ключевые слова: бизнес, бизнес-процесс, организация, синергия, совместные закупки


HOW TO REALIZE SYNERGIES OF JOINT PROCUREMENT

Prikhodko Xenia A.
South Ural State University (National Research University)

Abstract
The article describes the process of organizing a relatively new Russian business - joint procurement. Properly constructed business process is key to achieving the synergy of joint procurement.

Keywords: business, business process, joint procurement, synergies


Библиографическая ссылка на статью:
Приходько К.А. Как реализовать синергию совместных закупок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5605 (дата обращения: 30.09.2017).

Коллективные или совместные закупки являются удобным современным способом приобретения товара от поставщика к конечному потребителю. Изначально цель коллективных закупок заключалась в приобретении товаров на более выгодных условиях, чем предлагалось на рынке розничной торговли.

Первое объединение покупателей  возникло  в 1860-м году благодаря Джорджу Гилману, основателю Great Atlantic & Pacific Tea Companyв Нью-Йорке, который придумал неизвестный в то время способ маркетинга. Он предлагал клиентам организовать «клубы покупок» среди своих знакомых. Такому клубу предоставлялась возможность делать совместные заказы различных напитков и продуктов, получая при этом хорошую скидку. Организаторы получали вознаграждение дополнительной упаковкой товара за свои усилия.

К началу XX века покупатели начали сами создавать клубы для коллективных покупок. Такие клубы, в основном,  создавались  соседями для общей закупки продовольственных товаров.

При появлении Интернета стало возможным вновь вывести старую идею на новый уровень. В конце 1990-х в США стали появятся сразу несколько известных сайтов с совместными покупками. Эти сайты  являлись посредниками, переговариваясь с поставщиками, а также предлагая покупателям каталог товаров для коллективной покупки.

В России коллективные покупки начали появляться значительно позже, примерно в середине 2000-х годов. Начиналось все с объединения людей на форумах. Главными участниками коллективных покупок выступали молодые мамы, чьи средства на детские вещи были весьма ограничены. Спустя некоторое время самые активные участники стали получать определенный процент за организацию закупок, после чего они стали заниматься этой деятельностью на постоянной основе [12, 13].

Небольшая история возникновения и развития совместных покупок говорит о том, что этот инструмент возник вследствие реакции рынка на определённые обстоятельства. В первую очередь, бюджет покупателей,  который являлся ограниченным, а также неразвитая розничная торговля, которая была неспособна соответствовать данным бюджетам.

В современных условиях, закупки стали преследовать и другие цели, представляя собой уже не одноразовую сделку в целях экономии, но и реализацию синергетического эффекта за счет организации таких закупок. Согласно А.Е. Иванову, синергетический эффект – это превышение эффекта от деятельности системы в целом над арифметической суммой эффектов деятельности ее элементов, взятых по отдельности [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. В контексте настоящей статьи синергетический эффект (синергия) совместных закупок выражается в получении экономической выгоды покупателями за счет снижения закупочных цен в результате объединения их в группу.

Коллективные закупки в последнее время стали выделять как предпринимательскую деятельность; одновременно с этим стали возникать вопросы относительно ведения этой деятельности.

Принцип работы, на первый взгляд, кажется очень простым. Несколько лиц объединяются в группу для приобретения товаров непосредственно от поставщика или производителя по оптовым ценам, организатор закупки берет на себя работу по взаимодействию с поставщиком, составлению списка покупателей, сбору денег, раздаче товара, после чего конечный потребитель получает товар, поставщик прибыль от продажи, а организатор – вознаграждение. Но стоит заметить, что совместные закупки, как вид деятельности не имеет четких указаний по их ведению со стороны законодательства.

Изначально, основным сегментом рынка, на который ориентируются совместные закупки, являлись женщины, которые занимались продвижением закупок, не отходя от монитора. К основным, «ходовым товарам» относились детские принадлежности, но спустя некоторое время закупки стали приобретать все большую популярность, что привело к новым предложениям от поставщиков. Разнообразие товаров, участвующих в закупках стало заметно расти. Организаторы стали предлагать закупки с техникой, цены на технику в Азии намного ниже, чем в России, при этом единичные заказы слишком дороги из-за стоимости доставки. Выпущенная за рубежом техника появляется на российских прилавках с опозданием, большинство потребителей не отдают предпочтение долгому ожиданию, поэтому в интернете возникают группы совместных покупок технических новинок. Причем, одиночные покупатели стали возмущаться, что поставщики отдают предпочтение оптовым покупателям и обслуживают их, даже делают группам совместных закупок внушительные скидки.

Это не является значительной проблемой, куда хуже, когда против совместных закупок начинают действовать крупные продавцы розничной торговли. И действительно, приобретая все большую популярность, закупки тем самым становятся наиболее удобным и экономичным способом приобретения товаров, нежели розничная торговля. Розничные магазины, для покупателей стали неким пунктом примерки и оценки товара, который они смогут приобрести затем в интернете, но решить эту проблемы магазинам крайне сложно.

Магазины розничной торговли являются не единственными противниками совместных закупок. Их развитие привлекло внимание и налоговые органы [10]. Налоговики высказали мнение, что деятельность совместных закупок не всегда является законной. Это связанно с тем, что доход, в виде вознаграждения организаторы не декларируют, а также и не платят с него налоги.

Налоговики оценивают такое поведение организаторов, как уклонение от уплаты налогов. Если покупка осуществляется в личных целях всех участников акции, в том числе организатора покупок, вряд ли можно говорить о предпринимательстве, но так как организаторы получают регулярный доход от ведения деятельности закупок в виде «организаторского процента», то эту деятельность нужно рассматривать как предпринимательскую.

Следовательно, прежде чем начать организацию закупок стоит обратить внимание на «подводные камни», с которыми придется столкнуться организатору.

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, обязано зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если этот порядок не соблюдается, физическое лицо может столкнуться с серьезными последствиями, которые предусматривает законодательство.

Соответственно, физическое лицо не может выступать в качестве организатора, если не будет выступать от имени юридического лица, либо не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Этапы функционирования совместных закупок заключается в следующем, организатор совместных закупок (далее – ОРГ) регистрируется в качестве ИП, одновременно подает заявление на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения доходы.

При данной системе налогообложения в составе доходов будет включаться только агентское вознаграждение.

Следующий этап – это поиск поставщиков и покупателей, а также организация взаимодействия между ними.

В первую очередь организатор должен проанализировать рынок, выбрать товар, который он будет продвигать, а затем заняться поисками поставщика. Этот процесс не является трудоемким и не требует усилий. Достаточно выбрать сайт, наладить связь с поставщиком, получить каталоги товаров, прайс-листы, условия минимального заказа, доставки и возврата, выяснить возможность работы с физическими лицами, бесплатная доставка до транспортной компании, возможность возврата брака.

Немаловажно на данном этапе является привлечение покупателей. Как говорилось ранее, закупки стали довольно популярны в наше время, большинство организаторов уже имеют определенную клиентскую базу, поэтому организатору необходимо выбрать свой подход для привлечения клиентов. Зачастую, организатор размещает объявление о создании закупки в социальных сетях или на сайтах. Гораздо проще, если закупки будут размещаться на уже известном сайте и являться их сегментом [1, 11].

После того как организатор определился с товаром, который он будет продвигать, поставщиком, с которым он будет непосредственно работать и покупателем, конечным потребителем, организатору необходимо разместить оферту.

После размещения оферты, организатор дает старт закупки на определенное время, за это время ему необходимо набрать минимальное количество заказов, которое обговаривается с поставщиком. Для начала, этими минимальными условиями должно быть небольшое количество заказов, от 3 до 5, что связанно с тем, что организатор обязан по закрытию закупки набрать минимальное количество заказов, и это является его обязательством перед поставщиком. Здесь нужно учитывать обстоятельства, которые могут помешать осуществить закупку в полном объеме. Во-первых, это покупатели, которые не оплатят заказ, во-вторых, это вероятность того, что нужного товара не окажется на складе поставщика, что приведет к замене товара на идентичный. Таакая ситуация может усложнить дальнейшую работу с покупателями, так как репутация организатора для покупателя будет не самой лучшей. Поэтому на данном этапе лучше выполнить минимальные требования поставщика, а свою очередь, привлекать покупателей.

После того, как заказ сформирован, все условия перед поставщиком соблюдены, организатор оформляет закупку и предоставляет все сведения по ней поставщику. После того, как заказ направлен, поставщик должен подтвердить заказ и выставить счет. Организатор оплачивает счет в установленные сроки на условиях, представленных поставщиком. Условия могут быть разные и должны оговариваться в начале работы.  Во-первых, это способ оплаты. Средства от покупателей могут быть направлены организатору на расчетный счет (если такое физическое лицо имеет регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя), либо же поставщику. При этом, поставщик должен учитывать то, что организатор должен получить вознаграждение за свою работу.

Таким образом, физическое лицо-покупатель при принятии оферты размещает данные о необходимом товаре, затем физическое лицо перечисляет на расчётный счёт ОРГа сумму за товар + агентское вознаграждение и, после этого,  ОРГ с расчётного счёта перечисляет поставщику денежные средства за товар (покупает товар за наличный расчет). Также стоит обратить внимание, что по одному договору с поставщиком сумма оплаты наличными не должна превышать 100 тыс. руб.

Завершающий этап – это доставка и передача товара. ОРГ получает товар от поставщика, условия по доставке определяются в договоре с поставщиком. Такие условия, обычно, бывают двух видов. Первый вариант: доставка организатору за счет поставщика, на условиях, прописанных в договоре (такой вариант встречается редко). Чаще всего доставка и транспортировка оплачивается организатором. В таком случае, можно заранее определить сумму доставки с поставщиком и оповестить участников закупки, главное, чтобы общая сумма товара и доставки не превышала ее стоимость на розничном рыке. Второй вариант: после того как расходы на доставку и транспортировку будут точно определены, разделить такие расходы между участниками закупки.

ОРГ, получив заказ от поставщика, расформировывает его по покупателям, зачем назначает встречу в определенном месте и раздает товар, либо же отправляет почтой. При этом расходы на такую  доставку до конечного потребителя будут являться расходами непосредственно организатора.

Существует и второй вариант передачи товара, он более надежен. Суть передачи товара заключается в единых центрах выдачи таких товаров. Схема остается той же, за исключением того, что в нее добавляется еще одно звено – это единые центры (в дальнейшем, ЕЦ). ЕЦ представляет собой центр выдачи товаров покупателям, при таком способе передачи товара ОРГ не контактирует с клиентами напрямую. Покупатель получает товар непосредственно в том центре, где ему удобней всего его получить

Работа организатора через единые центры выглядит следующим образом. Организатор получает товар от поставщика, при этом поставщик прикладывает к этому товара накладную. После того, как организатор получил товар, его обязанностью является упаковать товар по каждому потребителю.

После этого ОРГ прикладывает к товару единый документ, в составе которого находится накладная на передачу товара и отчет агента (некий акт об оказании услуг).

Как только товар готов для передачи покупателю, организатор передает товар в единый центр со всем пакетом сопутствующих документов, дальнейшая работы связанна уже с единым центром. ЕЦ выдает товар покупателю, в свою очередь покупатель подписывает прилагающие к товара документы. После выдачи товара, ЕЦ возвращает организатору подписанный пакет документов, и на этом договор между покупателем и организатором считается выполненным.


Библиографический список
  1. Заработок на совместных покупках. URL: http://zammi.ru/zarabotok-na-sovmestnyx-pokupkax.html
  2. Иванов, А.Е. Оценка синергетического эффекта в экономическом обосновании интеграции в промышленности: автореф. дис. … канд. экон. наук / А.Е. Иванов. – Челябинск, 2007. – 21 с.
  3. Иванов, А.Е. Оценка синергетического эффекта в экономическом обосновании интеграции в промышленности: дис. … канд. экон. наук / А.Е. Иванов. – Челябинск, 2007. – 142 с.
  4. Иванов, А.Е. Как поймать синергию за хвост/А.Е. Иванов//Финанс.. – 2011. -№19(398). – С. 50-52.
  5. Иванов, А.Е. Генезис синергетики/А.Е. Иванов//Современные научные исследования и инновации. – 2013. – №9(29). – С. 17.
  6. Иванов, А.Е. Российский рынок слияний и поглощений: в поисках синергетического эффекта / А.Е. Иванов // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – №41(344). – С. 60-70.
  7. Иванов, А.Е. Генезис синергетического подхода в исследованиях слияний и поглощений: развенчание главного мифа о синергии / А.Е. Иванов // Финансы и кредит. – 2013. – №42(570). – С. 69-78.
  8. Иванов А.Е. Синергетический эффект интеграции компаний: механизм формирования, оценка, учет: Монография. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 156 с.
  9. Как открыть бизнес по организации совместных закупок. URL: http://businesswit.ru/bizplan/biznes-po-organizacii-sovmestnih-zakupok.php
  10. Новикова, И. Осторожно! Совместные покупки попали в сферу внимания ФНС / И. Новикова. URL: http://acscon.ru/ostorozhno-sovmestnye-zakupki-popali-v-sferu-vnimaniya-fns/
  11. Организация совместной покупки. URL: http://ideibiznesa.biz/organizaciya-sovmestnoj-pokupki.html
  12. Совместная покупка. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Совместная_покупка
  13. Что такое «Совместная покупка?» URL: http://www.7ya.ru/chavo/buy.aspx


Все статьи автора «Updater»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: