УДК 336.38

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Баснукаев Муса Шамсудинович
Чеченский государственный университет
заведующий кафедрой Налоги и налогообложение

Аннотация
В настоящей статье представлены научно-практические подходы к организации финансирования строительной отрасли европейских стран. Проведенный анализ имеет региональный разрез. В статье определяются региональные особенности организации и реализации программ государственной поддержки предприятий отрасли.

Ключевые слова: государственное регулирование, региональная экономика, финансовое обеспечение, экономика строительства


FOREIGN EXPERIENCE OF REGIONAL ORGANIZATION OF FINANCING OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Basnukaev Musa Shamsudinovich
Chechen state University
Head of Department of Taxes and taxation

Abstract
This article presents the scientific and practical approaches to the organization of financing of the construction industry in European countries. The analysis has a regional structure. In the article are determined by regional peculiarities of organization and implementation of programs of state support of industry enterprises.

Библиографическая ссылка на статью:
Баснукаев М.Ш. Зарубежный опыт региональной организации финансирования строительной отрасли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5452 (дата обращения: 21.02.2018).

Рассмотрим ряд элементов из зарубежной практики финансирования организаций строительной отрасли, актуальных для заимствования или совершенствования в России.

1.  Xарактерная черта современной смешанной экономики – партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В экономике ряда развитых, а в последнее время – и развивающихся стран эта форма взаимодействия бизнеса и власти стала практиковаться с 1980-х гг. [2]

Механизм ГЧП широко используется в мировой практике для привлечения частного капитала с целью развития и дальнейшего управления общественной инфраструктурой.

В соответствии с классификацией Евросоюза различают договорную (концессии) и институционализированную (создание компаний со смешанным государственно-частным капиталом, переход под частный контроль уже существующего государственного предприятия) формы государственно-частного партнёрства. В Италии, например, контрактными партнёрствами являются концессии, лизинг, спонсорство и др. Институциональные формы партнёрства включают: совместные государственно-частные предприятия, совместные предприятия по восстановлению городов.

Несколько иная классификация форм государственно-частного партнёрства представлена В. Варнавским. По степени участия частного сектора в реализации прав собственности он выделяет контрактные и концессионные формы. При этом к первым относятся: поставка продукции для государственных нужд; гражданские контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; контракты технической помощи; субконтракты; контракты на управление. Ко вторым – лизинг и концессии. Отдельной формой партнерств рассматриваются совместные предприятия, создаваемые государством в доле с частным капиталом, имеющие множество типов в зависимости от степени участия государства, организационных форм и т.д. [1, 3]

В практике государственно-частного партнёрства наиболее распространены контракты на выполнение работ, включая строительные (строительство морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений и т. д.), а также на оказание общественных услуг, на управление, поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи.

2.  В современной международной практике существует ряд механизмов, обеспечивающих надлежащую правовую защиту интересов всех участников проектного финансирования, вместе с тем, применение в российском правовом поле большинства из них не возможно вследствие отсутствия адекватной законодательной базы и/или сопряжено с повышенными юридическими рисками.

В число особенностей международного законодательства, обуславливающих применение технологий проектного финансирования в финансовой документации, входят следующие:

А) создание самостоятельной в правовом и экономическом смысле проектной структуры (компании) специального назначения для реализации проекта – специализированной компании в качестве носителя проекта со своими доходами – источником возврата инвестиционных ресурсов – Специализированное хозяйственное общество (СХО) – SPV.  В России законодательство исходит из общей правоспособности любой коммерческой организации, что не позволяет адекватно использовать данный инструмент на российском рынке;

Б) существует институт специальных проектных (номинальных) счетов типа «эскроу», обеспечивающих необходимые кредиторам полномочия по распоряжению поступающими на них средствами, что с точки зрения эффективного применения и развития проектного финансирования одним из основных условий.  Установлены следующие особенности данных типов счетов:

Аккумулирование средств, не принадлежащих владельцу номинального банковского счета;

Информирование владельца денежных средств об остатках на счете, операциях по счету, предъявленных требованиях, запретах и ограничениях;

Ограничение возможности распоряжения владельцем номинального банковского счета средствами, зачисленными на счет;

На денежные средства не обращается взыскание в рамках исполнительного производства;

Запрет одностороннего изменения условий и расторжения договора номинального банковского счета;

Отдельные попытки установления сопоставимого со счетом «эскроу» правового режима в российской банковской практике предпринимались, например, в форме введения механизма безакцептного списания средств с банковского счета по требованию третьего лица;

В) существует возможность государственной регистрации права ипотеки будущего объекта недвижимости, а также залога безналичных денежных средств, которые поступят на банковский счет проектной компании в будущем, т.е. возможность использования кредитором механизма обеспечительной уступки будущих денежных поступлений;

Г) предусмотрен институт управляющего обеспечением (залогом). Введение в рамках залоговой реформы в России подобного института соответствует потребностям участников рынка и предоставит дополнительные возможности по оптимизации усилий, затрачиваемых на обслуживание заложенного имущества, а также позволит закрепить правило, согласно которому решение о назначении или прекращении полномочий управляющего залогом является обязательным для всех залогодержателей и запрещает односторонний выход залогодержателей из соглашения.

3.  Другим важным элементом финансирования в строительной отрасли является специфика заключаемых договоров.

В мировой практике взаимоотношения инвесторов и строителей регулируются контрактами. Для этой цели, разработаны соответствующие документы по проведению торгов и заключению договоров подряда, которые предопределяют функции отдельных участников инвестиционного процесса. Фирмы, участвующие в строительстве по поручению заказчиков являются инжиниринговыми, многие из них объединились в Международную организацию инженеров-консультантов строительного профиля БГОЮ (со штаб-квартирой в США), существующую уже более 20 лет и разрабатывающую правила и стандарты, которыми руководствуются строители США и Европы. Условия типовых контрактов, разработанные БГОТС, широко используются при выполнении международных и национальных строительных проектов.

Отличительная-особенность американской контрактной системы от российских договоров состоит в том, что контракт подписывают не только заказчик и подрядчик, но и так называемый «поручитель генподрядчика». В роли поручителя выступает страховая компания, с которой заказчик заключает соглашение, обязывающее эту компанию принять на себя ответственность за состоятельность генподрядчика. Трехстороннее соглашение между заказчиком, поручителем и генподрядчиком устанавливает обязанности поручителя и сумму, за которую поручитель взял на себя указанную ответственность. Такая тройная система контрактных договоров способствует выполнению сроков окончания строительства объектов и снижению рисков при финансировании строительства. В США в зависимости от специфики строящихся объектов используются разные формы контрактов, чаще других такие: заказчик – управляющий – подрядчик, заказчик – подрядчик, заказчик – завод – изготовитель[4].

4.  Рыночные механизмы, как свидетельствует опыт США и других развитых стран, могут и должны способствовать процессу сокращения сроков морального физического износа оборудования в строительстве. Экономическая интеграция обеспечивает взаимосвязь в процессе модернизации воспроизводства на инновационной базе инвестиционного и строительного рынка, что позволяет более эффективно использовать предпринимательские и капитальные ресурсы.

В связи с этим в сфере строительства может быть востребован опыт зарубежных стран в государственно-финансовом регулировании системы управления рисками национальной инновационной системы.

Исследование опыта развитых стран (США, Японии, стран ЕС, а также Китая) с точки зрения их успехов в создании финансовых институтов инновационной инфраструктуры, и в том числе методов и инструментов управления рисками, используемых при финансировании инновационной деятельности в строительстве, позволил выделить следующие основные их формы [5, 6]:

• финансовая поддержка предприятий, реализующих инновационные проекты, для компенсации возможных рисков, в том числе процедуры льготного и упрощенного предоставление оборотного капитала и субсидий;

• снижение финансовых рисков инновационных проектов в части обеспечения проекта финансированием, особенно на первых этапах развития предприятия, путем отлаженных процедур привлечения частного венчурного капитала на выгодных условиях, включающих льготное налогообложение;

• предоставление безвозмездной государственной технологической поддержки инновационных предприятий, в том предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, оказание информационной и консультационной помощи инновационным компаниям;

• госпрограммы финансовой и технической поддержки инновационных предприятий, выполняющих НИОКР по приоритетным направлениям государственной инновационной политики (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай);

• прямое финансирование (субсидирование, в том числе предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на финансирование инновационных проектов; предоставление займов), достигающих 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);

• предоставление беспроцентных ссуд (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50 % затрат на внедрение инноваций (Германия);

• целевые дотации на проведение НИОКР (практически во всех развитых странах);

• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможных финансовых рисков (Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Англия);

• создание специальной инфраструктуры для развития страхования рисков инновационных проектов (Япония, Германия, США, Австрия, Япония и др.);

• государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);

• поддержка и развитие частного венчурного инвестирования;

• создание крупных государственных организаций (корпораций, агентств) предоставляющих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную помощь инновационным компаниям (США, Япония, Индия, Китай и др. страны);

• предоставление на достаточно открытых и конкурентных условиях государственных контрактов (государственных заказов) на проведение НИОКР.

Использование методов и инструментов управления рисками, используемых при финансировании инновационной деятельности на практике осуществляется как в строительстве, так и в других отраслях за рубежом.  При этом учёт подобного опыта может становиться одним важных элементов, принимаемых во внимание при разработке мер по совершенствованию механизмов финансирования в строительстве.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Варнавский В. Партнёрство государства и частого сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 31–32.
  2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: Междунар. инновац. центр, 2010.
  3. Моттаева А.Б., Шлафман А.И. Межотраслевые и межрегиональные инновации в экономике России // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 114.
  4. Романовский М.В., Шкута Д.Д.  Государственно-финансовое регулирование системы управления рисками национальной инновационной системы в России // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1. С. 83-84.
  5. Шлафман А.И. Организация стратегического взаимодействия малого предприятия с кластером//Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2002. -14 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: