УДК 338.48

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ В СЕЛЬСКОМ ТУРИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Петрова Наталья Владимировна
Карельский институт туризма – филиал Российской международной академии туризма
специалист по научно-исследовательской работе

Аннотация
В статье рассмотрено формирование предпринимательской сети в сельском туризме с учетом региональных особенностей Республики Карелия. Актуальность темы объясняется необходимостью развития сельского туризма для создания новых рабочих мест в условиях смены технологических укладов. Статья содержит анализ и обоснование наиболее эффективных организационных структур для развития сельского туризма.

Ключевые слова: механизм взаимодействия субъектов, предпринимательская сеть, сельский туризм


FORMATION MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN BUSINESS NETWORK MEMBERS IN RURAL TOURISM ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KARELIA

Petrova Natalya Vladimirovna
Karelian Tourism Institute - branch of the Russian International Academy of Tourism
researcher

Abstract
The article discusses the formation of entrepreneurial networks in rural tourism on example the Republic of Karelia. Relevance of the topic is explained by the need to develop rural tourism to create new jobs related to changing technological structures. The article contains the analysis and justification of the most effective organizational structures for the development of rural tourism.

Keywords: enterprise network, Rural tourism, the mechanism of subjects interaction.


Библиографическая ссылка на статью:
Петрова Н.В. Формирование механизмов взаимодействия субъектов предпринимательской сети в сельском туризме на примере Республики Карелия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5380 (дата обращения: 30.09.2017).

Введение. На сегодняшний день сложился ряд необходимых предпосылок для формирования трансграничной сетевой модели развития сельского туризма на приграничных территориях Республики Карелия и Финляндии: наличие определенной инфраструктуры, общность естественных условий и пространственных характеристик, общность историко-культурного развития и активное двустороннее экономическое сотрудничество. Еще одной специфической особенностью Республики Карелия (и ее конкурентным преимуществом в отношении развития сельского туризма) выступает ее месторасположение. Республика Карелия одновременно выступает в роли периферийного (с точки зрения удаленности от крупных экономических центров) и приграничного (наличие общей границы с другими государствами) региона, что оказывает определенное влияние на его социально-экономическое развитие. Появляющиеся в этой связи проблемы и пути их решения затрагивают широкий комплекс аспектов [1–24], из числа которых в данной работе более подробно исследовано формирование механизмов взаимодействия субъектов предпринимательской сети в сельском туризме [20].

Открытие новых пунктов пропуска на границе Россия–Финляндия, развитие субширотных транспортных коридоров и формирование мультимодальных транспортных узлов, что закреплено в системе стратегических приоритетов развития Республики Карелия, также будет способствовать формированию новых туристских потоков в регион и развитию международного сельского туризма [16–19].

Закономерно, что сельский туризм Постановлением Правительства Республики Карелия [15] отнесен к числу приоритетных видов туризма.

Формирование механизмов взаимодействия субъектов предпринимательской сети в сельском туризме на примере Республики Карелия. Первым шагом к созданию трансграничной сети сельского туризма должно стать создание региональной сети, которая объединит участников сельского туризма в Республике Карелия (рис. 1).

Рис. 1. Региональная сеть сельского туризма

Сетевые структуры, основанные на горизонтальных связях, создают эффект синергетики, стимулируя творческое взаимодействие входящих в сети элементов. Например, в статье [13] на примере экономических связей университетов путей сообщения показано, что «наиболее эффективной организационной структурой для реализации парадигмы «открытых инноваций» является структура предпринимательской сети, вокруг которой выстраиваются другие участники инновационных процессов (государственные органы, предприятия сектора реальной экономики и т.п.)» (Ногин В.А., Рачек С.В., Юрин С.В., 2014).

В данной работе рассматривается трансграничная сеть сельского туризма, которая свяжет между собой региональные сети Республики Карелия и Восточной Финляндии при помощи Координационного Центра, главной функцией которого будет взаимодействие с участниками сети и обеспечение маркетингового продвижения единого бренда территории (рис. 2). В состав трансграничной сети войдут туристские фирмы, гостиницы и другие средства размещения, предприятия питания, транспортные, страховые и банковские организации, учебные заведения, специализирующиеся на подготовке специалистов для сферы туризма, некоммерческие организации, профессиональные ассоциации развития сельского туризма, туристские информационные центры, органы местного самоуправления, инновационные структуры, учреждения культуры, этнокультурные центры и т.д.

Рис. 2. Трансграничная сеть сельского туризма

Основой трансграничной сетевой организации должны стать предприятия инфраструктуры сельского туризма в Карелии и Финляндии, связанные между собой международными маршрутами. В Карелии и Финляндии уже имеется опыт разработки подобных маршрутов:

  • Голубая дорога» (Норвегия — Швеция — Финляндия — Республика Карелия — Архангельская область)
  • «Золото Лапландии» (Петрозаводск – Костомукша – Куусамо – Рованиеми)
  • «Дорога горных промыслов» (Петрозаводск – Оутокумпу)
  • «Белая дорога» (Карелия – Северная Финляндия) и др.

Обсуждение Россией и Финляндией возможности совместных проектов по облегчению визового режима для туристических групп, прибывающих на короткие сроки, в том числе и для туристов из третьих стран, создает дополнительные возможности для развития трансграничной туристской сети.

Эффективность сетевой организации сельского трансграничного сотрудничества. На основе анализа предпринимательских сетей Дроздов Г.Д. (2005) приводит следующие принципы их эффективности [7].

1. Принцип синергичности, который заключается в том, что эффективность функционирования бизнес-единиц в качестве сетевых партнеров должна превышать их эффективность при автономном функционировании.

2. Принцип сочетаемости общей эффективности предпринимательской сети с локальной эффективностью всех сетевых партнеров.

3. Принцип целевого соответствия (непротиворечивости) целей бизнес-единиц, входящих в предпринимательскую сеть.

4. Принцип разнообразия эффектов предпринимательской сети, учитывающих специфические интересы всех ее участников.

Составной частью формирования сетей в туризме является технология создания системы управления сетевым взаимодействием, которая включает следующие этапы:

  • выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности предприятий и организаций, входящих в сети, к соответствующей модели управления;
  • выявление проблем, стоящих перед сетями и  постановка задачи разработки модели управления;
  • моделирование органов управления сети; создание основных элементов сети, ключевых узлов и пр., правовое оформление органов управления; определение функциональных задач всех элементов сети;
  • создание системы мотивации для субъектов сетевого взаимодействия;
  • определение эффективности сетевого взаимодействия.

На первом этапе данного алгоритма решаются задачи, связанные с вопросом выбора содержания деятельности сети («Какие задачи решаются сетью?»). В этом случае определяется модель будущей сети: адаптивная, модель использования внешних ресурсов, ситуационная, модель партнерских взаимоотношений, сетевого взаимодействия.

В процессе деятельности сети необходимо научно-методическое сопровождение ее деятельности. Алгоритм реализации научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия туристских предприятий со стороны координирующего центра включает следующие этапы:

1. Создание потенциала взаимодействия:

-       формирование общего понимания о качестве туристских услуг и инициатив по повышению этого качества разными субъектами влияния;

-       экспертная поддержка проектов по организации взаимодействия в сфере туризма, направленных на повышение качества туристских услуг;

-       организация конкурсов для выявления и поддержки проектов взаимодействия, направленных на повышение качества туристских услуг.

2. Усиление влияния потенциала взаимодействия:

-       постановка задач повышения качества туристских услуг в региональной системе;

-       использование взаимодействия для создания сетевых программ, проектов, структур;

-       оценка деятельности туристских предприятий по использованию взаимодействия в решении задач повышения качества туристских услуг.

3. Распространение влияния эффективных форм взаимодействия на сферу туризма:

-       организация исследований по оценке и обобщению опыта и форм взаимодействия разных субъектов сельского туризма;

-       определение задач и направлений взаимодействия для решения задач стратегического развития сельского туризма;

-       использование потенциала взаимодействия для создания сектора инновационного развития сельского туризма;

-       организация подготовки и повышения квалификации персонала в сфере сельского туризма.

4. Легитимация форм и субъектов взаимодействия в системе сельского туризма:

-       нормативно-правовое обеспечение взаимодействия субъектов сельского туризма;

-       нормативно-правовое обеспечение реализации сетевых проектов, программ и структур.

Развитие сетей сельского трансграничного туризма. Для учета интересов всех участников предпринимательской сети необходимо разработать общую стратегию ее развития.

Основные принципы регулирования создания и развития предпринимательских сетей:

- сочетаемость целей всех участников – сетевых партнеров;

- обеспечение взаимного интереса всех участников в результате деятельности;

- учет специфики сетевых партнеров и особенностей их интеграции;

- единство стратегических целей и тактических задач;

- проектная проработка и обоснованность решений по ее функционированию;

- коллективное участие в принятии решений, касающихся всех сетевых партнеров;

- наличие координационного центра, обеспечивающего согласованность действий и решений;

- добровольное вхождение в предпринимательскую сеть на взаимовыгодных основах;

- обязательное и своевременное выполнение взятых на себя обязательств, соответствующих принятым планам;

- обратная связь, непрерывность и своевременность реакций на изменения внутренней и внешней среды.

Создание российско-финляндской трансграничной бизнес-сети активизирует международный туризм в приграничных регионах, позволит улучшить качество туристской инфраструктуры, уменьшит уровень безработицы, повысит эффективность деятельности отдельных участников сети, улучшит качество туристских и сопутствующих услуг, уменьшит транзакционные расходы и расходы на рекламу и т.д.

Данный проект будет иметь позитивное влияние на экономику и занятость населения в Республике Карелия путем развития туристского бизнеса и международного сотрудничества в области сельского и природного туризма. Возрастающее количество туристов принесет в регион больший доход и возможности для инвестиций, которые также усилят развитие других сфер экономики в форме положительного косвенного экономического и социального влияния туризма.

Длительное влияние на экономическое развитие и занятость населения будет достигнуто укреплением местных сетей и сотрудничества между властями, предпринимателями, посредническими организациями и участвующими образовательными институтами. Вовлечение местных властей будет способствовать также развитию необходимой инфраструктуры в регионе. Сотрудничество целевых групп между собой будет способствовать социальному и экономическому развитию региона. Например, проект даст возможность небольшим компаниям сотрудничать друг с другом и формировать более широкие пакеты услуг, которые быстрее будут привлекать туристов и этот способ принесет больше выгоды, чем если бы компании работали в одиночку. Данный проект отвечает целям и приоритетам программы построения постоянных сервисных структур, поддерживающих международное взаимодействие и торговлю.

Обсуждение и выводы. Необходимо заметить, что сельский туризм представляет эффективное направление  социально-экономического развития тех территорий, где имеется недостаточно используемый туристско-рекреационный потенциал. При этом развитие сельского туризма способствует созданию новых рабочих мест. Тем самым в значительной мере компенсируется отрицательное влияние снижения занятости в сельском хозяйстве и в лесопромышленном комплексе, традиционно доминировавшем на определенных территориях [17, 19]. Необходимо подчеркнуть, что указанное снижение занятости является неизбежным в современных условиях смены технологических укладов [23, 24].

Социально-экономический эффект от поддержки сельского туризма как фактора устойчивого развития территории достигается лишь при комплексном подходе к управлению его развитием [7]. Комплексный подход предполагает использование, как показано выше, синергетического эффекта. Реализация потенциала такого подхода в условиях Республики Карелия имеет отличительные особенности, из числа которых обратим внимание на протяженную границу с Финляндией. В этой связи закономерным является формирование трансграничных туристских кластеров [22] как элемента экономического пространства [10, 11, 21]. В современных условиях перспективной формой ведения трансграничного экономического взаимодействия в области сельского туризма являются сетевые структуры, развитие которых рассмотрено в данной работе.

 


Библиографический список
  1. Англинов К.А. Перспективы устойчивого развития сельского туризма в России // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 102-107.
  2. Анисимова Н.Н., Демерчян Н.С., Зотова С.В., Кантемиров Д.А. Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности рекреационной сферы России // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 108-115.
  3. Биктимирова Е.Д., Васильева А.В., Кярмениеми С. Развитие приграничных туристско-рекреационных зон как одна из форм сотрудничества Карелии и Финляндии // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2013. № 5. С. 112-121.
  4. Боголюбов В.С., Никитина О.А. Сельский туризм как форма развития новых социально-финансовых отношений в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 7-42. С. 183-187.
  5. Воскресенский В.Ю. Российские туристические рекреационно-оздоровительные комплексы как фактор интеграции туриндустрии страны в систему международного туризма // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. № 8. С. 62-66.
  6. Гварлиани Т.Е., Бородин А.Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 4-3. С. 61-65.
  7. Дроздов Г.Д. Эффективность предпринимательских сетей // “кономическое возрождение России. – 2005. – № 2(4)
  8. Жукова М.А. Роль сельского туризма в устойчивом развитии российских регионов // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 142-151.
  9. Колесников Н.Г. Оценка социально-экономической эффективности субсидирования производства на периферийных территориях // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 36. С. 50-56.
  10. Колесников Н.Г. Приграничность и периферийность как факторы экономического развития региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. Т. 3. № 31. С. 117a-120.
  11. Колесников Н.Г. Приграничность как фактор экономического развития региона // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2012. № 6. С. 116-123.
  12. Колесников Н.Г., Петрова Н.В.   Социально-экономическая эффективность субсидирования сельского и аграрного туризма в регионе // Управление экономическими системами. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.uecs.ru
  13. Ногин В.А., Рачек С.В., Юрин С.В.  Формирование «механизмов связей» в модели предпринимательской сети университетов путей сообщения // Управление экономическими системами. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.uecs.ru
  14. Петрова Н.В. Информационные аспекты формирования региональных и трансграничных кластеров сельского туризма // В сборнике: ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА XXI ВЕКА. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2013. С. 163-165.
  15. Постановление Правительства РК от 06.12.2012 N 372-П “О долгосрочной целевой программе “Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы”.
  16. Российско-Финляндское партнерство в модернизации национальных экономик // Сборник материалов / М-во экономического развития Российской Федерации, Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии; [отв. ред. В. А. Шлямин]. Санкт-Петербург, 2011. 437 с.
  17. Савельев Ю.В., Титов А.Ф. Трансформация государства и общества: системная модель модернизации как основа стратегии развития России // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2012. № 6. – С. 12-19.
  18. Спиряевас Э. Развитие международного туризма в Литве: сравнительный анализ региональных аспектов // Балтийский Регион. 2013. № 1. С. 116-127.
  19. Толстогузов О.В. Регион в условиях глобализации: пространственный и институциональный аспекты // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2012. № 6. С. 20-29.
  20. Шишкин А.И., Биктимирова Е.Д. Методические основы создания туристско-рекреационного кластера «Заонежье» (Республика Карелия) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 2 (26). С. 74-86.
  21. Шишкин А.И., Колесников Н.Г. Инвестиции из сопредельных стран в приграничных регионах северо-запада России // Экономика и управление. 2009. № 12. – С. 41-44.
  22. Шишкин А.И., Петрова Н.В. Трансграничное пространство развития сельского туризма республики Карелии и Финляндии // Экономика и управление. 2013. № 3. С. 16-20.
  23. Шлямин В. Торговая стратегия и практика России со странами Евросоюза последствия вступления России в ВТО для Российско-Финляндских экономических отношений // Международная экономика. 2012. № 9. С. 58-66.
  24. Шлямин В., Нарышкин А. Международное государственно-частное партнерство на примере российско-финляндских отношений // Международная экономика. 2012. № 10. С. 51-58.


Все статьи автора «Колесникова Наталья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: