УДК 33

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Серочудинов Евгений Сергеевич1, Аникина Полина Борисовна2
1Тюмeнcкaя гocyдapcтвeннaя aкaдeмия миpoвoй экoнoмики yпpaвлeния и пpaвa, доцент кафедры НЭМ
2Тюмeнcкaя гocyдapcтвeннaя aкaдeмия миpoвoй экoнoмики yпpaвлeния и пpaвa, студентка 2 курса

Аннотация
Данная статья посвящена управлению персоналом в малом бизнесе. Актуальность выбранной темы определяется потребностями совершенствования практики управления персоналом в малом бизнесе. Поэтому поиск и создание требуемой системы управления персоналом осуществляется на основе качественно нового подхода к эффективной организации управления кадрами.

Ключевые слова: менеджмент, методы управления персоналом, управление персоналом


ESPECIALLY PERSONNEL MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS

Serochudinov Evgeniy Sergeevich1, Anikina Polina Borisovna2
1Tyumen State Academy of World Economics Management and Law, Associate Professor
2Tyumen State Academy of World Economics Management and Law, 2nd year student

Abstract
The article is dedicated to staff management in small business. The relevance of chosen theme is defined by interest in improvement of staff management practice in small business. Therefore searching and building of required staff management system are based on new level of quality approach to effective organization of staff management.

Keywords: personnel management


Библиографическая ссылка на статью:
Серочудинов Е.С., Аникина П.Б. Особенности управление персоналом в малом бизнесе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5337 (дата обращения: 07.06.2018).

Управление персоналом — одна из важнейших составляющих частей менеджмента, которая использует совокупность идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами.

Процесс управления персонала содержит в себе следующие этапы:

1) Отбор персонала;

2) Адаптация персонала;

3) Оценка персонала;

4) Обучение и развитие персонала;

5) Корпоративная культура;

6) Мотивация персонала

Подбор и управление персоналом считается одной из главных задач при ведении любого бизнеса. Если в большой компании отбором персонала занимается специализированное подразделение, то в таком случае в малом бизнесе подобным трудом, чаще всего вынужден заниматься сам предприниматель. [1, c.26]

Отличительные черты малого бизнеса требуют от управляющего профессионализма, мастерства в сфере управления персоналом. Особенности управления персоналом малого предприятия в следующем:

1) гибкая организация труда и комплексный характер деятельности;

2) отсутствие  многоуровневой организационной структуры;

3) компетентность работников;

4) минимальный уровень  бюрократичности  в  работе;

5) организационная подготовка фактически отсутствует;

6) малое предприятие предъявляет завышенные требования к собственным качествам сотрудника;

7) основы отбора персонала время от времени нацелены не на прямые, а на косвенные подтверждения профессиональной пригодности;

8)  социальная незащищенность работников;

9) различие исходных условий предприятий/

Выделяют также  еще одну особенность  управления персонала – это широкий выбор работников. Существующая безработица пре­доставляет руководителям возможность нанимать сотрудников за невысокую оплату труда. При этом имеется возможность эконо­мить на социальных льготах и условиях труда. [2, c. 425]

Существует множество методов управления персоналом (см. рис. 1) 

Рисунок 1 – Методы управления персоналом.

Выделяют так же альтернативные методы, такие как:

1) менторинг;

2) buddying;

3) job shadowing

4) «Внедолжностная карьера»

Главной целью менторинга, является развитие персонала, при котором более опытный работник, днлиться своими профессиональными знаниями с другим, менее опытным сотрудником, на протяжении определнного времени. После чего, сотрудник сумеет с абсолютной ответсвенностью исполнять возложенные на него поручения.

Целью buddying, считают достижения производственных задач. В основе данного метода лежит предоставление друг другу информации, объективной обратной связи. Порой buddying называют неофициальным наставничеством, равным коучингу.

Job Shadowing – в настоящий период один из известных за рубежом методов обучения персонала. Сущность его состоит в надзоре за действиями работника предприятия и изучении особенностей его деятельности.

Выделяют ряд альтернатив внедолжностной карьеры:

1) спецзадание;

2) свой проект;

3) индивидуализация ;

4) статусные функции;

5) ранжирование по категориям;

6) корпоративные состязания;

7) резерв;

8) ролевое структурирование.

Анализ управления персоналом проводился в трудовом коллективе гостинице «Югорская».

Процесс управления персоналом в гостинице представлен следующими компонентами:

- подбор персонала персонала;

- адаптация персонала;

- развитие персонала;

- мотивирование персонала.

Отбор персонала в гостинице «Югорская» как происходит из различных источников. Ответственные за отбор персонала – отдел кадров. Отдел кадров выполняют следующие задачи:

- поиск подходящих претендентов из числа сотрудников самой организации;

- рассылка маркетинговых объявлений в печатных изданиях и в сети интернет.

Наиболее распространенным методом, является продвижение данных о свободной должности. С целью данного управления руководство гостиницы уведомляет абсолютно каждого из сотрудников о новой должности, что предоставляет им возможность подавать заявления до того, как будут обсуждаться другие заявления. Из общего количества претендентов в гостинице «Югорская» отбираются ряд наиболее подходящих.

Руководство гостиницы кроме того, проводит регулярные программы обучения и подготовки сотрудников, помогая абсолютному раскрытию их способностей. Руководство гостиницы выделяет средства на обучение и переквалификации сотрудников, однако, в недостаточном объеме. Помимо этого концепция обучения не совершенна, таким образом, обучение происходит на рабочем месте, где сотрудник может помочь новичку освоить трудовые операции, а специалист читает лекции группе сотрудников на их рабочем месте.

После рассмотрения процесса управления персонала в гостинице «Югорская» можно сделать вывод, что в данной системе существуют проблемы,  которые необходимо решать – это:

1) нехватка квалифицированного персонала;

2) пренебрежение программам обучения и подготовки сотрудников;

3) неудовлетворительная система мотивации персонала.

Рационально, следует сформировать службу управления персоналом и принять на работу высококвалифицированного специалиста на должность руководителя службы – для эффективной системы управления персоналом. Внедрение должности управляющего службы управления персоналом даст возможность проводить высококачественный отбор и наем персонала, что непременно должно будет усовершенствовать качество оказываемых гостиницей услуг и получить ожидаемый доход .

Таблица 1 -  Затраты на организацию должности руководителя службы управления персоналом.

Содержание Сумма, руб.
Оргтехника 20000
Средства связи 500
Мебель 30000
Расходы на материалы 15000
Заработная плата за год 360000
Итого 425500

Таким образом, в гостинице «Югорская» ожидаемые затраты на создание должности и её спецоборудование согласно расчетам составят  425 500 рублей.

Экономический эффект с введения в состав  должности руководителя службы управления персоналом определим по формуле:

Таблица 2-Прогноз экономических показателей гостиницы «Югорская» с учетом рекомендаций

Показатели

Сумма, руб

2013 год 2014 год
Выручка 1700000 2200000
Себестоимость 1000000 1500000
Налоги 180000 230000

Таким образом, ожидаемый экономический эффект от введения в штат должности руководителя службы управления персоналом составит:

2200000 – 1500000 – 230000 – 425500 = 44500 рублей

Из расчетов видим, что мероприятие по введению должности руководителя службы управления персоналом в гостинице  экономически обосновано и целесообразно.

В гостинице «Югорская» процесс обучения предлагается  осуществлять без отрыва от рабочего времени, напрямую в гостинице «Югорская». Далее предлагается заключить договор на проведение курса повышения квалификации с Сургутским  институтом мировой экономики и бизнеса.  Институт имеет разрешение на образовательную деятельность,  и следовательно затраты на обучение  относятся  на себестоимость услуг.

Для того чтобы повышение квалификации стало более эффективным в гостинице, руководству следует поддерживать переквалификацию сотрудников непосредственно финансово.

Необходимо применять современные методы обучения и подготовки персонала, такой как job shadowing. После внедрение этого метода в гостинице «Югорская», понизиться вероятность найма немотивированных работников, усовершенствуются способности персонала по предоставлению информации в доступном виде, и повыситься осознанность своих собственных действий в работе.

В ходе рассмотрения мотивационной структуры гостиницы «Югорская» было выявлено отсутствие нематериальных стимулов. Для разработки стимулирующего механизма было проведено исследование среди сотрудников, целью которого было выявление не  экономических ожиданий от гостиницы.

Таблица 4 – Мотивационные ожидания гостиницы «Югорская»

Факторы, оказывающие влияние на мотивацию

Процент респондентов (%)

Психологический климат в коллективе

85

Рабочая сфера и льготы

55

Делегировании полномочий

25

Общение и  коммуникация

80

Поощрение творчества

70

Развитие и обучение

68

Заинтересованность в работе

62

Политика гостиницы

85

На основании данного исследования разработаны следующие методы мотивации:

- своевременное решение конфликтных ситуаций;

- формирование и проработка социально-значимых традиций и ритуалов;

- организация делегирования полномочий;

- внедрение практики неформальных бесед с управляющим и общения на личные темы;

- участие сотрудников в тематических собраниях с участием партнеров и конкурентов в конференциях и форумах.

- организация информационной рассылки среди сотрудников, в которой освещаются последние новости компании, торжественные события, выборочный опрос суждений.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало, что организация деятельности персонала становится эффективной при системном управлении, включающем диагностику действий, способов и операций управленческого воздействия, установление мотивационного механизма построения системы взаимодействия различных групп сотрудников с целью реализации задач гостиницы «Югорская».

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления/ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2006 г. – 324 с.
  2. Десслер Г. Управление персоналом [Электронный ресурс]. –М : БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г . – 799 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аникина Полина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация