УДК 331.5:63

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Стукач Виктор Федорович
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук

Аннотация
Рассматривается методика и практика применения в учебном процессе организационно-деятельностных игр, использования творческого потенциала студентов и преподавателей в решении социально-экономических проблем региона, инструмента мониторинга и оценки качества учебного процесса.

Ключевые слова: деловая игра, инновации, потенциал региона, проблемно-ориентированный подход, развитие, регион, стратегия, творческий потенциал студентов, управление персоналом


POTENTIAL BUSINESS GAME IN ADDRESSING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Stukach Victor Fedorovich
Omsk State Agrarian University
Professor of Management and Marketing, Doctor of Economic Sciences

Abstract
The technique and practice of the learning process in the organizational activity games, the use of the creative potential of students and teachers in solving socio-economic problems of the region, a tool for monitoring and assessing the quality of the education.

Keywords: management


Библиографическая ссылка на статью:
Стукач В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240 (дата обращения: 16.01.2018).

В Омском государственном агарном университете им. П. А. Столыпина имеется многолетняя практика применения в учебном процессе организа­ционно-деятельностных игр с целью   использования творческого  по­тенциала  студентов и  преподавателей в решении социально-экономических проблем ре­гиона. Игра рассматривается в качестве   инструмента мониторинга и оценки учебного процесса.

Учебно-методические задача состоит в том, чтобы побудить студентов к це­лостному восприятию реально протекающих в жизни процессов, а также осуществить мониторинг качества и объема, полученных студентами знаний по социально-экономическому циклу дисциплин, с целью внесения усовершенствований в учебный процесс. Единство методики  ежегодно проводимых деловых игр по актуальным для региона проблемам позволяет отслеживать динамику качества, как по отдельным учебным потокам, так и во времени.  Если иметь в виду практический результат обучения, то он состоит в том, что формируется активная позиция будущих специалистов в прово­димых преобразованиях, отрабатываются навыки интеллектуальной групповой ра­оты. Достигаются  ­ новые конкретные результаты, с точки зрения научного осмыс­ления проблемы. Тема игры  2014 года  разрабатывалась в рамках  реализации про­граммного документа «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года».

Цель:  Использовать потенциал студентов, преподавателей, работников орга­нов управления для решения актуальных социально-экономических проблем региона, изучение и оценка учебного процесса, совершенствование подготовки специалистов.

Решаются следующие задачи: 1) способствовать развитию стратегического мышления специалистов в инновационной деятельности, обу­чить практическим навыкам реинжиниринга бизнес-процессов; 2) выбрать стратегию решения проблем менеджмента при формировании инновационных систем, внедрении процессного подхода, реинжинирингу существующих про­изводственных и ры­ночных систем; 3) привлечь внимание молодежи к исполь­зованию процессного подхода в управлении производством.

Чем вызвано столь пристальное внимание к процессному подходу и  к управле­нию бизнес-процессам?  Почему это стало  темой  организационно-дея­тельностной игры? Выбор темы связан с тем, что причиной сложившееся от­ставание в темпах развития экономики, наряду с другими, является  невысокое качество менедж­мента  во всех звеньях, как на уровне предприятия, так и в ор­ганах управления. Выражается это в том, что за частными бюрократическими интересами работ­ников отдельных служб аппарата теряются  основные цели. Создается впечат­ление, что каждая структура или руководитель выполняют свои узкие  функции хорошо, а общие результаты плохие. И это  как в отдель­ном предприятии, так и в отрасли в целом. А над всем тяготеет бумажный по­ток.

Наиболее распространенной  является линейно-функциональная структура, получившая широкое распространение еще с советских времен. В парадоксаль­ном  проявлении её изобразил  сатирик А. Райкин в сюжете, когда отдельные части костюма шили разные люди, а в результате костюм был непригоден к использованию, что характерно, каждая деталь была  сделана хорошо, заказчик не имеет претензий к отдельным  исполнителям.

Для получения информации о состоянии дел в реальной практике  сельско­хозяйственных организаций был принят, так называемый проблемно-ориентированный подход, суть его в том, что выявляются проблемы мешающие росту. В течение  полугода студенты-выпускники (97 человек) оценивали состояние дел в хозяйствах. Хозяйства отобраны по принципу: – либо там живут их роди­тели,  для горожан -  использованы впечатления,  полученные во время про­хождения практики.  В результате  обработки материалов студентов, высту­пивших в качестве  экс­пертов, получился  срез впечатлений. С одной стороны студенты – выпускники экономического вуза– это не та окончательная инстан­ция, чтобы  по ним делать обобщающие выводы, но предмет для анализа и обсуждения есть. Ниже приво­дятся результаты. Из большого количества  вопро­сов отобраны основные, набравшие наибольшее число ответов .

Выбраны те вопросы, на которые дали положительные ответы половина и более студентов. Проблемы объединены  в три  группы:  профессионализм руководителей и специалистов, проблемы внешней среды, проблемы выпуск­ни­ков аграрных  ВУЗов

Профессионализм руководителей и специалистов

  • Руководители работают не на конечный результат (успех в бизнесе), а имеют целью выполнение своих узких «функций» в аппарате управления, отчуждены от экономических результатов организации
  • Работники аппарата управления профессионально не подготовлены к управлению по бизнес-процессам, не владеют специальными программ­ными продуктами
  • Большие потери в сфере производства из-за низкого качества менедж­мента, рассогласованности всех  звеньев управления
  • Отсутствие возможности повышать свою квалификацию
  • Недостаток современных программных продуктов, новых управленче­ских технологий, нет выхода в Интернет – пространство
  • Недостает экономической, технологической и рыночной информации
  • Линейно-функциональная структура управления ориентирует работников на узкое выполнение «своих функций».  Не скоординирована  работа  ап­парата.
  • Структура не позволяет организовывать работу по бизнес-процессам
  • Руководители некоторых предприятий имеют свой «личный бизнес», что мешает им сосредоточиться на делах хозяйства и интересах коллектива

Проблемы внешней среды

  • В органах управления преобладает узковедомственный подход, что приво­дит к рассогласованности указаний подведомственным организа­циям, это производит впечатление: “для них не важны результаты произ­водства, а важно выполнить инструкции”
  • Большинство «чиновников» говорят: «…Я с тобой согласен, что это плохо, но мне не позволяет Закон или ведомственная инструкция»
  • Неразвитость рыночных институтов (информация, маркетинговые и консал­тинговые услуги, лизинг и др.)
  • Слабо развита инфраструктура (коммуникации, дороги, водопровод, энерго­снабжение, консультационные службы)
  • Медленно развивается кооперация и интеграция в сфере услуг  (объедине­ния предприятий, МТС, организации по ремонту сельскохозяй­ственной техники, оборудования)
  • Низкий научно-технический уровень производства отечественных товаро­производителей
  • Отсутствие системы оперативного мониторинга процессов вхождения в ры­нок по правилам ВТО
  • Отсутствуют адаптационные механизмы — методы оперативного выявле­ния и преодоления диспропорций и «узких мест» в производстве и на рынке

Проблемы выпускников аграрных  ВУЗов

  • При подготовке руководителей и специалистов ВУЗы не ориентируются на выпускников, работающих в условиях процессного подхода
  • Отрицательное отношение к практикантам (нежелание руководителей брать студентов на практику, отсутствие интереса у специалистов к ра­боте с практикантами)
  • «Отрыв» теоретических знаний от практики (распределение на практику, отсутствие или минимальное количество практических знаний, «теоретический уклон» при изучении учебных дисциплин и др.)
  • Недостает  необходимых знаний и опыта для успешной работы на произ­водстве, что рождает неуверенность и тревогу
  • Проблемы адаптации (профессиональной, социальной)

Вполне очевиден вывод о необходимости  повышения профессионализма на всех уровнях руководства в отрасли. Наиболее приемлем процессный под­ход, позволяющий внести упорядоченность, как на производстве и в  марке­тинге, так и в системе  руководства.

Возрастает актуальность процессного взаимодействия  между участниками агропищевого кластера. Практически нет опыта совместного решения проблем территории  в условиях реализации кластерных инициатив. Скорее, здесь должна речь идти о  разделении всей региональной динамики на укрупненные блоки в форме регулируемых бизнес-процессов

Проблемы для дискуссии.

  1. Обоснование необходимости процессного подхода в производстве и рыночной сфере: потери и приобретения
  2. Выбор стратегии использования инноваций в реинжиниринге бизнес-процессов на производстве и в рыночных отношениях.
  3. Компетенции выпускников  в сфере управления производственными и рыночными процессами в условиях вхождения России в ВТО.

Ход игры.  В первом  конкурсе  участники представляются аудитории, наглядно развивают и показывают стратегии использования производственных инноваций в реинжиниринге бизнес-процессов. Режим состоятельности обеспечивает всесторонность и вариантность в доказательствах.

Второй конкурс -  от каждой команды 5 человек проходят тестирование по проблеме: данный этап игры позволяет отслеживать и оценивать по системе критериев общий уровень хода дискуссии, качества знаний по конкретным дисциплинам и темам, т.е. решать мониторинговые задачи.

По завершению самостоятельной работы команда защищает свой проект на заданную тему игры.

И последний этап, важный для кафедр вуза, преподавателей, отвечающих за качество подготовки специалистов. Студенты показывают уровень знаний, умение в игровой ситуации: раскрывают пути адаптации, вскрывают существующие проблемы при обучении в ИЭиФ, вносят предложения по совершенствованию содержания и организации учебного процесса в ОмГАУ. Здесь же в игровой форме высказываются предложения академическим группам, деканату, кафедрам по совершенствованию их работы.

Кроме того, к началу игры, каждая команда представляет конкурсной комиссии тематическую стенгазету.

В состав жюри, оценивающих работу участников, были приглашены опытные специалисты. От Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в составе арбитров были начальник управления Л.О. Машинская, начальник отдела П.К. Московец, главный специалист В.М. Емельяненко. Общеуниверситетская служба в жюри представлена начальником методического отдела ОмГАУ им.П.А. Столыпина Н.В. Гавриловой. От кафедр и администрации института присутствовали доценты О.А. Блинов; А.М. Тетерева; Е.А. Дмитренко; Т.С. Зайнчковская; О.В. Косенчук; С.И. Соломаха; Л.В. Зинич.

Изучение и попытка решения   проблем в форме деловой игры побуждают предметно изучать реальные проблемы и прочувствовать на эмоциональном уровне нужды региона и видение наших выпускников на будущее в области менеджмента. И, что особенно важно, игра создает ситуацию, при которой выпускник осознает роль своей будущей профессии.

Какие предложения команд жюри признало наиболее конкурентоспособными?

Первое место - команда проиллюстрировали формы проявления функционального подхода в деятельности руководителей и специалистов, назвали потери, которые несут предприятия и аграрная экономика в целом. Доказали, что альтернативы процессному подходу нет.

Второе место -  команда  представили конкурентоспособный вариант действий по освоению методологии процессного подхода и переходу  к практике  управления бизнес-процессами через формирование компетенций современного менеджмента.

Третье место - команда представила  в пошаговом режиме формирование сети бизнес-процессов в банковской системе. Выполнили анализ существующей в Сбербанке  практики работы в рамках бизнес процессов.

Деловые игры традиционно организуются и проводятся кафедрой менеджмента и маркетинга на протяжении вот уже 13 лет, в мае каждого года. Сложился церемониал со своей атрибутикой. Специально оформляется лекционный зал. В начале игры все присутствующие стоя слушают Гимн ОмГАУ, сопровождающийся показом на мультимедийном экране содержательно и эмоционально значимых событий для страны, коллектива университета.

По результатам игры разрабатываются мероприятия, формируется тематика диссертационных исследований и дипломных работ, создается видеофильм, оформляется стенд. Среди приоритетов -   решение проблем внедрения процессного подхода в регионе, обеспечение технологического развития, совершенствование подготовки специалистов, усиление связи образования с практикой.  Деловые игры с аналогичной тематикой после анализа и хорошей подготовки можно  проводить с руководителями и специалистами организаций, входящих в состав региональных кластеров

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Кораблева А.А Подготовка руководителей промышленных предприятий в аспекте экономической безопасности региона // Омск: Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 1 (29). С. 139-144..
  2. Стукач В.Ф. Адаптация молодежи к рынку аграрного труда: монография/В.Ф.Стукач,  Л.А. Сычевская, А.В. Зинич. – Омск, -Омский государственный аграрный университет.-  Омск, 2008.- С.;58-99


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Стукач Виктор Федорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: