РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Косарева Анжелика Викторовна
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)

Аннотация
Статье содержит обзор подходов к трактовке понятия «социальная сфера». Представлена социальная инфраструктура как основная категория социальной сферы, определяющая развитие региона. Автором выделены факторы, определяющие развития инфраструктуры. Определена актуальность учета факторов, влияющих на качество социальных услуг для населения.

Ключевые слова: региональное развитие, социальная инфраструктура, социальная политика, социальные услуги


THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT

Kosareva Anjelica Viktorovna
South Ural State University (National Research University)

Abstract
To article contains the overview of approaches to treatment of the concept "social sphere". The social infrastructure as the main category of the social sphere determining development of the region is provided. The author allocated the factors determining developments of infrastructure. Relevance of accounting of the factors influencing quality of social services for the population is determined.

Keywords: regional development, social infrastructure, social policy, social services


Библиографическая ссылка на статью:
Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор регионального развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5126 (дата обращения: 11.03.2024).

Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства  и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.

Социальная сфера относится к сложным экономическим системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».

На сегодняшний день нет четко определенной и закрепленной трактовки категории «социальная сфера», в литературе и официальных документах существуют различные определения данного понятия. Часто под социальной сферой понимают совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д.

В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства [1].

Рассматривая социальную сферу с точки зрения структурного подхода, в ее составе можно выделить:

-        социальную инфраструктуру;

-        социальные услуги, которые она производит;

-        механизмы и нормативную базу, регулирующие социальное поведение населения.

При этом социальная инфраструктура, как основной элемент социальной сферы, рассматривается как устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей человека и общества.

К социальной инфраструктуре в частности относятся:

-        все сферы связанные с жильем, а именно строительство, сферу жилищно-коммунального обслуживания;

-        объекты и предприятия социально-культурного назначения, организации, работающие в системе образования, здравоохранения и дошкольного воспитания;

-        предприятия и организации, работающие в сфере организации отдыха и досуга;

-        предприятия розничной торговли, а также организации занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью, работающие в сфере общественного питания, сфере услуг;

-        компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и оказывающие услуги связи для населения;

-        система учреждений, оказывающих услуги правовой и финансово-кредитной сферы (юридические консультации, нотариальные конторы, банки) и др.

Таким образом, развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры, может рассматриваться как  существенное условие повышения качества жизни населения страны и региона.

На рис. 1 представлены данные по вводу в действия объектов сферы образования в РФ за последние 20 лет.

 

Рисунок 1 – Ввод в действие учреждений образования в Российской Федерации

Как показано на рис. 1,  в России за последние 10 лет ежегодно создавалось не более 100 тыс. ученических мест, что с одной стороны соответствует демографической ситуации в стране, но при этом свидетельствует об устаревании таких объектов.

Развитие социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Некоторые показатели социальной и экономической инфраструктуры учитываются при расчете рейтинга развития регионов, составленного ведущими отечественными специалистами в области регионолистики, с частности обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры рассчитывается на основе трех показателей:

-        количество спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.

-        количество детских садов и школ на 1000 человек населения.

-        количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения [2].

Также можно обозначить основные факторы, учет которых является обязательным условием развития социальной инфраструктуры:

-        национальные и региональные приоритеты социальной политики, определяющие возможности бюджетного финансирования, использование форм государственно-частного партнерства [3, 4, с. 4];

-        демографическая ситуация в стране и регионе, в частности одной из существенных проблем является тенденция демографического старения населения, проявляющаяся в увеличении численности пожилого населения на фоне сокращения числа молодежи [5, с. 118; 6];

-        нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой, определяемые на региональном уровне;

-        потребности населения и степень их удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг;

-        градостроительные планы;

-        логистику размещения отдельных предприятий, сооружений и транспортных систем [7, с. 92; 8, с. 112; 9, с. 4; 10, с.112].

Рассмотрим состояние и направления развития социальной инфраструктуры Челябинска. Челябинск является административным центром  Челябинской области. В социальную инфраструктуру города входят:

-        муниципальная образовательная сеть, включающая 525 образовательных учреждений, данные по количеству которых представлены на рис. 2.

-       56 лечебно-профилактических учреждений, оказывающих  медицинские услуги населению  г.Челябинска;

-       1724 спортивных сооружения, в том числе 14 стадионов, 330 спортивных залов и более 600 спортивных плоскостных сооружений по месту жительства. Количество людей, занимающихся физической культурой, спортом и туризмом в г. Челябинске достигло почти 350 тыс. чел., 160 тыс. чел из разных возрастных категорий постоянно занимаются в спортивных секциях.

-       учреждения культуры, к которым относятся театры, концертные организации, музеи, библиотеки, а также учебные заведения Министерства культуры и т.д. В целом уровень развития культурной жизни Челябинска можно оценивать как достаточно высокий. Так, например, Челябинск является театральным городом. Можно выделить следующие театры города:

-        Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. С. Глинки,

-        Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова,

-         Челябинский государственный молодёжный театр (Челябинский государственный театр юных зрителей),

-        Челябинский государственный театр кукол имени В. Вольховского,

-        Челябинский государственный драматический «Камерный театр»,

-        Челябинский муниципальный театр «Манекен»,

-        театр-студия «У паровоза»,

-        «Новый Художественный Театр» [11].

 

Рисунок 2 – Количество организаций в муниципальной образовательной системе Челябинска

Динамика годовой численности зрителей театров в Челябинской области приведена на рис. 3.

 

Рисунок  3 –  Динамика годовой численности зрителей театров в Челябинской области
(по данным Росстата)

На примере данных рис. 3 можно сделать вывод, что при анализе развитости социальной среды недостаточно оценивать только количество объектов. Важными в этом случае являются характеристики востребованности и доступности услуг населению, динамика краткосрочного и долгосрочного спроса, на которые в свою очередь оказывают влияние такие характеристики как:

-        пропускная способность объектов социальной сферы;

-        месторасположение объектов социальной сферы;

-        ассортимент социальных услуг;

-        ценовая политика;

-        качество предоставляемых услуг и их соответствие запросам всех групп потребителей.

В рамках совершенствования существующей социально среды власти Челябинской области включили в стратегические планы развития области до 2020 года цели в социальной сфере, к которым в частности относятся:

-        увеличение средней продолжительности жизни населения Челябинской области до 75 лет;

-        сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;

-        рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы населения не менее чем в 4–5 раз;

-        увеличение ежегодных объемов строительства жилья до 3,6 – 4,0 млн. кв. метров (1,04 – 1,20 кв. метров на душу населения);

-        увеличение обеспеченности жильем с 21 кв. метра в 2006 году до 30 кв. метров в 2020 году на одного человека [12].

В целом можно отметить, что социальная инфраструктура является индикатором развития региона [13, с. 11], определяя его потенциал к проведению адекватной социальной политики и реализации социальных услуг населению. В сложившихся экономических условиях можно обозначить, актуальность не только формирования социальной инфраструктуры, но поддержки состояния и реконструкции имеющихся объектов, вопросы кадрового обеспечения, но и разработки и реализации, актуальных для населения социальных услуг в необходимом количестве и качестве, их доступности и соответствия запросам потребителей.


Библиографический список
  1. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243 (дата обращения: 19.05.2014)
  2. URL: http://www.5-tv.ru/rating/method.html#OtherRait (дата обращения: 19.05.2014)
  3. Намечены приоритеты социальной политики России на 2014 год // [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/news/528779/#ixzz2xkborljm (дата обращения: 19.05.2014)
  4. Окольнишникова И.Ю., Куватов В.Г. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства как фактор развития регионального бизнеса и экономик регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 21 (154). С. 4-10.
  5. Асташова Ю.В., Демченко А.И. Демографические детерминанты развития геронтомаркетинга в России и Германии: сравнительный анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 118-125.
  6. Асташова Ю.В., Демченко А.И. Предпосылки и тенденции развития геронтомаркетинга в России // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 4. С. 75.
  7. Конькова Е.Д., Кузменко Ю.Г. Логистическая оценка эффективности размещения предприятий общественного питания на территории крупнейшего города // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 8 (141). С. 90-95.
  8. Кузменко Ю.Г., Федорова Д.И. Вопросы размещения предприятий розничной торговли с позиции логистики // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2012. № 1. С. 112-113.
  9. Демченко А.И. Проектирование крупномасштабных транспортных сетей в условиях неопределенности исходной информации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Челябинск, 1993
  10. Кузменко Ю.Г., Грейз Г.М., Калентеев С.В. Транспортно-логистическая система как субъект социально-экономического развития региона // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. Т. 46. № 2. С. 111-118.
  11. Официальный сайт Министерства культуры Челябинской области // [Электронный ресурс]. URL:  http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/overview/regpublic/oblastgos (дата обращения: 19.05.2014)
  12. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 (ред. от 27.09.2012) “О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года” (вместе со “Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года”) // [Электронный ресурс]. URL:  http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=83781 (дата обращения: 19.05.2014)
  13. Артемова О.В., Логачева Н.М. Оценка уровня развития инфраструктуры в сфере образования (на примере Челябинской области) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 21 (238). С. 11-14.


Все статьи автора «Асташова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: