УДК 330.33

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГА НА РОСКОШЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ДЛЯ РОССИИ

Николаева Екатерина Викторовна
Российский Университет Дружбы Народов

Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу налога на роскошь в зарубежных странах. Проанализированы основные параметры налога на роскошь в зарубежных странах. Большое внимание уделяется вопросу необходимости введения данного налога на территории Российской Федерации. Рассмотрены основные проблемы введения налога на роскошь в России.

Ключевые слова: доход, закон, налог, налог на роскошь, налогообложение, недвижимость, предметы роскоши, транспортные средства


COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SUMPTUARY TAX IN FOREIGN COUNTRIES. ASSESSMENT OF PROSPECTS FOR RUSSIA

Nikolaeva Ekaterina Victorovna
Peoples’ Friendship University of Russia

Abstract
The article is dedicated to comparative analysis of the sumptuary tax in foreign countries. Analyzed the main parameters of the sumptuary tax in foreign countries. Great attention is paid to necessity for introduction of this tax in the Russian Federation territory. The main problems of the introduction of the sumptuary tax in Russia are observed.

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5225 (дата обращения: 28.09.2017).

С целью борьбы с распределением неравенства получения доходов при реформировании налоговой системы государства вводят ряд мер, направленных на достижение оптимального уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1, с.723], понятие «роскошь» представляет собой излишества в комфорте, в удовольствиях. Это социально-экономический феномен, связанный с потреблением благ. Предметы роскоши означают товары, спрос на которые растет с получением дополнительного дохода. По цене они доступны только состоятельным людям. Без этих предметов можно обойтись в жизни, но, потребляя их, индивид переходит в новый особый сегмент – класс богачей.

Применение налога на предметы роскоши обсуждается российским правительством в течение нескольких лет. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени, пока это стало наиболее актуально и своевременно, поскольку на сегодняшний момент остро стоит проблема социального расслоения общества. За рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения налоговой политики в области предметов роскоши, которая может помочь в выборе параметров вводимого налога на территории Российской Федерации.

Налог на роскошь представляет собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. По способу взимания данный налог является  прямым, так как уплачивается непосредственно субъектами с имущества или дополнительного дохода налогоплательщика. Обычно им облагаются физические лица, имеющие в личном потреблении предметы роскоши. В некоторых странах этот налог прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Ставки дифференцируются в зависимости от цели введения данного налога государством, это объясняется экономической политикой, инфляционными ожиданиями, ростом или спадом ВВП, темпами экономического роста, дефицитом бюджета, социальным расслоением общества и т.д. Основной вопрос относительно предмета налога: что же является роскошью? Стоит отметить, что налогом могут облагаться различные предметы роскоши, как например недвижимость, транспортные средства, ювелирные украшения и так далее.  В связи с этим наиболее интересно рассмотреть опыт применения налога на роскошь в зарубежных странах.

Налог на роскошь во Франции

Наиболее успешным, относительно налога на роскошь, считается солидарный налог на богатство, принятый во Франции еще в 1982 году. Он взимается с налоговых резидентов. Налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество (например, учитывается даже недвижимость, зарегистрированная за рубежом), банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать определенный порог (1,3 миллиона евро на 2013 г). Таким образом, при стоимости имущества гражданина от 1,3 миллиона евро до 3 миллионов евро ставка налога составит 0,25%. Свыше 3 миллионов евро – 0,5%. Налогоплательщику позволяется самостоятельно рассчитать стоимость своего имущества, но ошибиться при декларировании можно не более чем на 30%. Таким образом, например, в 2012 году, в бюджет Франции было получено более трех миллиардов евро.

Стоит отметить, что Франция является одной из стран с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхдоход в размере свыше 1 миллиона евро. По его мнению, это была единственная возможность залатать дыры в государственном бюджете, поддержать пошатнувшуюся финансовую систему страны, а также поспособствовать установлению социальной справедливости [2]. Несмотря на то, что во Франции и так немаленький подоходный налог физических лиц – 41%. Однако на тот момент данный налог не был принят.

В рамках новой предложенной схемы, которая и вступила в силу 29 декабря 2013 года, 75-процентный налог теперь платят все предприятия, выплачивающие своим сотрудникам оклады, превышающие 1 миллион евро. Под действие налога попали физические лица, чей ежегодный доход превышает указанную сумму. Кроме того, налог распространяется на профессиональные футбольные клубы, которые ранее активно высказывались против введения налога и даже устраивали забастовку. По мнению представителей клубов, Франция рискует потерять множество высококлассных игроков, чьи зарплаты превышают миллион евро в год [3]. 75-процентный налог – мера временная. Он вводится на два года. По расчетам Министерства экономики, налог должен принести в государственную казну в 2014 году 260 миллионов евро, а в 2015-ом – еще 160 миллионов евро [4].

Налог на роскошь в Великобритании

Великобритания это первая в мире страна, правительство которой ввело налог на сверхприбыль (1915 году), который впоследствии стал основой для применения налога на роскошь в отношении физических лиц.

В Великобритании аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на дорогую недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта, прогрессивная ставка: 1 процент – для недвижимости стоимостью 125 – 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента – если оно стоит 250 – 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента – для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов.

Собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%. В будущем планируется повышение ставки до 7 %. Кроме того, власти намерены серьезно ужесточить надзор за уклонением от уплаты гербового сбора [5].

Таким образом, налогом на роскошь в чистом виде такое обложение предметом роскоши назвать нельзя, однако очевидно, что в Великобритании действует специальная система налогообложения для особого сегмента – богачей.

Налог на роскошь в США

В Америке неоднократно вводился и позже отменялся налог на роскошь. Во время становления США как самостоятельного государства сбор носил чисто прагматический смысл. Он помогал увеличивать доходы казны. В последствии основной целью введения данного налога стало социальное выравнивание общества.  Особенно это было заметно в девяностые годы, когда богатым людям пришлось больше платить за такие предметы роскоши как: яхты, самолеты, дорогой мех и ювелирные украшения.

Но налогоплательщики стали находить способы ухода от оплаты данного налога, что повлекло отмену применения налога на роскошь. Они начали покупать предметы роскоши за рубежом, где данный налог не применялся. Например, США отменило налог на роскошь в 1991 году, в связи с тем, что богачи стали ездить отдыхать на побережье Панамы, где пришвартовывали купленные там же яхты. В связи с этим во Флориде 13 тыс. сотрудников судостроителей остались без работы. В итоге необходимо было сокращать рабочие места, и деньги государства, полученные от налога на роскошь, ушли на пособия безработным кораблестроителям.

Налог на дорогие автомобили просуществовал до 2005 года. В 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, несмотря на то, что экономика США переживала худшую после 30-х годов рецессию, закон не был принят.

Спустя много лет Америка попыталась воскресить его в новых законопроектах. Сбор с богатых домохозяйств, предложенный Бараком Обамой, который высказался в пользу обложения американских миллионеров налогами по ставке в 2 два раза выше существующей с целью сокращения дефицита госбюджета и установления в стране социальной справедливости; призывы Уоррена Баффета о повышении налогов для богатых американцев, получающих доход свыше 1 миллиона долл. в год, что подразумевало запрет платить налоги по ставкам ниже, чем они установлены для среднего класса в целях улучшения экономической ситуации в стране (в 2011, 2012 году) – все это новые инкарнации налога на роскошь. Такие решения должны были принести в казну около $1,5 трлн.

Однако, по мнению республиканцев, предложенный Обамой план смог бы навредить американской экономике: администрация Обамы, выступая с предложениями о повышении налогов, стимулировало рост безработицы, и дополнительные поступления в бюджет привели бы лишь к росту расходов. Нельзя повышать налоги, когда экономика находится в середине спада. По мнению сенатора Макконелла, корректировка налогов ударила бы не только по миллионерам, но прежде всего по самому активному слою населения — малому бизнесу и затронула 700 тыс. человек. Глава бюджетного комитета в палате представителей конгресса По Райан также раскритиковал программу Обамы: увеличение налогов для тех, кто создает рабочие места, привело бы к их сокращению, увеличение ставок на инвестиции — к их снижению [6]. В связи с чем, на сегодняшний день закон о введении налога на роскошь в США не принят.

Стоит отметить, что в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Таким образом, США пока лишь пытаются «подтянуть» финансовую нагрузку на богачей, получающих инвестиционный доход, до среднего уровня. Ни о каком введении отдельного налога на роскошь на сегодняшний день речь не идет.

Налог на роскошь в Китае

В мире быстро растет количество миллиардеров и миллионеров. Китай по этому показателю — в числе первых. За один только прошлый год в стране появились сотни тысяч новоиспеченных миллионеров. К 2015 году каждый второй азиатский миллионер окажется жителем Китая. Считается, что к 2015 году на китайский рынок придется пятая часть глобального рынка предметов роскоши. По итогам 2013 года Китай на первом мете в мире по росту объемов продаж предметов роскоши.

Налог на роскошь в Китае довольно долго является источником значительных доходов для китайского правительства. По данным на 2011 год на Китай приходилось до 27% оборота рынка предметов роскоши в мире. В 2010 году только на налогах на роскошь государство заработало 188 млрд. долларов, что составляет 78% всех расходов центрального правительства.

В Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к люксовым. Это и дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Официальная ставка единого налога 15%, но по факту товары на материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции. Кроме того, введен и налог на недвижимость. В первую очередь, чтобы бороться с инвестиционным пузырем. 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад. Мера отлично действует на Тайване.

Термин «налог на роскошь» включает в себя также различные пошлины: импортные, НДС и налог на потребление. Налоговые ставки зависят от вида продукции. Например, для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, а налог на потребление — 10%. Это намного выше, чем в других странах мира.

В результате многие китайские потребители стараются приобретать подобную продукцию за рубежом. Так, в настоящее время до 80% так называемых предметов роскоши приобретаются китайцами за пределами Китая. Другими словами, китайцы тратят в четыре раза больше на предметы роскоши за рубежом, чем дома. Вполне очевидно, что китайцам гораздо выгоднее покупать предметы роскоши за рубежом. Только в Европе в 2012 году китайские туристы потратили более 55 млрд. долларов на приобретение предметов роскоши.

Осознание этой проблемы ведет к снижению налогов на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно.

Снижение налогов и сборов не только позволит вернуть китайских потребителей роскоши на отечественный рынок. Это будет способствовать росту внутреннего потребления, стимулированию импорта и снижению давления на юань. Это, в свою очередь, позволит увеличить внутреннее потребление в Китае в целом и повысит налоговые сборы во всех секторах розничной торговли. Новшества в системе налогообложения предметов роскоши будут способствовать увеличению продаж товаров роскоши на внутреннем рынке.

Налог на роскошь в России

Вопросы о введении налога на роскошь в России поднимаются с 2003 года, и только сейчас делаются первые шаги для его применения.

В 2010 году уже предпринимались попытки по введению данного налога. Был подготовлен законопроект, согласно которому предлагалось обложить яхты, катера и автомобили дороже 2 миллионов рублей, земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.

Позднее в 2012 году депутаты фракции «Справедливая Россия» внесли в Государственную думу законопроект, по которому новым налогом на роскошь облагались бы налогоплательщики, имеющие расположенные на территории РФ жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами, стоимостью от 30 млн. рублей и транспортные средства стоимостью от 3 млн. рублей по прогрессивной ставке налога [7]. Однако правительство сочло проект нереализуемым, не конкретизируя причину отказа.

В 2013 году к вышеуказанному законопроекту присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития и членов Российского союза промышленников и предпринимателей.

Минэкономразвития в качестве объектов налогообложения видит недвижимость площадью от 1 000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 250 л.с. При этом окончательные цифры Министерством еще не определены [8].

По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей налогом будут облагаться: квартиры стоимостью от 30 млн. руб., площадью 150 квадратных метров на человека; автомобили стоимостью от 3 млн. руб., мощностью 400 л.с.; загородные дома стоимостью 50 млн. руб., площадью 500 квадратных метров на человека; земельные участки стоимостью 10 млн. руб., площадью более 50 гектаров; в перечень также подпадают яхты, самолеты и вертолеты.

Из перечня объектов налогообложения эксперты исключили драгоценности, одежду, мебель из-за сложности администрирования; имущество, которое находится в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды и некоторые другие предметы [9].

Главная цель введения сегодняшнего налога на роскошь – социальное выравнивание и перенаправление денежный средств в реальный сектор экономики.  

С 2014 года в России начал применяется налог на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 вводится для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога будет умножаться в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 – возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор будут взимать с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличится для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Минпромторг России уже опубликовал список автомобилей, которые подпадают под действия данного налога. Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам и обложить налогом на роскошь машины, стоимость которых превышает 3 млн. рублей за вычетом всех пошлин и акцизов, уплаченных с момента ввоза авто на территорию России. Таким образом, уже есть определенные предложения по доработке налога на роскошь.

В России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной.

К положительным факторам введения налога на роскошь в России можно отнести то, что новый налог будет способствовать уменьшению социального расслоения в распределении налогов, станет эффективной мерой в пополнении федерального бюджета, окажется положительным средством для корректирования общей системы налогообложения. Однако существуют и отрицательные моменты: уже сейчас понятно, что для введения данного налога власти затратят колоссальные денежные средства; налогоплательщики смогут найти схемы ухода от уплаты данного налога, что потребует от государства дополнительное администрирование; новый закон может лечь на плечи среднего класса.

Анализируя эффективность применения налога на роскошь в зарубежных странах, можно отметить, что наибольшее число поступлений в бюджет происходит от обложения дорогой недвижимости. Там эта система работает давно и хорошо настроена. В нашей стране существуют определенные трудности: нет четкого определения понятия «роскоши», не ясен перечень предметов, попадающих под данное понятие; не совсем проработан механизм обложения предметов роскоши, не понятен расчет налоговой базы.

Таким образом, мера по введению налога на роскошь в России могла бы решить задачи в сфере социальной политики, пополнения федерального бюджета и улучшения уровня жизни бедного населения за счет средств богачей, но вместе с тем стоит отметить о наличии многих нерешенных проблем, которые требуют особого внимания в том числе и на законодательном уровне.


Библиографический список
  1. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М: ИНФОТЕКС, 2009.
  2. Интернет-портал. «Вести ФМ» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://radiovesti.ru/article/show/article_id/59671
  3. Интернет-портал. «Великая эпоха» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/82584/2/
  4. Интернет-портал. «Российская газета» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/30/nalog-site.html
  5. Интернет-портал. «Финам» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://finam.info/news/vlasti-velikobritanii-sokrashayut-podohodniy-nalog-dlya-sostoyatelnih-britantsev/
  6. Интернет-портал. «Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://comment-respublika.info/comment/showtopic/11409/
  7. Законопроект N 28997-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
    (в части введения налога на объекты роскоши)» от 29.02.2012
  8. Интернет-портал. «Российская газета» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/24/roskosh-site.html
  9. Рамазанова Б.К. Социальный аспект налога на роскошь. [Электронный ресурс]./ Б.К. Рамазанова. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-1-2013/economics/ramazanova.pdf


Все статьи автора «NikolaevaEkaterina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: