УДК 332.1

ВЛИЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ НА МЕСТНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Кистер Мария Сергеевна
Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам формирования местных и региональных бюджетов. Рассмотрено влияние имущественных налогов и занимаемая ими доля в бюджетах Приморского края и его муниципальных образованиях.

Ключевые слова: имущественные налоги, местный бюджет, налоги, налогообложение, региональный бюджет


IMPACT OF PROPERTY TAXES ON LOCAL AND REGIONAL BUDGETS

Kister Maria Sergeevna
Far Eastern Federal University

Abstract
This article focuses on the problems of the formation of local and regional budgets. The effect of property taxes and occupied by them share in the budgets of the Primorsky Territory and its municipalities.

Keywords: local budget, property taxes, regional budgets, taxation, taxes


Библиографическая ссылка на статью:
Кистер М.С. Влияние имущественных налогов на местные и региональные бюджеты // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5145 (дата обращения: 28.09.2017).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

 

Налоги на имущество являются одной из первых форм взимания обязательных платежей и являются неотъемлемой частью налоговой системы, как российской, так и зарубежной. Система налогообложения имущества в определенной мере определяет, насколько в стране развиты принципы справедливости [2].

Целью работы является исследование влияния имущественных налогов на местные и региональные бюджеты.

В рамках поставленной цели сформированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть систему имущественных налогов в РФ и ее законодательную базу;
  2. Проанализировать вклад имущественных налогов в консолидированные бюджеты Приморского края и его муниципальных образований;
  3. Определить необходимые мероприятия по увеличению налогооблагаемой базы по имущественным налогам.

Необходимость рационализации и оптимизации пользования землей и созданной на ней инфраструктурой, которая представляет собой объекты имущества, для более эффективной работы фискальной и регулирующей функций налогов на региональном и местном уровнях и обуславливает актуальность проблемы развития налогообложения имущества [5].

Система имущественных налоговых платежей в РФ включает в себя такие налоги, как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

  • Налог на имущество организаций относится к региональным. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Ставку налога определяют законодательные органы субъектов РФ , которая не может превышать 2,2%, для объектов недвижимого имущества, для которых налоговой базой признается кадастровая стоимость, определяются следующие максимальные налоговые ставки для субъектов РФ, кроме г.Москва: 1% (2014г.), 1,5% (2015г.) и 2% (2016г. и последующие годы) [1].
  • Налог на имущество физических лиц является местным и поступает в бюджеты муниципальных образований. Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение или сооружение, доля в праве общей собственности на имущество. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения [1].
  • Земельный налог так же относится к местным и зачисляется в местный бюджет. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства, и 1,5% для прочих земельных участков [1].

Законодательную базу для налогов на имущество составляют:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I “О налогах на имущество физических лиц”
  • Нормативно правовые акты региональных и местных органов самоуправления
  • Приказ Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н « Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации»

Для более детально рассмотрения проблемы налогообложения имущества в Приморском крае и его муниципальных образованиях, проведем анализ занимаемого имущественными налогами положения в консолидированном бюджете.

Таблица 1Доходы консолидированного бюджета за 2011-2012гг. (млн.руб.)

2011

2012

Приморский край

109223

109762

г. Владивосток

11512

14894

г. Артем

2170

2311

г. Находка

3017

2708

г. Уссурийск

3208

2997

[6]

Таблица 2Доходы от налогов на имущество за 2011-2012гг. (млн.руб.)

2011

Удельный вес в консолидированном бюджете, %

2012

Удельный вес в консолидированном бюджете, %

Приморский край

6749,9

6,2

8266,8

7,5

г. Владивосток

1226,7

10,7

1775,5

11,9

г. Артем

70,4

3,2

120,5

5,2

г. Находка

196,7

6,5

290,6

10,7

г. Уссурийск

162,8

5,1

257,4

8,6

[6]

По данным Таблицы 2 видно, что доходы от налогов на имущество и их удельный вес в консолидированном бюджете растут как в Приморском крае, так и в отдельных городах. Наиболее значительный рост наблюдается в таких городах, как Находка (на 4,2%), Уссурийск (3,5%) и Артем (2%). В целом по Приморскому краю рост незначительный – 1,3%.

Рассмотрим отдельно Уссурийский городской округ. В 2012 году налоговые доходы составили 1633,3 млн.руб. (при консолидированном бюджете, равном 2997 млн.руб.), из них доходы от налогов на имущество физических лиц – 37,2 млн.руб., доходы от земельного налога – 220,2 млн.руб. Удельный вес налоговых доходов в консолидированном бюджете в 2012 году составлял 54,5%. Однако в 2013 году, несмотря на рост и консолидированного бюджета (3863,1 млн.руб.), и налоговых доходов (1796 млн.руб.), их доля составила лишь 46,5%, что на 8% меньше, чем в предыдущем. Доходы от налогов на имущество физических лиц и от земельного налога так же выросли незначительно – 46,3 млн.руб. и 238,3 млн.руб. соответственно. При этом, в Уссурийском городском округе проводилось множество программ, предполагающих различные льготы для строительства, по предоставлению земельных участков, но в итоге эффект оказался низким и в малой степени отразился на итоговых показателях. Более того, было выявлено около 130 объектов строительства, владельцы которых уклонялись от уплаты налога путем  подмены назначения объекта (для строительства жилого дома стоимость земли в 3 раза меньше, чем для коммерческого объекта) [7].

Таким образом, можно сказать, что в совокупности поступления в местные бюджеты от местных налогов составляют только несколько процентов от всего объема собственных доходов муниципалитетов: 4% от земельного налога и 0,5% от налога на имущество физических лиц [3].

В настоящее время обсуждается введение с 2015 года по регионам  нового местного налога на недвижимость физических лиц, который объединит налог на недвижимость и земельный налог. В качестве налоговой базы будет установлена кадастровая стоимость определенных объектов налогообложения, налоговая ставка останется на прежнем уровне – 0,1% для недостроенных и жилых помещений стоимостью менее 300 млн.руб. и 0,5% для остальных зданий и помещений. Для жилых объектов, стоимость которых более 300 млн.руб., региональные органы власти смогут повысить ставку до 1%. Таким образом, по расчетам ФНС сборы увеличатся более чем в 5 раз и смогут достигнуть около 137 млрд.руб. Для сравнения, если в 2011 году средний платеж при ставке 0,1% составил бы 686 рублей с квартиры, то после введения нового налога сумма, исчисленная в бюджет, будет равна 1466 рублей [4].

Предполагается также оставить социальные (для Героев Советского Союза, ветеранов, пенсионеров инвалидов, чернобыльцев) и стандартные (для всех налогоплательщиков в отношении жилого помещения или строения) налоговые вычеты, предоставляемые в отношении одного объекта налогообложения, выбранного налогоплательщиком. В отношении льготников предлагается полностью освободить их от уплаты налога [4].

Однако существуют и проблемы с введением данного налога. Во-первых, несовершенство методики массовой оценки, когда стоимость земли будет включена в оценку недвижимости. Во-вторых, предполагается ввести повышенное налогообложение для владельцев жилья с высокой кадастровой стоимостью. Платежи в бюджет могут увеличиться до 10 раз, что повлечет недовольство со стороны налогоплательщиков. Для владельцев небольших квартир разница в уплате налога будет незначительной. В-третьих, несмотря на то, что льготы для социально уязвимых категорий граждан предполагается оставить, их адекватность окончательно не определена, что может значительно ухудшить материальное положение граждан данных категорий [4].

Таким образом, для увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам требуется проведение некоторых мероприятий.

  1. Провести максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель. Например, в Приморском крае принят закон о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство. В сентябре 2013 года принят аналогичный закон в отношении семей, имеющих двух детей, и молодых семей. Такие мероприятия позволят привлечь налог на недвижимость.
  2. Активизировать работу по инвентаризации земельных участков, проведению работ по их межеванию и постановке на кадастровый учет. Это позволит увеличить объем земель, облагаемых налогом.
  3. Активизировать работу по проведению муниципального земельного контроля по выявлению нецелевого использования земельных участков. Например, выделенный земельный участок по индивидуальное жилищное строительство был использован под строительство объекта предпринимательской деятельности. Так как в первом и во втором случаях предполагается применение разных налоговых ставок, можно сделать вывод об уходе от налогообложения. Таким образом, проведение муниципального контроля позволит увеличить объем поступлений земельного налога.
  4. Необходимо провести инвентаризацию объектов, на которые выдано разрешение на строительство от 3 до 5 лет назад. Объект может быть построен, эксплуатироваться, но официально не сдан в эксплуатацию, не зарегистрирован как объект собственности в службе Росреестра. Это тоже является примером ухода от налогообложения.
  5. Стимулировать привлечение инвестиций в строительство, ведь чем больше объектов строится, тем более активно формируется налоговая база под имущественные налоги. В связи с этим в Приморском крае принят закон о предоставлении налоговых льгот, в том числе по налогу на имущество, для реализации крупных инвестиционных проектов: от 150 млн.руб. и более; от 500 млн.руб. и более.

Таким образом, доля имущественных налогов в доходах местных и региональных бюджетах на данный момент продолжает расти, но все же остается незначительной. Для пополнения консолидированного бюджета необходимо увеличивать эту долю путем реализации и проведения перечисленных мероприятий, а также дополняя и развивая законодательную базу. Чем быстрее будут приняты соответствующие меры, тем быстрее возрастут и налоговые сборы.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
  2. Березин, М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества: учебное пособие / М.Ю. Березин – M.: Инфотропик Медиа, 2011. – 184с.
  3. Пронина, Л.  У большинства регионов недостаточно собственных доходов на сбалансированность местных бюджетов / Л. Пронина // Экономика и жизнь. – 2014. – №14.
  4. Титов С., Стеркин Ф., Папченкова М. От нового налога на недвижимость могут освободить льготников / С.Титов, Ф.Стеркин, М.Папченкова // Ведомости. – 2014. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/realty/news/22319521/nalog-ne-dlya-vseh
  5. Щёголева, Я.О. налоги на имущество: проблемы и перспективы / Я.О. Щёголева // V Международная студенческая электронная конференция. – 2013. – 6с.
  6. Федеральная налоговая служба. – URL: http://www.nalog.ru/rn77/
  7. Официальный сайт администрации Уссурийского городского округа. – URL: http://adm-ussuriisk.ru/


Все статьи автора «Кистер Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: