Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Одним из основных видов налогового контроля является выездная налоговая проверка. Больше всего налогоплательщик боится налоговых проверок. Никакому юридическому и физическому лицу не хочется ввязываться в судебные тяжбы, где можно потерять сумму, которая может погубить бизнес. Для того чтобы отстаивать свои интересы, налогоплательщику необходимо знать свои права и обязанности.
Выездная налоговая проверка производится на территории налогоплательщика, что порой создает определенные неудобства для налогоплательщиков, так как проверка производится в течение рабочего дня и отвлекает сотрудников организации от выполнений своих непосредственных должностных обязанностей. В связи с чем Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено ограничение, а именно: инспектора могут производить выездную проверку не более чем один раз в три года.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Нельзя также проводить проверку по одному и тому же налогу, за один и тот же период.
Однако, в некоторых случаях бывают исключения, такие как: проводящие перепроверку вышестоящие органы для проверки подчиненных (управление ФНС по региону), а также, если проверка связана с реорганизацией или ликвидацией фирмы.
При проведении выездной проверки налоговики имеют право осматривать любые помещения в присутствии двоих понятых.
Также они могут истребовать бухгалтерские и иные документы, связанные с уплатой налогов. В случае непредставления истребованных налоговым органом документов, налогоплательщику за каждый не вовремя предоставленный документ грозит штраф – 200 рублей за каждый документ.
Кроме того, при проведении выездных налоговых проверок налоговики могут производить выемку документов, не предоставленных добровольно, а также проводить инвентаризацию. Основная цель инвентаризации – это сопоставление данных, отраженных в документах, и фактического наличия инвентарного имущества.
Должностные лица налогового органа, проводящие выездную налоговую проверку, при необходимости, имеют право в ходе проверки проводить допросы свидетелей, а также проводить экспертизу.
Более четкие правила обозначены в статье 89 НК РФ, определяющей время и место проведения налоговых выездных проверок.
О том, что именно хотят проверить налоговые органы, указывается в документе – решении на проведение выездной налоговой проверки, предоставляемом налогоплательщику перед проверкой.
Необходимо знать, что налоговые проверки должны проверять только то, что указано в решении о проведении проверки и не более. Если же они начнут, требовать проверки других документов налогоплательщик, имеет право отказать. Проверки могут проводиться по одному или нескольким налогам, о чем указано в пункте 3 статьи 89 НК РФ.
Налоговые органы разрабатывают и утверждают план выездных проверок, согласно которому осуществляется проверка налогоплательщиков.
Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок основан на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и из внешних источников.
Таким образом, налоговая проверка является одним из самых эффективных государственных контролей, позволяющая проверить корректность уплаты налогов. При этом уклонение от уплаты налогов – одна из самых острых проблем, основным мотивом которой является сохранение материального положения. Но в конце можно отметить, что самым основным является совершенствование знаний налогового инспектора в области налогообложения.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: М.: Эксмо, 2011. 800 с.
- Турбова Т. Е. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика – 2010 г, -№10 – С. 12-15.
- Салов М. А. Выездная налоговая проверка // Налоги и платежи 2010, – №5 – С. 20-23.
- Суслова Т. А. Налоговые проверки и оформление их результатов // Аудит и финансовый анализ – 2011, – «3 – С. 17-22.