УДК 330.567

УРОВЕНЬ И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фатеева Юлия Владимировна
Филиал ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г.Аше
ассистент кафедры общенаучных и экономических дисциплин

Аннотация
Статья посвящена оценке уровня образования и тенденций его развития на российском рынке. Рассматривается количество образовательных организаций и численность обучающихся. Проведена оценка уровня государственных расходов на образование. Описана планируемая государственная программа в области образования.

Ключевые слова: государственная программа, государственные расходы, образование, организации образования, финансирование


LEVEL AND TENDENCIES OF AN ECONOMIC DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Fateeva Yulia Vladimirovna
FPBEI of HE branch "Southern Ural state university" (SRU) in Ashe
assistant to chair of general scientific and economic disciplines

Abstract
Article is devoted to an assessment of the education level and tendencies of its development in the Russian market. The number of the educational organizations and number of the being trained is considered. The assessment of level of the public expenditures on education is carried out. The planned state program in the field of education is described.

Keywords: education, education organizations, financing, public expenditures, state program


Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Уровень и тенденции экономического развития образования в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5021 (дата обращения: 22.02.2018).

Важнейшим составляющим элементом интеллектуального развития сегодня является система образования, влияющая на социальное развитие и благополучие населения страны.

Все заботливые родители желают дать детям хорошее начало в жизни, и в этом важную роль играет основательное всестороннее образование. Образование дает возможность в будущем найти работу и помогает молодым стать взрослыми, которые способны заботиться о себе и своих будущих семьях.

Образование в России представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, регулируемый Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

По уровню населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития, но по данным обследования работодателей Всемирным экономическим форумом, по качеству  бразования российская система оказалась на 78-м месте среди 140 стран.

Используя официальные данные  Федеральной службы государственной статистики, рассмотрим количество организаций  бразования и численность обучающихся в них.

Количество организаций образования России за период с 2008 по 2013г.г. показано в таблице 1.

Таблица 1-  Количество организаций образования (единиц)

Период

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Государственные и
муниципальные общеобразовательные организации
(без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)

53568

50977

48804

46459

45031

43716

Частные
общеобразовательные организации

691

680

665

687

715

720

Государственные и
муниципальные профессиональные образовательные
организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

2535

2564

2586

2665

2725

2488

Частные профессиональные
образовательные организации,
осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

-

-

264

260

256

215

Государственные и
муниципальные образовательные организации
высшего образования

660

662

653

634

609

578

Частные образовательные
организации высшего образования

474

452

462

446

437

391

За рассматриваемый период с 2008 по 2013г.г.  наблюдается снижение количества государственных и муниципальных  бщеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), государственных и муниципальных  образовательных организаций высшего образования. Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена за период с 2008 по 2012г.г. увеличиваются, а к 2013 г. снижаются.

В таблице 2 показано количество обучающихся в организациях образования по России за период 2008-2013 года.

Таблица 2- Численность обучающихся в организациях образования (тыс.человек)

Период

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Государственные и
муниципальные общеобразовательные организации
(без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)

13363,3

13258,3

13244,2

13362,3

13445,4

13548,3

Частные
общеобразовательные организации

73,2

71,2

73,5

83,5

91,9

94,9

Государственные и
муниципальные профессиональные образовательные
организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

2136,1

2052,3

2026,8

1984,0

1984,4

1856,1

Частные профессиональные
образовательные организации,
осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

-

-

98,9

97,7

102,7

126,0

Государственные и
муниципальные образовательные организации
высшего образования

6214,8

6135,6

5848,7

5453,9

5143,8

4762,0

Частные образовательные организации высшего образования 1298,3 1283,3 1201,1 1036,1 930,1 884,7

Данные таблицы 2 показывают  снижение  учащихся в государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, а также государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования. В государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) по количеству учащихся за период с 2008 по 2010 годанаблюдается снижение, а с 2009 по 2013 года увеличение.

Развитие образования в России зависит от уровня финансирования образовательных учреждений.

По России  уровень государственных расходов на образование сохраняет низкую эффективность.

Таблица 3 -Государственные расходы на образование в Российской Федерации

Период

млрд. руб.

в  % к соответствующему периоду прошлого года

2008

329,7

-

2009

387,9

117,65

2010

386,4

99,6

2011

552,4

143

2012

603,5

109,25

2013

558,9

92,61

Данные  за период с 2008 года по 2013 год показали следующие изменения величины расходов по сравнению с предыдущими годами: увеличение уровня данного показателя наблюдается в 2009 году на 17,65%, в 2011 году на 43%, а в 2012 году на 9,25%, снижение государственных расходов наблюдается в 2010 и в 2013 годах

Несмотря на то, что российский рынок труда в целом функционирует весьма неплохо, учитывая, что уровень безработицы в России за 2012 год составил 5,5% по сравнению с 8% в странах ОЭСР,  такие  группы  населения как молодежь и  люди с невысоким уровнем образования находятся в зоне высокого риска безработицы.

Для решения проблем в области образования Российской Федерации утверждена государственная программа на 2013-2020 г.г., в рамках которой планируется:

  1. повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
  2. повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;
  3. обеспечение потребности российской экономики в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
  4. увеличение количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;
  5. создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;
  6. формирование сети ведущих вузов страны;
  7. реализация гарантии получения дошкольного образования;
  8. отсутствие очереди на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные организации;
  9. создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях;
  10. охват программами дополнительного образования не менее 75% детей в возрасте от пяти до 18 лет; и др.

Следовательно,   в России необходимо наращивать уровень государственных расходов на образование до уровня стран ОЭСР, а также необходимо  повышать эффективность и качество образовательной системы, в соответствии с потребностями экономики.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов”
  4. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL:  http://www.gks.ru.
  5. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL:  http://минобрнауки.рф

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фатеева Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: