УДК 339.17:37

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИГРЕ «КАПИТАЛИЗМ 2»

Баженов Руслан Иванович1, Лобанова Александра Максимовна2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент

Аннотация
В статье рассматривается возможность обучения основам предпринимательства с помощью компьютерных экономических симуляций. На примере экономической игры «Капитализм 2» показано какие формируются качества будущего предпринимателя, как можно достичь успеха, развить свой бизнес. Представлен найденный алгоритм выигрышной стратегии.

Ключевые слова: игра, предпринимательство, рынок, стратегия, торговля


LEARNING THE BASICS OF ENTREPRENEURSHIP IN ECONOMIC COMPUTER GAME «CAPITALISM II»

Bazhenov Ruslan Ivanovich1, Lobanova Alexanra Maximovna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, student

Abstract
The possibility of learning the basics of entrepreneurship with the help of computer simulations of economic. On an example of the economic game "Capitalism 2" shows which formed the quality of the future entrepreneur, how to achieve success, to develop their business. Presented algorithm found a winning strategy.

Keywords: entrepreneurship, game, market, model, strategy, trade


Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5013 (дата обращения: 30.09.2017).

При подготовке студентов по специальности «Прикладная информатика (в экономике) необходимо уделять развитию у них предпринимательских качеств. В учебном плане для этой специальности  в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема присутствует дисциплина «Основы бизнеса». Также возможно достичь требуемой цели на основе изучения экономических моделей в компьютерных играх через интеграцию с другими курсами, например, «Имитационное моделирование экономических процессов».

Таким подходом в обучении занимались российские и зарубежные ученые. Е.В.Соколова применяла компьютерную деловую игру для повышения качества подготовки менеджеров [1]. В.К.Волков использовал компьютерные симуляторы экономико-политических стратегий в преподавании экономики и обществознания [2]. В.П.Сланов рассмотрел компьютерные деловые игры как инновационные информационные технологии обучения студентов [3]. О.В.Лавренюк описал компьютерный симулятор для системы управления доходами авиакомпании [4]. С.А.Мотуз представил комплексное использование биржевых симуляторов как наиболее эффективное направление их применения [5]. Возможность использования симуляций для развития самоорганизации указала Н.Г.Баженова [6, 7]. К.Нисула и С.Пеккола описали применение компьютерных симуляций для обучения бизнес-стратегиям [8]. Е.Салас, Дж.Вилдман, Р.Пикколо показали пример обучения менеджменту с помощью компьютерных систем [9].

Для предпринимательской деятельности необходимы следующие компоненты [10]:

1. Бизнес-план. Представляет собой план создания и развития будущего предприятия с учетом факторов риска.

2. Базовый капитал. Обычно начинающий предприниматель для открытия своего дела пользуется услугами банка. Иногда удается скопить необходимую сумму самостоятельно или воспользоваться помощью друзей, знакомых или родственников.

3. Необходимые черты характера. У начинающего бизнесмена должны быть такие черты характера:

  • Наблюдательность. Требуется проследить движение конкурентов на рынке, заметить колебания цен, величину спроса и предложения.
  • Ответственность. Предприниматель должен ответственно относиться к своей работе и оправдывать ожидания клиентов.
  • Энтузиазм. На начальном этапе предпринимательской деятельности существует много трудностей и необходимо их преодолевать.
  • Уверенность. Продвижение товара или услуги – сложное дело. Не всегда клиентам важен товар, не всегда они доверяют недавно открывшейся фирме.
  • Предпринимательская хватка. Гибкость ума, изворотливость, интуиция, умение выбраться из любой, даже самой щекотливой ситуации без лишних потерь – эти качества объединяются в понятии «предпринимательская хватка». Это качество – самое полезное в сфере бизнеса и людей, обладающих таким качеством, очень высоко ценят.

Попробовать предпринимательство просто так нереально, но можно  попытаться научиться в компьютерной экономической симуляции описываемым качествам, правильно мыслить, принимать оптимальные решения, а также развить свои навыки.

В настоящий момент можно выбрать экономическую стратегию по душе, однако важно, чтобы она соответствовала необходимым требованиям.

Как известно, модель рынка не может полностью вместить в себе все нюансы настоящей рыночной системы, поэтому главным критерием оценивания моделей будет являться подробность детализации бизнес-процессов.

Опишем несколько наиболее популярных среди пользователей сети интернет экономических стратегий.

Основной целью «Tropico» [11] является процветание небольшого острова где-то между северной и южной Америками. Цели игры могут быть как процветание народа, так и процветание главы острова, однако есть возможность играть без цели – тогда игра становится бесконечной и игрок может делать все, что душе угодно. Основной упор  сделан на улучшение условий жизни латиносов-островитян. Вторым приоритетом является политическое устройство маленького участка суши. Мнение жителей о главе государства также играет немаловажную роль, ведь если люди настроены враждебно к правящим, то экономическое положение несомненно ухудшится.

Целью экономической стратегии игры «Railroad Tycoon» [11] является соединить населенные пункты железной дорогой, при этом исполняя параллельно мелкие поручения компании.

Однако перечисленные экономические стратегии не охватывают рыночную экономику в полной мере, а больше рассчитаны на строительство и развитие. В нашем случае необходим симулятор, наиболее полно охватывающий рыночную систему и коммерцию как в широком, так и узком смыслах.

Игра «Капитализм 2» (Capitalism II) [12], по нашему мнению, является наиболее реалистичным экономическим симулятором рыночной экономики, в которой игрок создает и управляет своей собственной бизнес-империей. Эта компьютерная экономическая  игра охватывает все сферы бизнеса, начиная от создания ресурсов до розничной торговли. На официальном сайте показано, что ее используют во многих зарубежных  университетах (Гарвадский, Северной Каролины, Стэнфордский, Дюка)  для обучению предпринимательству. В России применение рассматриваемой игры в обучении показали А.А.Алексеев,  Н.В.Дягилева [13].

В данном случае для эффективного обучения рекомендуется проходить кампанию предпринимателей игры «Капитализм».

Первый этап называется «Основы и продажа», где игрок осваивает базовую информацию об игре, а также вникает в суть торговли в магазинах. Поэтапно игра ограничивает действия пользователя с целью сузить получаемый объем информации. С каждым новым уровнем игроку открывается все больше возможностей.

При первом запуске игры активируется режим обучения, в котором происходит ознакомление пользователя с интерфейсом и целью самой игры. При достижении этой цели этап считается пройденным, и игрок может перейти на следующий уровень.

Этап «Основы и продажа» начинается с открытия магазина и заполнения его товарами поставщиков. Наиболее выгодным поставщиком в игре является Морской Порт. Другими поставщиками могут быть ваши конкуренты, которые начинают наравне с вами. На первом этапе у них все же больше привилегий, так как они могут кроме магазина создавать и такие объекты, как фермы и заводы.

Возле каждого товара расположены шкалы спроса и предложения, а также диаграмма соответствия цены и качества товара. Цену товара следует задавать в соответствии с показателями этих шкал, так как при невысоком спросе и завышенных ценах покупатели вряд ли обратят внимание на товар.

Одинаковая величина спроса и предложения говорит о том, что цена товара наиболее выгодная как для покупателей, так и для бизнесмена. Цены товаров следует регулярно корректировать в соответствии со спросом и предложением.

Важно знать, что на этом этапе игры у пользователя нет возможности удалить или заменить какие-либо товары другими, выбрать товар он может лишь однажды, поэтому следует внимательнее заполнять прилавки.

Как оказалось, невыгодно в этой игре продавать яйца и молоко, а также приобретать апартаменты и особняки – затраты не окупятся.

Желательно не продавать однотипные товары в магазинах одного города, покупателей лучше порадовать широким ассортиментом. Так как на первых порах поставщик один, то при открытии второго магазина в том же городе цены на товар этого магазина следует на первое время снизить для привлечения покупателей. Также пользователь может открыть несколько магазинов в других городах.

Накопив необходимую сумму и достигнув цели первого этапа компании, игрок переходит на следующий уровень.

Второй этап игры акцентирует внимание на продажах. Теперь появилась возможность выбрать тип магазина, не только супермаркет, но и различные другие, а соответственно, теперь возможно изменить тип товаров, которые вы захотите продавать. Также появляется возможность контролировать количество и тип товаров в магазинах.

На втором этапе игры для игрока открывается схема работы магазинов. Всего в магазине девять позиций, в которых требуется нанять людей:

  1. Снабженец – поставщик товаров.
  2. Продавец – реализует продажи товаров.
  3. Маркировщик – переклеивает ярлыки чужих товаров на ваши.
  4. Кладовщик – хранение товаров на складе.
  5. Рекламный агент – реклама товаров, накрутка популярности на товар увеличивает его спрос.
  6. НЕТ – сброс позиции.

С помощью этих инструментов можно регулировать продажи. Если поставка какого-либо товара приостановилась, с легкостью можно заменить товар, без сноса всего магазина.

Самая простая схема для продажи любого товара – это Снабженец-Продавец. При недостаточной популярности товара в эту схему можно добавить позицию «Рекламный агент».

Особое внимание стоит уделить акциям. Для каждого товара отображена диаграмма, на которой показана принадлежность акций вашей или чужой корпорации. Красным цветом обозначены акции ваших конкурентов. При 50% конкуренты могут управлять вашим магазином, а при 75% магазин переходит во владения конкурента. Для того, чтобы снизить количество чужих акций, можно пропустить товар через маркировщика.

Однако маркировщик для каждого товара должен быть своим, поэтому это существенно ограничивает количество товара на прилавках.

Во время прохождения игры «Капитализм» игрок проводит анализ деятельности конкурентов и учится предугадывать их действия, а также оборачивать эти действия в свою пользу. Кроме того, важную роль в прохождении играют спрос и предложение – самые важные составляющие торговли. Игрок учится регулировать цены в зависимости от этих показателей, проводя аналогию с оригинальной торговой системой. Нельзя сказать, что эти знания неверны, они скорее неполные, потому что оригинальная рыночная система, конечно же, отличается от модели. Модель не может полностью передать все подробности, но, тем не менее, основную информацию она в полной мере доносит до пользователя.

На подобной экономической модели вполне можно попробовать в качестве начинающего частного предпринимателя и выяснить, есть ли необходимые бизнесмену качества в наличии. Кроме того, при неудаче можно попробовать любое количество раз начать все с нуля и как надо, а не как в прошлый раз, с проработанным бизнес-планом, изученной схемой торговли и полученным опытом.

Таким образом, изучая стратегии развития бизнеса в игре «Капитализм 2» студенты знакомятся с различными бизнес-стратегиями, могут получить и развить необходимые для предпринимателя навыки. Авторы  предложили рассматриваемую экономическую игру студентам направлений «Менеджмент», «Экономика», «Прикладная информатика», «Информационные системы и технологии», «Информатика и вычислительная техника» и получили положительный отклик, многие студенты высказались, что в будущем попробуют себя в качестве предпринимателя.


Библиографический список
  1. Соколова Е. В. Применение компьютерной деловой игры для повышения качества подготовки менеджеров // Труды X Международной научно-методической конференции « Управление качеством в современном вузе » (30–31 октября2012 г.). Вып . 10. – СПб.: Изд-во МБИ. 2012.  URL: http://waucondastore.com/primenenie-kompyuternoj-delovoj-igry-dlya-povysheniya-kachestva-podgotovki-menedzherov/
  2. Волков В. К. Использование компьютерных симуляторов (экономико-политических стратегий) в преподавании экономики и обществознания. URL:  http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=764901
  3. Сланов В. П. Компьютерные деловые игры как инновационные информационные технологии обучения студентов // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2010. № 3. С. 39-45.
  4. Лавренюк О. В. Описание компьютерного симулятора для системы управления доходами авиакомпании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 141.С. 75-80.
  5. Мотуз С. А. Комплексное использование биржевых симуляторов как наиболее эффективное направление их применения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №12. С. 59. URL: http://elibrary.ru/download/80358865.pdf
  6. Баженова Н. Г. Самоорганизация и студенческое самоуправление в университете в социологическом измерении // Социально-гуманитарные знания. 2013. №5. С. 129-139.
  7. Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №3. С. 94-97.
  8. Nisula K., Pekkola S. ERP-based simulation as a learning environment for SME business // The International Journal of  Management Education. 2012. Vol. 10 (1). P. 39-49.
  9. Salas E., Wildman J. L.,  Piccolo R. F. Using Simulation-Based Training to Enhance Management Education // Academy of  Management Learning & Education. 2009, Vol. 8 (4).  P. 559 –573.
  10. Кийкова Е. В., Лаврушина Е. Г. Имитационное моделирование экономических процессов. Учебное пособие: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим специальностям – Владивосток: ВГУЭС, 2007. 127 с.
  11. Экономические стратегии для ПК. URL: http://www.metagames.ru/pc/top/genre/economic_simulator/#tp=all_time+economic_simulator
  12. Capitalism II. URL:  http://www.enlight.com/capitalism2/
  13. Алексеев А. А., Дягилева Н. В. Игровое моделирование процесса принятия маркетинговых решений с использованием ПЭВМ. URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m2/


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: