СЛОЖНОСТИ В РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО С 2014 ГОДА

Масленникова Людмила Сергеевна
Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
Новый законопроект об исчислении налога на имущество, является одним из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе документом. И не только потому, что с его принятием у ряда компаний существенно выросли налоговые платежи в бюджет. Но и потому, что поправки привели к ряду упущений. Они и будут рассмотрены в данной статье, а также цель нового законопроекта и его «сильные» и «слабые» стороны.

Ключевые слова: кадастровая стоимость, налог на имущество физических лиц, налог на недвижимость


DIFFICULTY IN CALCULATING PROPERTY TAX IN 2014

Maslennikova Lyudmila Sergeevna
Far Eastern Federal University

Abstract
The new bill on the calculation of property tax is one of the most discussed in the professional community document. And not only because its adoption of a number of companies have increased significantly tax payments to the budget. But because the amendments have led to several omissions. They will be discussed in this article, as well as the purpose of the new bill and its "strong" and "weak" side.

Keywords: cadastral value, personal property tax, real estate tax


Библиографическая ссылка на статью:
Масленникова Л.С. Сложности в расчете налога на имущество с 2014 года // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5010 (дата обращения: 19.03.2024).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Российские налогоплательщики на протяжении нескольких месяцев возмущены новым законом «Налог на имущество» НК РФ, который вступил в  силу с 1 января 2014 года. Согласно этому закону налог на имущество с текущего года заметно увеличивается. Целью законопроекта является переход на основанную на рыночных показателях оценку объектов налогообложения. Она должна заменить балансовые и инвентаризационные стоимости, которые используются в качестве базы налогообложения недвижимого имущества, как организаций, так и физических лиц.

Для разъяснения исчисления данного налога законопроект был опубликован в СМИ и различных печатных изданиях. Таким образом, Налоговый Кодекс Российской Федерации пополнился поправками, которые определили размеры исчисляемого налога на имущество по следующим ставкам:

  • 0,1% взимается от номинальной стоимости за жилые помещения;
  • 0,5% взимается за нежилые помещения (хозяйственные или подсобные)
  • 0,3% взимается за приусадебные и сельскохозяйственные участки земли (наделы).

Такой расчет налога приемлем тогда, когда стоимость недвижимого имущества, принадлежащего собственнику, не превышает 300 млн. рублей. В случае превышения указанной стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности одного владельца, данный налог исчисляется по другим ставкам:

  • 1,5% взимается за участки земли, независимо от их назначения
  • 0,5% взимается на любые капитальные объекты

На данный момент налоговая база рассчитывается с учетом кадастрового паспорта, который имеется абсолютно для любых недвижимых объектов, хотя раньше расчет основывался на инвентаризационных оценках, отличающихся от рыночной стоимости. То есть, база по налогу рассчитывалась по среднегодовой стоимости, а теперь исчисляется по кадастровой по состоянию на первое число налогового периода. В кадастровых паспортах указывается номинальная стоимость недвижимого имущества, вносимая в Росреестр и приближенная к рыночным ценам.

Кадастровая стоимость рассчитывается в отношении: административно-деловых и торговых центров. Которые используются по назначению, а также к нежилым помещениям, предназначенным для офисов, общепита и бытового обслуживания. Это относится и к иностранным организациям, не осуществляемым деятельность в РФ через постоянное представительство.

Данные особенности исчисления налоговой базы устанавливаются органами власти субъектов РФ. Если определены оценки кадастровой стоимости, такой переход необратим, что делает невозможным возврат к расчету из среднегодовой стоимости.

После первого числа налогового периода перечень имущества, утвержденный органами власти субъекта РФ, направляется в электронном виде на официальный сайт. Если такой перечень не был размещен на сайте, владелец недвижимости обязан исчислять налог «по старой схеме». Здесь возникает некоторое неудобство расчета налога на имущество.

В случае превышения кадастровой стоимости недвижимости над рыночной стоимостью желательно обратиться в судебные органы в связи с требованиями установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Такие иски уже получили широкое распространение. При предъявлении этих требований трудно установить дату, на которую нужно определить рыночную стоимость объекта недвижимости.

Что касается льготных площадей, то новым законом предусмотрено, что физическое лицо, которое владеет недвижимостью, может использовать право на так называемый «социальный метр». Социальным метром является площадь размером 20 м2 , являющаяся определенной льготой, не учитываемой при расчете налога на имущество.

Льготные категории граждан могут рассчитывать на привилегии, так как социальная льгота составляет до 50 м2. Вопрос увеличения льготных площадей решается на уровне субъектов РФ.

Чтобы сэкономить на налоге, при этом, не преступая закон, следовало оформить на членов семьи право собственности владения недвижимым имуществом, причем сделать это до конца 2013 года. У таких счастливчиков минимальный налог на имущество (либо полное его отсутствие).

Другой вариант: использование права льготной категории. Граждане, не имеющие социальной защиты и малообеспеченные семьи, обладают правом на послабление финансовых обязательств. Решение вопросов о налоговых вычетах тоже принимается на субъектном уровне с учетом органов социальной защиты.

Данный налог позволил определить границы роскоши в сумме 300 млн. рублей. Россиян можно считать успешными, так как статистика показывает, что налог на недвижимое имущество уже увеличился в 2,9 раза. Законопроект достаточно ощутимо коснется владельцев большого имущества, инвесторов, собственников элитных квартир. Не повезло и москвичам, ведь в Москве самые высокие цены на недвижимость, которые с учетом текущего налога могут возрасти в пять раз.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994, № 51-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.
  3. Закон РФ от 09.12.1991, № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.06.2004 № 51763-4.
  5. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/2012_05_23_ONNP_2013-2015.pdf.
  6. Михасева Е.Н. Формирование и развитие системы налогообложения недвижимости в России // Муниципальная экономика. – 2009. – № 3 (39). – С. 100−107.


Все статьи автора «Масленникова Людмила Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: