Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Во многих странах мира для стимулирования малого бизнеса установлены специальные налоговые режимы, так как именно от малого предпринимательства зависит гибкость экономики страны.
Одна из основных задач налогообложения является создание такой системы, которая позволяла бы развивать малые предприятия, наряду с крупным бизнесом.
Несмотря на то, что система налогообложения в Российской Федерации прошла долгий путь становления, применение специальных налогов режимов способствовало выявлению ряда недостатков в законодательстве. Без стимулирования малого бизнеса, экономике страны будет нелегко выжить в современных условиях быстро меняющегося мира.
Одним из сдерживающих факторов развития малого бизнеса являются чрезмерные совокупные налоговые выплаты. Остановимся подробнее на такой выплате, как налог на имущество организаций.
Этот налог относится к региональным налогам и устанавливается в Налоговом кодексе и региональными законами.
В ноябре 2013 года президент Российской Федерации подписал Закон «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». [2]
Новый закон заключается в том, что у организации меняется налоговая база. Организации будут выплачивать налог исходя из кадастровой стоимости, в то время как сейчас уплачивают налог по остаточной стоимости. Будут установлены другие налоговые ставки, иные условия предоставления льгот.[3]
Увеличение налоговых поступлений за счет налогообложения имущества, принадлежащего предприятиям, по более высокой кадастровой стоимости является основной целью поправок.
С 2015 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, освобождаются от налога на имущество «за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость» (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).[1]
Данным налогом будет облагаться крупная недвижимость, а именно административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания.
Возможно, большинство организаций на УСН и ЕНВД данное изменение не коснется. Такая крупная недвижимость вряд ли будет числиться на балансе малых предприятий.
Однако рост налогов затронет не только предпринимателей. Например, если на балансе предприятия и не числится такая крупная недвижимость, то являясь, даже арендатором офисного помещения, собственниками зданий будут перекладываться все вновь возникшие издержки. В свою очередь это все отразится на конечном потребители, которому придется из-за повышения цен платить больше за продукцию.
Кроме того, изменения в налоговом кодексе затрагивают интересы не только малого предпринимательства. С юридической точки зрения бизнес может считаться малым, но на самом деле схема деления крупного бизнеса на более мелкие организации используются большими предприятиями в целях перераспределения и уменьшения налогового бремени. В частности, большинство собственников оформляют свое имущество на организации, использующие упрощённую систему налогообложения, и не платят налог на имущество. Вводя такие изменения в налоговый кодекс законодатели хотят вывести из тени компании, избегающие таким методом уплаты налога на имущество, при этом не разрушая малый бизнес, путем отмены УСН и ЕНВД. Такая схема была придумана именно для пополнения бюджета. Формально же специальные режимы действуют, но собственники недвижимого имущества реально воспользоваться ими не смогут, так как в соответствии с новой редакцией статьи 346.11 НК применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Так в Москве налог рассчитывается с недвижимости, площадь которой превышает пять тысяч квадратных метров. В Приморском крае этот порог не определен, но если он будет иметь меньшую площадь, то пострадают малые предприниматели, которым придется платить налог на имущество. [5]
Таким образом, налоговая система страны должна реформироваться, но не забывать о важной роли малого бизнеса для экономики и учитывать эту роль в изменениях налогового законодательства.
Библиографический список
- Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: – М.: Омега-Л, 2014. – 848с.
- Закон «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
- Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/2012_05_23_ONNP_2013-2015.pdf.
- Письмо ФНС России от 31.10.2013 N БС-4-11/19535 “О налоге на имущество организаций”
- Закон Приморского края от 28.11.2003 N 82-КЗ (ред. от 29.11.2013) “О налоге на имущество организаций” (принят Законодательным Собранием Приморского края 27.11.2003)