УДК 336.221

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ

Матвиенко Валерия Дмитриевна
Дальневосточный федеральный университет
студентка Школы экономики и менеджмента

Аннотация
Проблема формирования системы налогообложения недвижимости в России является одной из основных налоговых направлений последние несколько лет. В статье рассматривается цели и задачи введения налога, а также произведена оценка положительных и отрицательных сторон данной новации.

Ключевые слова: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на недвижимость


FORMATION OF PROPERTY TAX SYSTEM IN RUSSIA

Matvienko Valeriya Dmitrievna
Far Eastern Federal University
student of the School of Economics and Management

Abstract
The problem of formation of property tax system in Russia is one of the main directions of tax last few years. The article discusses the goals and objectives of the tax administration, as well as evaluated the positive and negative aspects of this innovation.

Keywords: personal property tax, property tax, tax on land


Библиографическая ссылка на статью:
Матвиенко В.Д. Формирование системы налогообложения недвижимости в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5001 (дата обращения: 25.09.2018).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В течение последних нескольких лет в России наиболее активно рассматривается вопрос, связанный с совершенствованием налоговой политики страны, направленный на  введение налога на недвижимость.

Однако на сегодняшний день в России отсутствуют базовые труды,  рассматривающие такие вопросы как анализ опыта взимания налога на недвижимость в стране. Нехватка таких научных исследований привела к изъянам понятийного аппарата, несовершенству методологических основ, ошибкам в определении основных положений, что, в конечном итоге,  послужило сдерживающим фактором для создания наиболее полных условий для осуществления работы такого механизма, как налогообложение недвижимого имущества.

Впервые обсуждение этой проблемы было затронуто еще в середине 1990-х годов. В 2004 году в Государственной Думе РФ состоялось первое чтение соответствующего законопроекта, но дальнейшее рассмотрение вопроса было отложено, в связи с неокончательной оценкой социальных и экономических последствий, а также с недостаточным изучением многих базовых аспектов определения рыночной стоимости недвижимого имущества.

В международной практике налог на недвижимость является весьма прибыльным источником местных бюджетов, который расходуется на решение проблем местного значения. Этот вид налогообложения принято считать одним из признаков цивилизованного рынка недвижимости.

Налог на недвижимость в системе налогообложения РФ устанавливается в целях модернизации налоговых отношений, связанных с недвижимым имуществом. Главной задачей введения налога является ликвидация существующего разрыва между уровнем и сложностью современных экономических отношений в стране, а также уровнем развития существующей налоговой системы, в которой несовершенно развита организация взимания налогов и методика их исчисления.

Предполагаемая форма налога на недвижимость предусматривает замену двух местных налогов:  налога на имущество физических лиц и земельного, однако не касается налога на имущество организации.

Важно отметить, что налог на имущество физических лиц зафиксирован только в статье 15 Налогового кодекса РФ и его правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Следовательно, налог на имущество физических лиц в НК РФ не рассматривается подетально.

В конечном итоге, слияние налога на имущество физических лиц и налога на землю послужат:

  • упрощению системы имущественного налогообложения и снижению затрат на его администрирование;
  • созданию единой базы дынных по объектам недвижимости;
  • созданию стабильного и надежного источника налоговых поступлений в бюджеты местного назначения, в основе которого кроется принцип справедливого налогового бремени.

Соответственно, при постоянном поступлении доходов в местный бюджет будут реализовываться социально-экономические программы, направленные на повышение уровня жизни населения.

Стоит отметить, что в рамках проекта федерального закона от 10.06.2004 №51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предлагается:

  • налогоплательщиками налога на недвижимость будут являться физические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности (правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения) на земельные участки;
  • объектом налогообложения признать недвижимость жилого назначения и гаражи, а также земельные участки, на которых расположены данные объекты или которые представлены для их строительства;
  • для определения налоговой базы использовать кадастровую стоимость объектов налогообложения, которая своими параметрами приближена к рыночной стоимости.

Согласно рассматриваемому законопроекту регионы смогут определять ставки налога самостоятельно, но в заданных рамках.

Безусловно, введение налога на недвижимость поможет приблизить налогооблагаемую базу к рыночной стоимости, дифференцировать налогообложение населения с разными размерами собственности.

С другой стороны, отрицательная сторона введения налога будет проявляться в отношении новых и строящихся объектов, так как ставка налога на новые объекты будет выше, чем на старые, что может привести к удорожанию стоимости аренды. Кроме того, сумма налога будет зависеть от площади жилья, чем больше она, тем, соответственно, выше сумма налога, следовательно, не очень обеспеченные владельцы излишних метров будут менять или продавать жильё. В целом, налог повлияет на уровень жизни населения, благоустройство социально значимой недвижимости.

Таким образом, предпосылки введения налога на недвижимость на данный момент остаются неясными. Для создания окончательного реестра объектов, на их рыночную оценку, прогнозирование результатов и исследование последствий данной фискальной новации, а также покрытие расходов на компьютеризацию регионов, поддержание в активном состоянии баз данных и многих других аспектов потребуется не один год существенных работ. Следовательно, процесс введения налога должен быть понятным во всех направлениях, осуществляться под наблюдением общества и при широкой общественной дискуссии.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994, № 51-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.
  3. Закон РФ от 09.12.1991, № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.06.2004 № 51763-4.
  5. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/2012_05_23_ONNP_2013-2015.pdf.
  6. Михасева Е.Н. Формирование и развитие системы налогообложения недвижимости в России // Муниципальная экономика. – 2009. – № 3 (39). – С. 100−107.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Матвиенко Валерия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация