ПРОБЛЕМА ДВУСМЫСЛЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ СТАТЕЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
Пасько Юлия Владимировна1, Жабыко Людмила Ливерьевна2 1Дальневосточный Федеральный Университет, студентка 3 курса 2Дальневосточный Федеральный Университет, канд.экон.наук, доцент кафедры "Финансы и кредит"
Аннотация В работе рассмотрена проблема двусмысленного прочтения статей в Налоговом Кодексе РФ. На конкретном примере показано, каким образом подобного рода неточности в нормативной базе могут ввести в заблуждение налогоплательщиков. Автором предложено решение, благодаря которому исчезнут разногласия по поводу прочтения статьи Налогового Кодекса РФ, предложенной в качестве примера.
THE PROBLEM OF AMBIGUOUS READING TAX CODE ARTICLES
Pasko Yuliya Vladimirovna1, Zhabyko Lyudmila Liverevna2 1Far Eastern Federal University, 3rd year student 2Far Eastern Federal University, PhD, Associate Professor of "Finance and Credit" School of Economics and Management
Abstract In this work we consider the problem of ambiguous reading articles in the Tax Code of the Russian Federation. A specific example shows how this kind of mistakes in normative base may mislead taxpayers. Author proposed a solution to solve the problem, shown as an example of an article that can be read in two ways.
Библиографическая ссылка на статью:
Пасько Ю.В., Жабыко Л.Л. Проблема двусмысленного прочтения статей Налогового Кодекса РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4998 (дата обращения: 14.02.2019).
Налоговый Кодекс Российской Федерации является кодифицированным законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов в России. Нормы, прописанные в нем, должны быть максимально точными и недвусмысленными. Но, как показывает практика, двусмысленная трактовка статей все же присутствует, что приводит к возникновению разногласий между субъектами налогообложения. Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 15.01.2008 г. № 294-О-П расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками. Тем самым влечет за собой нарушение конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проиллюстрируем данную проблему на конкретном примере. По статье 145 НК РФ п.1 плательщик НДС в случае если сумма его выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. рублей, освобождается от уплаты НДС. Согласно 3 пункту этой статьи чтобы применить данное право налогоплательщик должен представить письменное уведомление и подтверждающие документы в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется освобождение.
Заметим, что использование слова «уведомление» дает повод для двоякого понимания. С одной стороны, в п.1 Статьи 145 НК основанием для применения освобождения от уплаты НДС является именно своевременная подача уведомления и документов. Но, с другой стороны, как показывает судебная практика, было и другое прочтение данной статьи, согласно которому плательщик НДС лишь информирует инспекцию о намерение использовать освобождение, поэтому нарушение срока представления уведомления не может препятствовать реализации установленного Налоговым кодексом РФ права.
По мнению автора, для решения данной проблемы в Налоговый Кодекс РФ необходимо внести корректировку с целью уточнения. А именно, целесообразным будет замена слова «уведомление», которое вносит неясности в применение данной статьи, на слово «заявление». Таким образом, исчезнут разногласия по поводу прочтения статьи и она полностью будет удовлетворять требованиям, предъявляемым к нормативным документам федерального уровня.