Актуальность оптимизации налогообложения, независимо от хозяйственной деятельности и формы предприятия, очень велика. Прежде всего, это связано с финансово-экономической ситуацией в стране. Спрос на продукцию падает, издержки растут, и перед предприятием стоит задача по сохранению конкурентоспособности своего бизнеса на рынке. Одним из способов удержаться «на плаву» является оптимизация налогообложения. Она бывает, как законная, так и незаконная, но в этой статье мы остановимся исключительно на законных способах минимизировать налоговые платежи. Но прежде чем говорить об оптимизации налогообложения, стоит разобраться, почему так важно честно и бескорыстно уплачивать налоги в бюджет РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в России действует трехуровневая бюджетная система. Законы так же принимаются на трех уровнях, но действовать уже будут только на следующий финансовый год.
Бюджетная система – это часть системы государства, совокупность всех бюджетов действующих на территории Российской Федерации. Существует так же ещё один вид бюджета, это – консолидированный бюджет. Он представляет собой свод бюджетов на определенной территории. Формирование бюджетов происходят за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а так же с помощью безвозмездных и безвозвратных перечисленных сумм.
Плательщиками, этих сумм являются юридические и физические лица [1, с. 4]. Каждое правомерное перечисления в казну государства сводят бюджетный дефицит к минимуму.
В настоящее время расходы и доходы бюджетной системы распределены примерно следующим образом:
Таблица 1 – Расходы и доходы бюджетов РФ
Стоит отметить, что если доходы казны слишком малы, то государство может прибегнуть к секвестру. Но это крайний случай, и отрицательно скажется на экономике страны. Поэтому важно не уклонятся от налоговых обязательств, а оптимизируя их, честно платить налоги, не думая только о своих корыстных целях.
Сегодня оптимизация налогообложения для организаций так же важна, как и, к примеру, маркетинговая стратегия. Это обусловлено не только минимизацией затрат за счет платежей в бюджет государства, но и общей безопасностью предприятия, так и его должностных лиц. Оптимизация налогообложения – это процесс, действия которого ориентированы на минимизацию налогового бремени предприятия, и повышение положительных финансово-экономических результатов ее деятельности за счет оптимального применения положений и норм налогового законодательства [2, с. 6].
Другими словами, это обычные действия налогоплательщика, выполняемые им в процессе хозяйственной деятельности, т.е. четкое закрепление прав и обязательств сторон в договоре, применение допускаемых законодателем в нормах Налогового Кодекса Российской Федерации, устройств формирования резервов по сомнительным долгам, либо резерва на ремонт, а так же основных средств.
Существует множество инструментов и методов снижения налогового бремени, и они как никогда востребованы в настоящее время налогоплательщиками. Как уже было сказано выше, оптимизация бывает законная и незаконная. Законность налоговой оптимизации с каждым годом становится более актуальным вопросом. Но чтобы решить этот вопрос, следует выделить основные критерии законности.
В законодательстве РФ отсутствует понятие «налоговая оптимизация». Законом не предусмотрены правила, которые бы устанавливали рамки дозволенного при оптимизации, что дает налогоплательщикам сделать для себя определенный вывод: все, что не запрещено НК РФ, то – разрешено. Но если рассматривать вопрос со стороны судебной практики, это в корне не верно.
Если проанализировать судебные разбирательства касаемо налогов, а так же официальные письма органов власти, можно выделить несколько принципов, которые необходимо соблюдать при налоговой оптимизации:
1. Принцип добросовестности, честности налогоплательщика
2. Принцип преимущества экономического смысла над юридической формой
3. Требование наличия деловой цели
4. Требование реальности экономической деятельности
Основным преимуществом незаконных методов оптимизации является их доступность и дешевизна. Но так, же есть и минусы, такие как – риски при выявлении данных нарушений фискальными органами власти. Ну и как следствие, предприятие просто-напросто понесет убыток.
Что касается законных методов оптимизации, проблемой является то, что эти методы являются затратными, дорогостоящими и требуют специальных знаний. Ну а плюсы очевидны: отсутствие того, что налоговая проверка выявит у вас нарушения налогового законодательства, т.е. отсутствие рисков. И самый главный плюс применения законных методов оптимизации, это – положительный эффект в долгосрочной перспективе.
Законная налоговая оптимизация бывает двух видов [3, с. 34]:
1. Перспективная (стратегическая или долгосрочная) – подразумевает применение приемов и способов, уменьшающих налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его хозяйственной деятельности. Разумеется, указанная оптимизация действует в течение нескольких налоговых периодов, и достигается обычно средством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного использования налоговых льгот и т.д.
2. Оптимизация налогов по отдельным операциям – подразумевает применение некоторой совокупности способов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом определенном случае и в отдельном налоговом периоде.
Важнейшая и, наверное, самая главная задача налоговой оптимизации состоит в том, чтобы при уменьшении налогового бремени остаться в рамках законности. Как уже было сказано выше, проблема состоит в том, что эти рамки не всегда являются четко оговоренными. Помимо прочего, интерпретация закона судами и налоговыми органами может меняться с течением времени, а также в зависимости от субъективных факторов. Так же стоит помнить о том, что внутренние затраты организации и расходы на оплату сторонних организаций не должны превышать суммы уменьшаемых налогов при создании системы оптимизации налогообложения. Соотношение затрат на систему оптимизации налогов и её дальнейшего обслуживание к сумме минимизации налоговых затрат имеет индивидуальный денежный порог, который зависит от степеней рисков, а так же от психологического фактора, связанного с данной схемой, которую вы используете. Обычно такой порог на практике составляет 50-90% от размера оптимизированных налогов.
Самые популярные методы налоговой оптимизации это:
1. Замена налогового субъекта - основывается на применении такой организационно-правовой формы, по отношению к которой действует наиболее щадящий режим налогообложения.
2. Изменение вида деятельности налогового субъекта – подразумевает переход на осуществление видов деятельности, которые облагаются налогом в наименьшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись ранее.
3. Замена налоговой юрисдикции – смысл в том, чтобы зарегистрировать предприятие на местности, предоставляющие льготное налогообложение. Выбор места регистрации (местности и юрисдикции) важен при условии неоднородности местности. Каждый регион страны наделен возможностями по формированию местного законодательства, и на этом поле субъекты владеют некоторой свободой, любая территория использует эту свободу по-своему. Стоит упомянуть, что отсюда и различия в размере налоговых отчислений. [4, с. 130]
4. Переход организации на упрощенную систему налогообложения.
Помимо применения пониженной ставки (6 или 15 процентов) при использовании данного режима, следует отметить, что УСНО заменяет три вида налога: НДС, налог на прибыль, налог на имущество.
Так же не следует забывать о налоговом планировании, которое идет наряду с налоговой оптимизацией. Налоговое планирование основывается на 3-х подходах к минимизации налоговых платежей:
- использование льгот при уплате налогов;
- разработка грамотной учетной политики;
- контроль над сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).
Важно обосновать собственный выбор при помощи расчетов налогов, величина которых зависит от метода учета, и просчитать все шаги, чтобы удостоверится в правильности выбора. Следует выбрать наиболее лучшую стратегию оптимизации и планирования налогообложения.
Практика показывает, что от того какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваш будущий финансовый результат. Нужно отметить, что выше приведен лишь основной перечень способов оптимизации налогообложения, которые можно применять налогоплательщикам с минимальными рисками привлечения к налоговой ответственности. Указанные способы являются довольно действенными, и позволяют значительно уменьшить налоговую нагрузку на налогоплательщика.
Применимы и остальные методы оптимизации налогообложения, но следует помнить, что использование агрессивной оптимизации налогообложения неприемлемо. Важно понимать и осознавать, что экономия, достигаемая методом использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Так или иначе, это отложенный платеж, который придется оплатить после налоговой проверки. [5]
В текущее время необходимость использования налогоплательщиками многих механизмов оптимизации налогообложения противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо это влияние обязано быть наименьшим. Мы часто наблюдаем обратное, когда налогоплательщик обязан «подстраивать» виды и формы собственной деятельности под существующий порядок уплаты тех, либо других налогов с целью достижения минимизации налоговых платежей. Потому налоговая оптимизация налогообложения, так же как и в совокупности, налоговая система нуждается в тщательной доработке.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговая оптимизация необходима каждому предприятию, так как это позволяет высвободить дополнительные денежные средства, которые будут использованы в деятельности фирмы, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению прибыли.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 2013 г.), 536 с.
- Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов, Лермонтов Ю., 2013г., 155 с.
- Законная оптимизация налогообложения, И. Новикова, В. Белякова, 2008г., 152 с.
- Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 8. С. 127-135.
- Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12641 (дата обращения: 07.04.2014).