УДК 657.52

НУЖНА ЛИ СТРАТЕГИЯ МАЛОМУ БИЗНЕСУ?

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная статья посвящена определению наличия потребности у малого бизнеса в разработке стратегии. В ней рассматривается также влияние неопределенности как на организацию, так и на повседневную жизнь людей. В заключении делается вывод о целесообразности процесса планирования как такового.

Ключевые слова: малый бизнес, стратегический менеджмент, стратегия


IS STRATEGY NECESSARY FOR A SMALL BUSINESS?

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university "Higher school of Economics"

Abstract
This article is devoted to determining the need of small businesses to develop a strategy. It is also considered the impact of uncertainty to the organization and people's daily lives. Finally, it is concluded the feasibility of the planning process itself.

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Нужна ли стратегия малому бизнесу? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4832 (дата обращения: 29.09.2017).

Последнее десятилетие в России отличается значительным ростом предприятий малого бизнеса. Это отнюдь не удивительно: после преобразований, произошедших с экономикой страны, появился простор для творческого самовыражения предпринимателей в самых различных сферах бизнеса. Бытует мнение, что основные преимущества малого бизнеса – это гибкость, мобильность и возможность быстро адаптироваться к переменам условий экономики на рынке. Но все-таки, сегодня далеко не каждый готов рискнуть и открыть свое дело. Те же, кто решается на этот шаг, зачастую оказываются обреченными на провал. В чем же заключаются причины подобных неудач? Может быть, дело в неэффективном маркетинге и некомпетентных работниках? Или внезапно изменились потребительские предпочтения и прошла мода на продаваемый продукт или услугу? В любом случае, подобные обстоятельства свидетельствуют о неграмотно построеной стратегии, не способной учесть те или иные события. Но ведь всего учесть невозможно. В таком случае, нужна ли вообще стратегия малому бизнесу?

Ответ на этот вопрос кажется очевидным: конечно, нужна. «Кто не знает в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра» – изречение, прошедшее проверку временем. Постоянное развитие подобного бизнеса создает большую конкуренцию, поэтому для получения дохода по максимуму, предприятиям малого бизнеса необходимо выбрать правильную стратегию. Считается, что это даст предприятию, при систематически меняющихся обстоятельствах, возможность занять жесткую позицию на рынке, а также создаст условия для эффективной конкурентной борьбы с ему подобными предприятиями.

Но тем не менее, многие предприниматели скептически относятся к стратегии компании. Они говорят примерно следующее: «Зачем предсказывать будущее, если этого сделать просто невозможно». «Стратегия лишена смысла». «Хорошую стратегию можно только увидеть, когда она уже есть. А как создать стратегию никто не знает». «Это просто счастливый случай».

И действительно, практически всегда наиболее важные события в жизни человека, в обществе, в науке и бизнесе, которые являются определяющими, случаются неожиданно. Стоит ли вообще что-либо прогнозировать?

Большинство владельцев малых предприятий не являются профессионалами своего дела и не имеют образования, которое могло бы сделать их более компетентными в различных аспектах ведения бизнеса. Многие из них просто не осознают того, что такое стратегия, какова ее суть, и как она влияет на жизнедеятельность компании. В таких условиях, можно ли говорить о возможности грамотной разработки стратегии собственного предприятия начинающими бизнесменами? Их потенциальные неудачи, во всяком случае, можно списать на неопытность. Но даже в истории огромных корпораций с многовековой историей, имеющих колоссальные прибыли и значительные рыночные доли были примеры стратегий, повлекших за собой большие убытки. Это мог быть выпуск продукта, который совершенно не пользовался популярностью, или же смена имиджа, повлиявшая на лояльность потребителей. Интересно, что ошибки, которые допустило руководство этих компаний, кажутся сейчас очевидными даже обычным студентам. Это объясняется ретроспективным мышлением человека — прошлое кажется гораздо более закономерным, чем оно было на самом деле.

Мы думаем, что понимаем причины произошедших событий. Нам нужны причины, так как они являются частью нашей системы мышления. Но истинных причин может быть бесчисленное множество и они могут быть нам неизвестны. Из-за того, что в настоящий момент большой объем информации о конкурентах, ценах на ресурсы и курсах валют являтся открытым, может создаться иллюзия понимания динамики рынка. На основе этой информации и строится стратегия предприятия, и зачастую разного рода риски и маловероятные события не берутся в расчет. На деле же большой массив данных ничего не подтверждает, но единичный случай способен все опровергнуть.

Более того, на способности предпринимателя предсказать будущее своей компании и в соответствии с этими представлениями разработать стратегию влияет тот факт, что более известными и доступными являются, как правило, примеры успеха компаний. Однако огромное количество примеров банкротства на всех стадиях развития бизнеса остаются незамеченными. Эти обстоятельства также искажают представления начинающего бизнесмена о функционирования частного сектора экономики, делая его видение менее реалистичным и более легкомысленным. Ведение бизнеса в условиях подобной неопределенности и искаженных представлений о реальности делает разработку подробной стратегии на долгосрочный период бессмысленной.

Таким образом, малому бизнесу в первую очередь следует сконцентрироваться на мобильности. Как таковая детально проработанная стратегия ему не нужна, нужно лишь видеть основное направление развития. Начинать следует с реалистичных и точно определенных целей, включающих сроки выполнения, и при этом нужно всегда быть готовым сменить план, если того требует ситуация. Малое предприятие должно уметь пользоваться своей гибкостью и не только перескакивать на новый рынок быстро, появись там привлекательная возможность, но и быть готовым, не раздумывая, бросить продукт, поскольку у него нет лишних ресурсов, чтобы тратить их на заведомо проигрышный план. Здесь как нигде необходима немедленная реакция на ошибки и извлечение из них уроков.

Так, чтобы преуспеть в ведении малого бизнеса, не обязательно досконально прорабатывать стратегию, достаточно следовать некоторым общим правилам. В первую очередь, нужно уметь заметить свои преимущества и пользоваться ими. Можно извлечь выгоду даже из размера предприятия: известно, что чем больше компания, тем больше у нее уязвимых мест; чем масштабнее проект, тем больше риск, что какой-то из его этапов не будет выполнен. Малый бизнес эти проблемы касаются в меньшей степени.

Кроме этого, не стоит забывать, что бизнес должен быть похож на организм, а не на механизм. Понятно, что механизмы зачастую на короткие периоды времени более эффективны, предсказуемы и управляемы, чем организмы. Организмы несовершенены, но зато живучи. Соответственно, и в бизнесе мы должны искать не максимальной эффективности, не совершенства и не полной управляемости, а стремиться, прежде всего, к максимальной выживаемости, даже в ущерб текущей прибыльности.

Подводя итог, стоит сказать, что в долгосрочном периоде выиграет тот, кто научится извлекать выгоду не только из рутинной деятельности компании, но и из неожиданных событий. И даже если первая попытка не увенчается успехом, не стоит опускать руки. Как показывает практика, только опыт, включая и неудачи, делает людей и бизнес жизнеспособными.


Библиографический список
  1. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. – М.: Издательство КоЛибри, 2012


Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: