УДК 339.138

ЮРИДИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Удалова Елена Михайловна
Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования Академия труда и социальных отношений (Нижегородский филиал)
преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются понятие и основные особенности юридического маркетинга. Данная сфера деятельности находится на пути своего становления. В этой связи она исследована недостаточно подробно.

Ключевые слова: маркетинг., юридические услуги, юридический маркетинг


LEGAL MARKETING: CONCEPT AND MAIN FEATURES

Udalova Elena Mikhailovna
Academy of Labor and Social Relations (Branch in Nizhny Novgorod)
Lecturer, Department of Economics and Management

Abstract
The article examines the concept and main features of legal marketing. This area is on the way of its development. In this connection, it is not studied enough in detail.

Keywords: law services, legal marketing


Библиографическая ссылка на статью:
Удалова Е.М. Юридический маркетинг: понятие и основные особенности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4798 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время в России маркетинг активно используется представителями сферы бизнеса.  Можно сказать, что практически все хозяйствующие субъекты, желающие достичь успеха на рынке, используют приемы и методы маркетинга. Следует отметить, что начинает развиваться и такое направление маркетинга как некоммерческий маркетинг. Он представляет собой продвижение определенные идей, начинаний без цели получения прибыли.

Однако до настоящего момента существуют такие области деятельности, в которых маркетинг является достаточно нетрадиционным аспектом деятельности. То есть фактические случаи его использования имеют место быть, но его применение или неприменение зависит исключительно от конкретных субъектов. В данном случае имеется в виду сфера оказания юридических услуг.

Современный юридический рынок в России может быть назван активно развивающимся и отличающимся наличием значительного количества разнообразных субъектов, оказывающих юридические услуги. Как отмечает Н.М. Удалова: «В настоящее время в Российской Федерации услуги правового характера оказываются как на платной, так и на безвозмездной основе. Так, согласно ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты. Что касается платной юридической помощи, то она оказывается широким кругом разнообразных субъектов, как-то: частнопрактикующие адвокаты (адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты) и представители адвокатских образований; российские юридические компании; иностранные юридические организации; юридические отделы хозяйствующих субъектов, внутрифирменные юристы и иные [1, с. 654].

При этом можно сказать, что наибольший интерес к маркетингу проявляют представители крупных юридических компаний. В то время как большинство частнопрактикующих физических лиц не применяют маркетинговые средства в своей деятельности.

Маркетинг в юридической сфере также именуют юридический маркетинг, маркетинг услуг правового характера и т.д. Однако все указанные термины фактически обозначают деятельность, направленную на продвижение юридических услуг от исполнителя к их клиентам (потребителям), а также исследование потребительских предпочтений, степени их удовлетворенности, потенциальных и реальных ожиданий с целью последующей корректировки своей профессиональной деятельности.

В настоящее время в России начинают создаваться и функционировать организации, специализацией которых является юридический маркетинг. Как правило, они предлагают следующие виды услуг:

-        маркетинговые исследования;

-        корпоративный брендинг;

-        реклама и медиапланирование;

-        работа в социальных медиа;

-        PR топ-менеджмента;

-        PR  частнопрактикующего юриста;

-        деловые и пресс-мероприятия;

-        создание и продвижение интерент-сайтов

-        и др.

При этом следует отметить, что данное направление в иностранных государствах является гораздо более развитым, нежели в России. До настоящего времени значительная часть представителей сферы услуг правового характера полагает, что их продвижение возможно осуществлять лишь только посредством положительных отзывов клиентов, с которыми они работали. Иные варианты не рассматриваются ими вообще.

При этом необходимо помнить, что юридическая деятельность  – это разновидность услуг, имеющая определенную специфику. При этом является общепринятым, что услуги необходимо продвигать, особенно учитывая жесткую конкуренцию. Сфера права не является исключением. Наличие значительного количества субъектов, функционирующих на данном рынке, отсутствие жестких требований по вхождению на него, невозможность четко определить критерии качества оказываемой услуги и иные моменты подобного рода, в конечном итоге, обуславливают особенности юридического маркетинга, которые в обязательном порядке должны быть учтены.

Крайне важным представляется также вопрос о том, на какой основе следует реализовывать юридический маркетинг: придерживаясь позиций традиционного (трансакционный) маркетинга или реализуя положения маркетинга отношений. Традиционный маркетинг, ориентированный преимущественно на привлечение новых потребителей, конкурирует с идеей удержания клиентов, на которой базируется маркетинг отношений [2,  с.687].

Полагаем, что при работе в сфере юридических услуг маркетинг должен обладать интегрированным характером, включая в себя как лучшие достижения традиционного маркетинга, так и наиболее удачные аспекты маркетинга отношений. При этом «в независимости от того, какой маркетинг выбран (традиционный или маркетинг отношений), необходимо помнить, что потребители – это главная ценность, которой обладает компания» [2,  с.689].

В целом, следует указать, что юридический маркетинг – сфера деятельности, которая фактически находится на стадии своего становления. Однако ее дальнейшее развитие представляется неизбежным, так как оно продиктовано современными реалиями развития юридического рынка в РФ.


Библиографический список
  1. Удалова Н.М. Субъекты современного российского рынка юридических услуг: основные различия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10.
  2. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современный маркетинг: выбор между традиционным маркетингом и маркетингом взаимоотношений // Экономика и предпринимательство.2013. № 12 (ч.3)


Все статьи автора «Удалова Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: