УДК 338.984

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ СЕРВИСА МОБИЛЬНОЙ АВТОМОЙКИ

Черных Иван Романович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В данной работе рассматриваются такие процессы как разработка стратегий и конкурентных преимуществ на примере создание бизнеса мобильных автомоек. Также в работе будет присутствовать анализ конкурентной среды для выявления преимуществ. В течении работы, будут раскрыты такие вопросы как: является ли исследование конкурентных преимуществ, и разработка стратегии данного бизнеса актуальным и востребованным на сегодняшний день? Кому нужны данного рода услуги и что именно предлагать? Что необходимо компании для ведения бизнеса (машина, устройство для мытья, чистящие средства)?

Ключевые слова: конкурентные преимущества, мобильная автомойка, стратегии


DEVELOPING STRATEGIES AND COMPETITIVE ADVANTAGES ON THE EXAMPLE OF A MOBILE CAR WASH SERVICE

Chernykh Ivan Romanovich
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This paper discusses the processes such as the development of strategies and competitive advantages by creating a mobile car wash business. Also in the paper will present an analysis of the competitive environment to identify benefits. During the work, will be disclosed such questions as whether the study of competitive advantage, and strategy of the business relevant and in demand today? Who needs this kind of service and what to offer? What companies need to do business (the machine, the device for washing, cleaning agents)?

Библиографическая ссылка на статью:
Черных И.Р. Разработка стратегий и конкурентных преимуществ на примере сервиса мобильной автомойки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4737 (дата обращения: 30.09.2017).

На сегодняшний день любая фирма сталкивается с проблемой, когда не может определить дальнейшее направление своей деятельности. Это приводит к стагнации компании, следовательно, она становится менее конкурентоспособная, что даже может привести к гибели. Именно для того, чтобы у компании не возникали «тупиковые ситуации» разрабатываются стратегии поведения фирмы на рынке. В этом и есть актуальность разработки стратегии для фирмы. Более того, правильное формирование цели и стратегии всегда необходимо любому начинанию, следовательно, данная тематика всегда актуальна. Конкурентные преимущества, выступают в данном случае, вспомогательным элементом определения стратегии фирмы. Эти преимущества помогают понять фирме как можно усилить свое влияние на рынке, что помогает фирме в достижении своей основной цели – увеличение прибыли.

Цель, поставленная в ходе исследования — это определение возможных стратегий фирмы с данной услугой и выбор наилучшей альтернативы. Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач, а именно: анализ рынка данных услуг, выявления потенциальных конкурентов, определения преимуществ, которыми не обладают другие конкуренты, определить возможного потребителя, который будет пользоваться услугой, выявить возможные риски и наконец создать стратегию компании.

1. Описание моего проекта.

Каждый новый бизнес, который появляется на рынке услуг, (рассматриваем именно рынок услуг, так как тема непосредственна связана с данной сферой экономических отношений) подразумевает под собой наличие проблемы, которую он призван решать. В случае с мобильными автомойками примером проблемной ситуации может служить случай, при которой у клиента нет либо времени, либо желания, чтоб делать данную работу. А альтернативы только такие: самому потом мыть машину, что человек воспринимает негативно или ехать в автомойку и помыть там свою машину, но при этом потратить свое личное время, которое тоже очень ценно. В этом плане мобильные автомойки «убивают двух зайцев сразу». С одной стороны, выполняется поставленная задача – машина становится чистой, с другой стороны, клиент экономит свое время.

Теперь рассмотрим весь процесс оказания услуги и то, что необходимо для этого. Все начинается с того, что клиент вызывает автомойку себе на дом, при этом принимать заявки будет диспетчер. Далее, диспетчер определяет какая машина (по идее их должно быть несколько) ближе всего находится к клиенту и отправляет её на заказ. После этого выполняется сам процесс мойки машины. Затем клиент оплачивает выполненную работу и все довольны. Просмотрев весь процесс, можно определить необходимые ресурсы для оказания услуги. В первую очередь это наличие нескольких машин, ведь без них весь смысл мобильных автомоек пропадает. Далее, это моющие средства, моечное оборудование, шланги, наличие диспетчера. Каких-либо специализированных помещений в начале не предполагается, однако в дальнейшем, при расширении сети понадобится диспетчерская и отдельный автопарк. Возможен дополнительный инструментарий в случае, если клиент просит о предоставлении дополнительных услуг, таких как подкачка шин или проверка технического состояния автомобиля. Важным дополнением является то, что данная деятельность возможна только в частном секторе, а не в городе. Объясняется это тем, что законодательство РФ запрещает мойку машин в общественных местах[1]. Из этого следует, что нет нужды в дополнительной емкости для воды, так как дома в частном секторе обеспечены необходимой инфраструктурой.

2. Конкуренты, их деятельность и поиск конкурентных преимуществ.

Поиск потенциальных конкурентов в сети Интернет затруднился на первом этапе, так как Google не выдавал необходимую информацию. Все это происходило из-за того, что поисковик видел нужный запрос, только при определенной комбинации слов. Это уже говорит о том, что существует некоторый недостаток в деятельности конкурентов. В процессе поиска была найдена компания «Shinecar». Оформление группы в контакте выполнено так, что складывается впечатление, будто данная компания уже не существует. Ссылка на сайт из группы лишнее тому подтверждение. (см. рис. 1) Однако из той информации, что была в распоряжении, можно вынести определенную пользу, а именно, идея об организации конкурсов на различной основе. Пример: «Сфотографируйте Ваш автомобиль до и после нашей мойки. Сделайте картинку в виде ДО|ПОСЛЕ на одном изображении.
Оставляйте ваши работы на стене с пометкой конкурс. Победители получат 20%-ю именную скидку на ВСЕ последующие мойки в течении года!»[2].

Следующая компания, которая привлекает внимание — это компания с названием «Glanz»[3]. По электронному адресу можно понять, что данная фирма находится в Киеве, но необходимость рассмотреть данную компанию не исчезает, так как можно найти интересные идеи для реализации бизнеса мобильных автомоек. Просмотрев сайт, можно прийти к выводу, что компания специализируется на «гелевой мойке», что не исключает возможность добавить её в список предоставляемых услуг. Также нельзя не отметить хорошо организованное и приятное на глаз оформление сайта.

Основательно подойдем к рассмотрению компании «Fast and Shine»[4]. Отличительная черта данного конкурента — это использования так называемой «сухой мойки». Это вид мойки дает несомненное преимущество, так как в основу взят принцип, что вода для чистки машины не нужна. Более того, данная услуга позволяет проводить мойку в городе, что с обычной мойкой невозможно из-за законодательства РФ. Однако стоит отметит тот факт, что данная мойка не совсем подходит к российскому суровому климату. Все потому, что «сухая мойка» использует средства, которые подходят для очистки машин легкого загрязнения. Более того, чтобы удостовериться в том, что данный бизнес не угрожает введению новых мобильных автомоек, был проведен опрос среди автомобилистов и проанализированы мнения автолюбителей на форумах в Интернете. В опросе участвовало 40 человек, которым был задан ряд вопросов относительно «сухой мойки». Стоит отметить, что некоторые водители не знали про данную услугу, однако их мнения все равно учитывались, так как необходимо было узнать какое отношения у потребителя к этой услуге в целом.

«Я пробовал как-то использовать «сухую мойку» и мне понравилось. Очень удобно в рабочее время. Только вот работает это в случае, если машина не сильно грязная.»

«Мне абсолютно не понравилось средство, которое использовали работники мойки. После нее, я заметил, что мне поцарапали машину в нескольких местах. От этой мойки портится лако-красочное покрытие.»

«Первый раз слышу про такую мойку, но я бы не стал её использовать, так как ассоциация у меня складывается негативная. Будто железкой по покрытию машины водить будут»

Было много других высказываний, однако можно выделить четыре основных позиции, которые и будут показаны в опросе.

На основе проведенного опроса можно сделать вывод, что многие владельцы авто не слышали об этом виде мойки, но при этом не хотят даже пробовать его, предпочитая стандартные способы мытья машин. Связано это может быть, как с ассоциативным рядом, что «сухая мойка» это жесткая мойка, а может и с тем, что российские автомобилисты пессимистично относятся к чему-то новому. Эту мысль можно подтвердить мнениям автомобилистом на разных форумах. К примеру:

«”Частицы пыли вгоняются в лакокрасочный слой” – что-то уж сильно эти формулировки напоминают доводы из работы сетевого маркетинга! Я понимаю, хотите переманить клиентов. Но зачем же глупости писать?!»[5]

«В Европе дороги шампунем моют, а у нас песком посыпают. Состав загрязнений разный. Если там только тряпочкой протёр и всё блестит как у кота, то у нас после кёрхера не сразу вся грязь отходит.»[6]

В итоге можно сделать вывод, что основной конкурент в области мобильных автомоек «Fast and Shine» не представляет большой угрозы и не может препятствовать входу на этот рынок услуг.

Поиски других конкурентов в Москве и Московской области оказались безрезультативными. Поэтому для того, чтобы определится с ценовым диапазоном и спектром услуг, необходимо посмотреть сайты стационарных автомоек. Единственное различие, которое нужно учитывать, когда будет проводится анализ цен на услуги стационарных моек – это затраты на дорогу, которые также должны быть включены в расчет.

Рассмотрим сайты компаний автомоек «Чистый город»[7] и «Чистая столица»[8]. Сравнивая два сайта, сразу становится понятным, что «Чистая столица» не предоставляет информацию о цене за услуги или они размещены в труднодоступных местах на сайте. Этот недостаток нельзя не игнорировать, поэтому подмечаем его, для того, чтобы не допустить ошибки на этой «почве». Просмотрев прейскурант цен на услуги автомойки «Чистый город», обнаруживаем, что в среднем обыкновенная мойка будет стоить 1000 рублей. С учетом всех затрат на дорогу предположительно можно смело выставлять ценовую отметку в районе 1500 рублей.

Относительно товара и самих услуг, то они скорее всего будут идентичны тем, что представлены на сайте «Чистый город», за исключением тех услуг, которые требуют громоздкой аппаратуры, которая может помешать передвижению или сделают его невозможным.

Для того, чтобы подвести итоги о конкурентах, составлена таблица (см. табл.2). На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данный сектор услуг не сильно развит и ничего не мешает войти в него.

Таблица 2. Информация о конкурентах.

Компании Shinecar Glanz Чистый город
Схожие продукты Все Все Все
Цены Неизвестно (не дозвонился до них, чтобы узнать цены) Так как располагается в Украине, то услуга дешевле. В среднем 480 рублей за мойку. Цены ниже, так как нет необходимости добираться до клиента. В среднем на 500 рублей дешевле
Фишки Конкурсы Услуга + оформление сайта Полный комплект услуг

3. Разработка стратегий.

Для того, чтобы начать разработку стратегию развития компании мобильных автомоек, вначале нужно рассмотреть некоторый теоретический базис, необходимый для полного понимания того, как надо её разрабатывать.

Любая разработка стратегии стоится не только на теоритическом базисе человека, который разрабатывает её, но и на личной интуиции. Важным замечанием является и то, что любая стратегия имеет в себе некоторые недостатки, которых не избежать. Стратегия не может идеально работать, всегда будут присутствовать некоторые недочеты. Поэтому в задачу разработчика входит её корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий. Из всего вышесказанного следует, что не существует единой схемы разработки стратегии, а значит есть множество различных способов её создания. Именно описанием всех этих стратегий и выбором наилучшего способа занимается стратегический менеджмент.

Стратегический менеджмент(управление) -  разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов[9]. Он разделяет весь процесс создания стратегии на несколько основных этапов:

  • Определение сферы деятельности
  • Выявление краткосрочных и долгосрочных целей компании
  • Разработка стратегии
  • Реализация стратегии
  • Оценка деятельности и введение корректировок

Для разработки стратегии менеджеры используют разные инструменты и методы, для успешного планирования.  Однако главные подходы к формированию стратегии основали К. Эндюрс, М. Портер. К. Эндюрс предложил стратегию, в которой учитывались сильные и слабые стороны компании, при наличии определенных внешних угрозах. М. Портер разработал метод, при котором можно с высокой точностью определить конкурентную среду компании, да и сами конкурентные стратегии.

SWOT-анализ, введенный Эндюрсом, выявляет факторы внешней и внутренней среды компании и разделяет их на четыре категории[10]. Рассмотрим данный метод на примере компании мобильных автомоек.

Среди сильных сторон компании можно выделить это отсутствие сильных конкурентов в области мобильных автомоек. Также стоит отметить то, что такой бизнес не требует больших помещении или вообще их наличие. Объясняется это тем, что моющая машина и средства можно перевозить в автомобиле самого работника. Также данная услуга является привлекательной возможностью для клиентов, так как используя её они экономят свое собственное время.

Однако данный бизнес имеет ряд недостатков. Например, отсутствие возможности мыть машины в черте города сильно уменьшает количество потенциальных клиентов. Также мойка машин в большинстве своем имеет сезонный характер. Зимой клиенты не будут мыть машины, так как при данных погодных условиях в этом нет смысла, а летом загрязненность окружающей среды низкая, из-за чего потребители не мотивированы использовать услугу моек. Весна и осень являются лучшим временем для ведения данного бизнеса.

Среди возможностей данного бизнеса стоит отметить мультитаскинг. То есть, при расширении можно развить свой бизнес и в другом направлении. Например, создать также сеть стационарных моек, чтобы решить проблему города или начать распространение моющих средств для других клининговых компаний. Более того, использование своих машин предоставляет возможность для рекламирования бизнеса, используя машины.

Несмотря на все плюсы, существует риск, при котором ведения бизнеса мобильных автомоек стать сложнее. Введение дополнительных санкций или правил для мойки машин, может привести даже к полному отказу от бизнеса. Не стоит забывать также и о том, что основные издержки этой деятельности — это топливо. Повышение цен на него приведет к повышению цен на услуги, что приведет к уменьшению количества клиентов (см. табл. 3).

Таблица 3.  SWOT-анализ компании мобильных автомоек

Strengths (сильные стороны):

  • Отсутствие сильных конкурентов в данной сфере
  • Отсутствие издержек на помещение
  • Новая и интересная услуга для многих потребителей
Weaknesses (слабые стороны):

  • Нет возможности проводить мойку машин в городе
  • Имеет сезонный характер

 

Opportunities (возможности):

  • При расширении компании можно перейти на смежные сферы бизнеса(мультитаскинг)
  • Использовать автомобили в целях маркетинга
Threats (угрозы):

  • Увеличение цен на бензин
  • Введение новых законов, которые усложнят деятельность компании

Теперь следовало бы перейти к рассмотрению конкурентной среды компании, используя анализ пяти сил Портера. Данная методика выделяет пять основных сил, которые влияют на внешнюю среду компании: товары-заменители, новые игроки, внутриотраслевая конкуренция, рыночная власть покупателя, власть поставщиков (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Анализ пяти сил Портера

Параметр. Сила влияния. Описание.
Товары-заменители Средняя Существуют стационарные мойки, однако нельзя полностью считать это товаром-заменителем
Новые игроки Высокая Окупаемость проекта за короткий период времени, отсутствие крупных игроков на рынке. Все это может привлечь новых игроков на рынок мобильных моек
Внутриотраслевая конкуренция Средняя Немного игроков, однако существует низкая дифференциация продукта
Рыночная власть покупателя  Средняя Потребитель при значительных изменениях в цене переключится на конкурента
Рыночная власть поставщиков Низкий Поставщик не имеет власти, так как существует множество альтернатив

В результате данного анализа можно прийти к выводу, что несмотря на то, что в данный момент конкурентов в сфере мобильных автомоек нет, конкурентная среда находится на среднем уровне. Из этого следует, что необходимо постоянно следить за появлением новых игроков, корректировать деятельность компании и вовремя реагировать на изменения на рынке услуг.

На основе данных методов анализа внешней и внутренней среды компании можно выявить основные задачи компании в краткосрочном и долгосрочном периоде и способы их решения. В краткосрочном периоде основной задачей является увеличения количества клиентов. Эта задача решается путем выполнения нескольких действий. В первую очередь, необходимо создать сайт, который будет в полной мере выдавать потребителю всю необходимую информацию, при этом нужно сделать так, чтоб в Интернете его можно было легко найти. Также, стоит обратить внимание на то, что можно использовать собственных клиентов для привлечения еще большего количества людей. Например, предоставлять скидки или бесплатные мойки за счет приглашения других клиентов. Расширение автопарка тоже является хорошим решением для увеличения количества клиентов и области влияния. Это необходимо, так как каждая машина должна находиться на определенной территории ради уменьшения издержек на топливе. В долгосрочном периоде основной задачей ставится расширения влияния на другие сферы деятельности. Мультитаскинг позволит не только увеличить объем выручки, но и увеличить количество рекламы, за счет других услуг и товаров. Однако для выполнения этой задачи требуется сильная экономическая база, которой должен обладать бизнес мобильных автомоек.

В данной работе был рассмотрен принцип определения конкурентной среды, конкурентных преимуществ, а также разработка стратегий, используя различные методы анализа внешней и внутренней среды. Также можно сделать некоторые выводы и об этой теме в целом. Разработка стратегии требует знания некоторого теоретического базиса, но при этом не стоит забывать про личностные характеристики человека, которые иногда могут играть решающую роль в выборе успешного направления бизнеса. При создании стратегии необходимо грамотно определить конкурентную среду и оценить возможности компании. Также следует анализировать деятельность конкурентов и использовать их опыт в случае успеха или в случае провала.


Библиографический список
  1. Swot-анализ. URL: http://marketopedia.ru/47-swot-analiz.html 25.01.14
  2. Автомойка по вызову. URL:http://www.fastnshine.ru/carwash/ 15.01.14
  3. Автомойка по вызову. URL: http://www.glanz.kiev.ua/ 15.01.14
  4. Автомойка по вызову. URL:http://vk.com/shinecar. 15.01.14
  5. Автомойки. URL:http://www.chstolica.ru/ 18.01.14
  6. Автомойки. URL:http://www.cleancitygroup.ru/ 18.01.14
  7. Кодекс об административных правонарушениях. Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  8. Лапыгин Ю.Н.  «Стратегический менеджмент» ИД «ИНФРА-М», 2007 URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/classic/strategy_meths.shtml 18.01.14
  9. Мнения о «сухой мойке». URL: http://forums.drom.ru/novosibirsk/t1151651799-p2.html 18.01.14
  10. Мнения о «сухой мойке». URL: http://news.ngs.ru/comments/601617/ 18.01.14

 



Все статьи автора «Черных Иван Романович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: