УДК 658.5.011

ЛИДЕРСТВО, КАК ЧАСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Орехова Екатерина Евгеньевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В научной работе анализируется важность лидерских качеств предпринимателя в образовании успешного бизнеса. Проводится сравнение разных типов предпринимателей, для того, чтобы показать, что лидер-предприниматель более эффективен на фоне других «entrepreneurs». Весь анализ базируется на исследованиях и жизненном опыте популярных экспертов.

Ключевые слова: бизнес, качества, компания, лидер, ответственность, предприниматель, риск, управление


LEADERSHIP AS A PART OF ENTREPRENEURSHIP

Orekhova Ekaterina Yevgenyevna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The importance of entrepreneur leadership in running the successful business is analyzed in the scientific. Comparing different types of entrepreneurs, I try to find out if a leader entrepreneur is more effective compared to other «entrepreneurs». All analysis is based on research and life experience of popular experts.

Библиографическая ссылка на статью:
Орехова Е.Е. Лидерство, как часть предпринимательской деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4681 (дата обращения: 29.09.2017).

Для того чтобы основать успешный бизнес, предприниматель должен обладать особыми качествами, которые позволят ему «вырастить», развить и приумножить свое дело. Именно от предпринимателя зависит жизненный срок фирмы: от его умения руководить, принимать решения, взаимодействовать с людьми, предвидеть ситуацию и других. Все эти умения и черты свойственны лидеру, который является частью таких групповых взаимоотношений, как лидерство. Эти отношения заключаются в том, что в группе есть лидер – человек, который будет не только руководить людьми, но и принимать все решения, нести ответственность за работу каждого члена группы; и люди, которые могут и готовы следовать инициативе лидера. Причем последователи для исполнения своего рабочего задания иногда пытаются сделать больше, чем они могут, проявляют инициативу, потому что они воодушевлены идеями своего лидера – инноватора.

При создании старт-апов творец бизнес-идеи, если же он не поручил управленческую роль кому-нибудь другому, не имея практически никаких средств, должен воплотить в жизнь задуманное. Для этого он ищет группу единомышленников, поскольку на самых ранних этапах зарождения бизнеса работники будут недоступны, нерациональны и неэффективны. Предприниматель должен быть уверен, что каждый член группы хочет делать свою работу, чтобы вся работа была максимизирована. Получается, лидерство, это самая эффективная форма взаимодействия (управления) с другими людьми на этапе старт-апа: лидер-изобретатель становится во главе малой организации, принимает все решения и несет ответственность за работу каждого сотрудника, напрямую взаимодействует с единомышленниками и приветствует неофициальную атмосферу в коллективе, для большего доверия в коллективе.

Так должен ли предприниматель быть лидером?

По Ицхаку Адизесу

В таком научном исследовании нельзя было не обратиться к трудам великого «гуру»  максимально эффективного и правильного ведения бизнеса Ицхака Адизеса. Научный взгляд всемирно признанного эксперта на эту проблему можно по большей мере считать  базисом всех вытекающих теорий. Можно заметить, что Адизес видит успешного предпринимателя только как лидера: в своих книгах он всегда употребляет слово лидер, подразумевая предпринимателя, а иногда даже менеджера (многие эксперты, начиная с XX века, пишут о лидере, предпринимателе и менеджере только как о разных людях и никогда как об одном целом, только в 80-х годах они начинают задумываться об обратном). То есть он видит предпринимателя только как лидера. Он выделяет жизненные этапы корпорации, само зарождение идеи появляется на этапе Ухаживания. На этом этапе есть лишь мечта, идея, которую не всем под силу воплотить в жизнь, поэтому многие компании погибают уже на этой стадии развития. Именно лидер может взять идею и целенаправленно, без колебаний вдохнуть в нее жизнь: именно он берет идею в «кулак» и реализует ее, переходит от мечтаний к действиям. «Предприниматели, которые способны на это, являются лидерами», – говорит наш эксперт.[1] Предприниматель-лидер находит единомышленников, организует их, вдохновляет, берет на себя всю ответственность на свой страх и риск, забывает про нормированный график сна. По совместительству, он является и менеджером, и мозговым центром, и работником. Лидер на себе чувствует все тяготы, заботы, сложности ведения дел,  а так же удовлетворения, радость и настоящее счастье от получившегося результата. Воплощая в себе все эти сложные сплетения, он, как единственный родитель своего детища, корпит над бизнесом. Но такое состояние дел продолжается лишь какое-то время, если же удается продвигаться на новые ступени развития, к примеру, Юность, Расцвет и др., то фирма выжила на самом сложном этапе, и стоит задуматься о новом ведении дел. Предприниматель уже не тащит все на себе, он нанимает специалистов, работников – расширяет свой штат. Его функцией становится распределение обязанностей между другими, управление; группа первоначальных единомышленников перерастает в основателей.  Но, тем не менее, для устойчивости компании создатель должен сохранять лицо лидера, нести какую-то философию. К примеру, как Стив Джобс.

К слову, не только Адизес считал, что жизненный срок фирмы зависит от предпринимателя. Й. Шумпетер так же выдвигал теории на этот счет. Он выделил, что очень многое в компаниях зависит от предпринимательской деятельности. Лидер-предприниматель и позиция компании на рынке неотделимы. Если уходит или сменяется лидер, который мотивировал людей на максимизацию труда, за счет правильной философии, выстроенной в фирме, то компания теряет былой успех и выходит из игры. Именно предпринимательская жилка, нацеленная на постоянный вызов конкурентам, инновационные идеи, необычный подход к делу, позволяла достигать прогресса и оставаться среди лидеров рынка. Но дабы сохранить баланс в  компании, Шумпетер предлагает привлечение в штаты предпринимателей, которые бы были инновационным потенциалом предприятия. Впрочем, так делают многие компании. [2]

В том, что необычное мышление предпринимателей жизненно необходимо компаниям убедился Гиффорд Пинчот III, написавший книгу  “ Entrepreneuring: why you don’t have to leave the corporation to become an entrepreneur”, ведь оно позволяет бизнесу постоянно обновляться. Движение – это жизнь: в данном случае, обновления в компании продлевают ее жизнь. «Еще стоит найти случай успеха, достигнутого без сильного лидера», – говорит он. Причем этого «сильного лидера» Пинчот называет entrepreneur. [5]

Пока что мы говорили о предпринимателе только как о лидере, давайте же рассмотрим его с другой стороны. За счет сравнения разных типов личности предпринимателя можно будет определить, какой тип групповых взаимоотношений более удачен: лидерство или же какой-то другой.

В мире так много изобретателей, про которых никто не слышал и никогда не услышит. Всегда мало придумать что-то гениальное, нужно реализовать свое творение, а это под силу не каждому, а только лишь лидеру. Ицхак Адизес приводит типы личностей, которые неспособны на путное ведение бизнеса. На этих примерах можно убедиться, что лидерство – это самая удачная форма управления. Первым типом людей, неспособных самостоятельно вести свое дело, так называемых «ветреников» бизнеса, являются «изобретатели». Этот тип личности склонен к постоянным генерациям идей. Они создают гениальные изобретения и придумывают интересные идеи, на которых можно было бы заработать миллионы, буквально за мгновение. Но из-за их неумения сосредоточиться на одной вещи и довести ее до ума, они бросают свой проект на стадии Ухаживания, собственно на том этапе, когда есть только идея. «Изобретатели» приступают к новому проекту, не успевши закончить старый. К примеру, программист придумал и знает, как осуществить взлом сайтов с целью проверки их защищённости от хакеров. Уже можно представить потенциальных потребителей, таких как государство, крупные компании и др. Начинается разработка маркетинговой стратегии, и тут программист заявляет, что придумал более интересную идею, поэтому работу над старым проектом нужно прекратить. И так происходить из раза в раз.

Другим типом «ветреников» являются «художники». Эти творческие люди способны создавать необычные вещи, но так же неспособны довести свой старт-ап до ступени Младенчества. Они слишком уверены в себе и не подвергают свои идеи проверке в реальной жизни, полагая, что все будут в таком же восторге от проекта, как и они. Примером может послужить танцор, который решил основать студию танцев на улице, где уже есть 5 студий, причем с известным именем. Танцор верит, что его студия будет лучше, чем остальные, не учитывая того, что его школа только начнет свою работу, а у других конкурентов уже есть имя и многолетний опыт. Убедив инвесторов, что это стоящее дело, он получает деньги. Но с деньгами приходит и власть, танцору нужно все реализовывать, но он уже растерял свой пыл к работе, а полученные деньги тем временем утекают.

Можно заметить, что эти «ветреники» достаточно талантливы, но таланта мало. Они не могут перейти от идеи и мечты к реальности. Эти основатели бизнеса все губят, даже не начав, они не способны четко сосредоточиться на деле, руководить, нести ответственность, да и вообще тратить всю свою жизнь и нервы на бизнес. На все это способен именно лидер.

Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Без риска нельзя создать свою фирму, корпорацию, взойти по карьерной лестнице до уровня «выше быть и не может». В деле с формой управления лидерство лидер берет на себя ответственность, именно он рискует всем, а не его подчиненные. Он знает, что либо будет купаться в успехе, либо потеряет все. Обычный человек не сможет найти особенных специалистов и собрать уникальную команду, которую нужно вдохновить и которой нужно доказать серьезность намерений, он не сможет, прибывая в здравом смысле, рискнуть всем. Предпринимателей-лидеров в какой-то степени можно назвать «ненормальными», ведь какой нормальный человек поставит на кон все или ничего, для многих это кажется безумством. Предприниматели мечтатели по своей натуре, но эта мечтательность не мешает им все делать и делать, бороться и бороться за место под солнцем на большой арене под названием рынок и конкуренты.  По словам Ицхака Адизеса: «Очень часто новые организации – это бизнес одного человека. Основатели работают одновременно как сбытовики, представители потребителя, инспектора, инженеры по обслуживанию и менеджеры по производству. Их компании – это «я сам». Они авторитарны, эгоцентричны, самоуверенны и практичны. Они работают помногу часов, самостоятельно принимают все решения, делают все – от мелочей до выработки политики». [Цит., 1, с. 47]

Статистика

В Southern Business Review было опубликовано исследование на тему: чем предприниматель отличается от лидера, и как новое понятие лидер-предприниматель меняет обыденную систему ведения бизнеса. Развитие предпринимательства совместно с лидерством они видят как совершенно новый «продукт». Лидерство-предпринимательство рассматривается в большей степени, как совмещение личностных качеств и характера, чем как организационное лицо. В данном исследовании представлено количество упоминаний нижеперечисленных качеств применительно к предпринимателям и лидерам в 136 источниках (книгах, журналах, интернет статей) на эту тему.

Характеристика Предпринимателя Характеристика Лидера
Способность к мотивации(3) Способность к мотивации(15)
Достижение целей(15) Достижение целей(7)
Независимость(6) Умение выслушивать и услышать(9)
Креативность(10) Креативность(5)
Гибкость(2) Гибкость(6)
Толерантность к неоднозначности(5) Работать с другими(7)
Вспыльчивость, страсть (3) Коммуникабельность(12)
Терпение(1) Терпение(3)
Постоянство, настойчивость(3) Постоянство, настойчивость(2)
Готовность принять риск(24) Готовность принять риск(6)
Предвидение ситуации(6) Предвидение ситуации(29)
Харизматичность(13)
Честность(12)
Умение стратегически мыслить(5)
Заслуживающий доверия(12)

Таблица 1. Характеристика успешного Предпринимателя и Лидера [Цит., 3 ]

Характеристики Предприниматель Лидер
Способность к мотивации 3 15
Достижение целей 15 7
Креативность 10 5
Гибкость 2 6
Терпение 1 3
Постоянство, настойчивость 3 2
Готовность принять риск 24 6
Предвидение ситуации 6 29

 Таблица 2. Совмещенная характеристика предпринимателя и лидера [Цит., 3]

В первой таблице представлены все характеристики, которые присущи каждому из типов личности. Можно заметить, что у предпринимателя и лидера достаточно много общих характеристик, таких как: способность к мотивации, креативность и др. Из этого следует таблица 2. В ней представлены качества присущие обеим сторонам. Видно, что на тех позициях, где коэффициент упоминаний больше у одного, у другого меньше. Получается, что самые сильные стороны предпринимателя – самые слабые у лидера.

В настоящем мире успешный предприниматель должен обладать в первую очередь креативностью (инноваротским мышлением), готовностью к риску и умением предвидеть ситуацию, два последних условия являются сильными сторонами лидера. Поэтому можно сделать вывод, что для наиболее успешного ведения дел, нужно совмещать в себе две эти личности.

В исследовании М.И. Дадышева, основанном на опыте Республики Азербайджан и зарубежных стран, так же основное внимание сосредоточено на личных качествах предпринимателя. Для эффективной деятельности предприятия обязательно нужен сильный предприниматель с особым складом ума, который совмещает в себе три личности: лидера, управляющего и специалиста. Такое необычное совмещение является хорошим базисом, который помогает более точно, быстро и правильно разрабатывать стратегию имиджа, реагировать на проблемы, подстраивать работу предприятия под новые тенденции – в общем, «держать руку на пульсе». Самым важным умением предпринимателя является правильное распределение средств, для этого он должен провести анализ и безошибочно установить приоритеты компании, которым будет уделяться особое внимание и больше средства. По его исследованиям качества успешного предпринимателя являются Таблица 3. 

Таблица 3. Личные качества предпринимателя [Цит., 4]

Можно заметить по таблице 1,2 и 3, что эти качества были отмечены в двух научных исследованиях, что еще больше подкрепляет теорию о том, что лидерские качества должны быть присущи успешному предпринимателю, основывающему философию бизнеса на таких групповых взаимоотношениях, как лидерство.

«Лицо, задумавшее создать какое-либо предприятие, в первое время может сам выполнять работу по этим трем направлениям. В этом случае – будущий предприниматель – должен обладать особыми свойствами, присущими лидеру, управляющему и специалисту в конкретной области. Опыт зарубежных стран показывает, что в обществе не так много людей, обладающих всеми этими качествами». [Цит., 4] И действительно по исследованиям в области менеджмента было выявлено, что лидеры, способные к руководству, составляют не более 15% от людей занятых в бизнесе, политике и других схожих областях. [6]

Исследование не исключает лидеров-предпринимателей, но, как можно видеть из статистики, таких людей крайне мало. Поэтому более эффективный способ ведения бизнеса достигается при разделении этих обязанностей, а не совмещение их в одном человеке.

Перенося все эти абстрактные образы успешного предпринимателя в реальность, для наглядного примера можно взять лидера-предпринимателя Ричарда Брэнсона. Он построил бизнес мирового масштаба в течение человеческой жизни, что само по себе кажется уникальным, ведь практически все великие «рыночные» империи строились веками. Уж что-что, а рисковать и брать на себя ответственность Ричард умел, как никто. Уже в 16 лет он основывает свой первый бизнес – журнал Student, потом последовала продажа бракованных записей (пластинок), открытие своей звукозаписывающей студии, клуба, авиалинии, оператора сотовой связи и много другого, всего и не перечесть. Смотря на его успех, можно и не заметить неудач, которых было немало. Практически каждый 3й проект Брэнсона сталкивался с трудностями, из которых не было выхода, уже в начале своей карьеры он был арестован, потом не раз судился из-за ведения дел в бизнесе. Но все это не сломило его, он всегда в постоянном поиске денежной жилы. Ричард Брэнсон даже основал компанию, входящую в Virgin Group по разработке космического туризма, что вдобавок ко всему подтверждает его инноваторские качества. [7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги всего исследования, можно сказать, что успешный предприниматель должен быть лидером по своей натуре или хотя бы обладать несколькими лидерскими качествами. Такой «гибрид» двух личностей с наибольшим успехом достигнет своей цели, ведь его сильными сторонами являются: креативность, готовность к риску и принятию решений, умение стратегически мыслить и собирать вокруг себя правильных и нужных людей. Главное в таком человеке – это нестандартный подход к делу, он использует весь свой потенциал для достижения поставленной цели. Такие предприниматели настроены на постоянную генерацию инновационных идей, что позволяет компаниям идти в ногу со временем и тенденциями, быть конкурентоспособными и оставаться на рынке. В исследовании было подчеркнуто, что компания не может существовать без постоянного прогресса, который ей обеспечивают лидеры-предприниматели, к примеру, такие, как Ричард Брэнсон и Стив Джобс. Конечно же, в штат компаний принимают и предпринимателей «ветреников», они тоже способны постоянно предлагать новые идеи. Но стоит отметить, что они являются лишь частью большой системы, под названием бизнес, а не ее руководящей элитой. В такую элиту как раз входят лидеры-предприниматели, и другие руководители, поскольку они способны не просто предлагать идеи, а реализовывать их, создавать целую философию, атмосферу для своих работников, в которой поощряется инициатива. “Лидерство – это искусство получать от людей больше, чем, по их мнению, они могут дать”, – президент компании “Бритиш Аэроспейс”. Лидеры – предприниматели знают, как воплотить идею в жизнь с помощью эффективного управления. Несмотря на то, что они выстраивают четкую стратегию, эти предприниматели никогда не забывают, что главное – это цель, а пути ее достижения – стратегии, могут меняться. Это одно из важнейших умений лидеров-предпринимателей, умений адаптировать бизнес под сложившиеся тенденции рынка.


Библиографический список
  1. Ichak Adizes, “The Pursuit of Prime”, Adizes Institute Publications
  2. Комаров И. В., Колобова Е. А., Брежнев О. В. Управленческие идеи Тома Питерса. – 2006.
  3. Fernald L. W., Solomon G. T., Tarabishy A. A new paradigm: Entrepreneurial leadership //Southern Business Review. – 2005. – Т. 30. – №. 2. – С. 1-10.
  4. Дадашева М. И. ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ //Проблемы современной экономики. – 2012.
  5. Алещенко Е. А. ЛИДЕР И КОМАНДА КАК ФАКТОРЫ УСПЕХА МАЛОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ //Проблемы современной экономики. – 2011.
  6. A.B. РЕШЕТНИКОВ, В.И. ШАМШУРИН, Н.Г. ШАМШУРИНА/ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИДЕРА ОРГАНИЗАЦИИ – 2001
  7. Ричарид Брэнсон «Обнаженный бизнес»


Все статьи автора «OrekhovaEkaterina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: