УДК 334.726

АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ

Саргсян Асмик Артаковна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Следующее исследование посвящено анализу глобального лидерства в России с теоретической и практической точки зрения. В данной работе используются исследования таких теоретиков менеджмента, как Джим Коллинз, Билл Джордж, Ричард Дафт, Pankaj Ghemawat и так далее. Так же были использованы рейтинги таких консалтинговых и рисерч компаний, как Forbes и BCG.

Ключевые слова: влияние государства на бизнес, глобальное лидерство, российские публичные компании, транснациональный бизнес


ANALYSIS OF GLOBAL LEADERSHIP IN RUSSIAN PUBLIC COMPANIES

Sargsian Asmik Artakovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
Following research is dedicated to the analysis of global leadership in Russia from the theoretical and practical points of view. Research articles of such theoretical management scientists as James C. Collins, Bill George, Richard Daft, Pankaj Ghemawat etc. will be used in the folowing paper. Practical analysis will be based on top-lists and ratings of business-consulting and research companies, like Forbes and BCG.

Keywords: global leadership, government impact on business, Russian public companies, transnational business


Библиографическая ссылка на статью:
Саргсян А.А. Анализ глобального лидерства на примере отечественных компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4598 (дата обращения: 11.01.2018).

В условиях современного бизнеса, когда развитие Интернет – технологий и инфраструктуры привело к глобализации почти любого рынка, данная тема становиться одной из самых актуальных в экономике. Что бы сохранить свою конкурентоспособность на глобальном рынке, российским компаниям необходимо шагать в ногу со временем. Тем не менее, у очень узкого круга российских компаний действительно выходит показать пример мирового лидерства, что и составляет основную проблемную ситуацию и проблему исследования. В социокультурных и политических реалиях России не работают существующие и устоявшиеся на западе принципы управления компанией, что сильно затрудняет не только возможность глобального и национального лидерства, но и общей конкурентоспособности фирм на местном рынке.

Именно по данной причине, я хочу исследовать основные механизмы управления компаниями и организациями в условиях Российского рынка (что станет объектом исследования) и вывести основные принципы «глобализации бизнеса», то есть выведения компании на глобальный уровень. Предметом моего исследования являются российские компании, выделенные общепризнанными рейтингами (Forbes, BCG), как глобальные. Так же анализируются отрасли тяжелой промышленности, технологий  и телекоммуникаций, так как именно данные отрасли являются наиболее перспективными для выхода на глобальный уровень.[1]

Целью моего исследования является выведение основных причин неразвитости российского представительства на глобальном рынке и соответствующих этим причинам, способов решения данной проблемы. Задачи, которые способствуют успешному достижению цели – это сбор данных по глобальному лидерству в Российских и зарубежных компаниях, проведение сравнительного анализа, далее следует анализ российского рынка с точки зрения развития глобального рынка и выведение основных ступеней развития компании в сторону глобального лидерства.

Методы, которыми я собираюсь пользоваться в ходе исследования- это сравнительный анализ, анализ внешней среды, а так же экономическое моделирование. Теоретической базой послужат опыт российский и зарубежных глобальных лидеров, а так же работы исследователей по данной теме.

Основная часть: Теория глобализации лидерства в бизнесе

В основе моей работы лежит предположение, что, хотя глобализация является  мощно и активно развивающейся силой, степень международной интеграции широко варьируется в зависимости от стран и компаний и в целом остается более ограниченной, чем принято считать. Статистика показывает, что лишь 10-25 % торговли пересекает границы государств.  Двигающей силой глобализации рынка, как ни странно являются менее развитые страны, которые принято называть «развивающимися». Необходимо отметить парадоксальное явления: близкое расположение стран не всегда играет главную роль в насыщенности межнационального бизнеса и торговли между ними. Более решающим является критерий схожести культурных, политических и экономический взглядов.[2] 

Но тем не менее, как бы глобальный бизнес не зависел от внешних факторов, его внутренняя структура и организация- ключевой фактор к достижению мирового уровня. Невозможно отрицать, что развитость инфраструктуры, бюрократического аппарата, инновационность подходов, сплоченность коллектива, социальная направленность, «прозрачность»- все эти критерии ведут компанию к высокому доходу и лидерству. Но  достаточно ли этих качеств, что бы стать глобальным лидером в бизнесе?

Исследование Джима Коллинза

Определяющей для перехода компании в сферу глобального лидерства является фигура руководителя. В наше время значительно модифицированы представления об эффективных руководителях в глобальной сфере. «Глобализация, э-коммерция, виртуальные организации и дистанционная работа, изменение приоритетов и ожиданий работников, растущее многообразие рабочей силы – все это накладывает свой отпечаток на теорию и практику лидерства»,- утверждает Ричард Л Дафт [2].

Вопросом, «каким именно должен быть лидер глобальной компании» задавались многие ученые, например Джим Коллинз с группой из 22 ученых. Они в результате теоретических и опытных доказали критическую важность фигуры руководителя в процессе перехода компаний их «хороших» к «глобальным» и «действительно великим». Они вывели характеристика данного типа лидера, назвав его лидером 5-ого уровня. Он возвышается по своим характеристикам и возможностями успешного ведения глобального бизнеса над просто способными работниками, активными членами команды, компетентными менеджерами и эффектными руководителями (лидеры предыдущих четырех уровней, см. Рисунок 1). Лидеров пятого уровня ученые наделили такими качествами, как подлинная скромность, железная воля и профессионализм. Джим Коллинз хотел опровергнуть такой стереотип, что хороший лидер должен быть харизматичным, скандальным и амбициозным.[3]

Рисунок 1. – Пятиуровневая иерархия лидерских способностей.

Исследование Билла Джорджа

Билл Джорд, профессор Гарвардской Бизнес Школы, считает, что вышеперечисленных качеств не достаточно. Согласно его исследованию, компании так же обязаны соответствовать следующим признакам: [3]

  • Разнообразие и гибкость топ менеджеров и лидеров глобальных компаний должно соответствовать разнообразию клиентов. Чем глобальнее компания, тем «разношерстнее» клиентский состав.
  • Мировые лидеры должны эффективно согласовывать и объединять сотрудников с помощью общей миссии и ценностями компании. При этом, необходимо расширять права и возможности сотрудников, что бы создать вертикальную или проектную систему организаций.
  • Вместо того что бы управлять компанией группой из 50 лучших лидеров и менеджеров необходимо развивать сотни или тысячи лидеров, которые будут работать и решать проблемы «на местах».  Разработка глобальных лидеров с культурными особенностями и требует большего внимания эмоционального интеллекта, самосознания.[4]

Командное управление

Подготовленный особой структурой Andersen Consulting Институтом стратегических изменений доклад об «Эволюции управленческого бизнеса». Был проведен социологический опрос 20 западных теоретиков менеджмента и  методологов, 100 крупнейших бизнес лидеров и 88 наиболее динамично развивающихся компаний стран Европы и Австрии с США.[5]

Респондентов просили проранжировать различные качества лидера ( способность предвидеть новые возможности, умение работать с командой и партнерами, глобальное мышление и т.д.) в прошлом и настоящем и будущем. Всего существовало 14, выделенных исследование критериев. Тщательный анализ ответов показал, что большинство респондентов склоняются  к точке зрения, что в 21 веке потребуются модели лидерства, построенные на  принципе командного лидерства, а не единоличного. Интенсивность слияний и поглощений отдельных компаний, характерных для процесса глобализации, неизбежно ставит вопрос о необходимости сознательного отказа топ-менеджеров от части своей власти и полномочий. Кроме того, интеграция рынков и отраслей экономики заставляет крупные корпорации ослаблять вертикальные иерархии и развивать гибкие, горизонтальные структуры, предоставляя высокую степень автономии своим региональным и функциональным подразделениям.

Анализ Forbes’ 2000 Global

Для выведения лидеров, представляющих Россию на международной арене, был произведен анализ ряда рейтингов и научных статей. В таком авторитетном и известном американском печатном издании, как Forbes в список, состоящий из 2000 публичных мировых к

Выделенная ранее закономерность преобладания тяжелой промышленности в российском бизнесе и ее успешность относительно других отраслей подтверждается на примере анализа списка Forbes. В итоге 70 % (20 из 29) компаний, вошедших в список глобальных лидеров, являются представителями тяжелой промышленности.омпаний (Global 2000 Leading Companies) вошло 29 российских компаний[6], чей общий годовой доход по моим подсчетам составил около 120 миллиардов долларов ($ 117,7 B). 8 из 29 глобальных российских компаний являются представителями нефтегазовой индустрии, включая транспортировку и нефтегазовое оборудование(Газпром, Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР Холдинг, Сургутнефтегаз, Татнефть, Новатэк, Транснефть). 6 из оставшихся  21 являются представителями металлургии (Новолипецк Сталь, СеверСталь, Мечел, Магнитогорский металлургический комбинат, РУСАЛ, Норильск Никель, Алроса), 4 компании – представителями сферы электроэнергетики (Интер РАО, РусГидро, Российские сети, ФСК ЕЭС), три телекоммуникационные компании (Ростелеком, Мегафон, Система), три банка (Сбербанк, ВТБ Банк, Номос Банк), всего лишь две компании, связанные с продуктовой розничной торговлей (Магнит, X5 Retail Group) и две компании, связанные с химическим производством (Уралкалий, ФосАгро).

Интересным, а так же характеризующим российский бизнес в целом является тот факт, что 40 % от общего количества признанных Forbes российских транснациональных компаний являются государственными (целиком, либо государство владеет контрольным пакетом акций), а среди еще 3 компаний государство является одним из аукционеров (см. Таблица1).

Акции приобретаются государством с целью осуществления контроля над экономикообразующими предприятиями. Это право всегда признавалось за государством по различны по причинам безопасности и необходимости жесткого контроля качества. К примеру в таких сферах, как энергетика (в особенности атомная), нефтегазовая отрасль, оборот денежных средств ( а так же их эмиссия) степень контроля государства близка к государственной монополии.[7]

Таблица 1[8]-. – Доля государственных акций в Российских представителях 2000 Global.

№ в Forbes’ Global 2000 Название компании Доля государственных акций
17 ГАЗПРОМ 50,002%
59 Роснефть 75,16%
61 Сбербанк 57,58% (Банку России)
187 Сургутнефтегаз Информация закрыта, но примерно 10%
233 ВТБ Банк 75,5%
547 Транснефть 78,1%
578 Новатэк Владеет через ОАО ГАЗПРОМ
647 Ростелеком 6,86%
657 Интер РАО 13,7% (планируется приватизация к 2014 году)[9]
706 РусГидро 60,38%
797 Российские сети 54,5%[10]
821 ФСК ЕЭС 79,55%
1168 Алроса 51%
1974 Аэрофлот 51,17%

Показатели, перечисленные выше очень динамичны, идет процесс приватизации, и доля государства в глобальных компаниях становится все менее значительной.

Анализ BCG 100 Global Challengers

В условиях экономики развивающихся стран на глобальный бизнес в особенности накладывается отпечаток нестабильности и неразвитости существующей на данный момент системы и инфраструктуры. Из этого следует, что глобальный бизнес в России необходимо рассматривать в перспективе развития. Для этого не лишним было бы рассмотреть позиции отечественных компаний в рейтинге претендентов на глобальное господство (Global Challengers)  от общепризнанной и уважаемой консалтинговой компанией BCG. Рейтинг состоит из ста подающих надежд на глобальное лидерство компаний, шесть из которых являются российскими (Газпром, Лукойл, Норникель, Северсталь, Русал, Вымпелком).[11]

Внушающим надежду на будущее процветание Российской экономики является факт, что концентрация отечественных компаний в данном рейтинге в четыре раза выше (6% в сравнении с 0,15%). Так же, необходимо принимать во внимание, что на фоне остальных компаний российские претенденты наиболее действенны на транснациональном рынке, что выражается в приобретении наибольшего количество иностранных активов. Многообещающим является также факт прогнозируемого повышения расходов потребителей, который соответственно приведет к росту спроса.

Так же немаловажным является факт, что российские лидеры из списка BCG не только развиваются экстенсивным путем, но делают уклон на внутреннее развитие, инвестируя большие средства на создание новых продуктов, проектирование  новых бизнес-планов, развитие новых для рынка, инновационных идей, которые привлекут потенциального клиента. К слову, на ряду с Россией BCG выделило еще 15 стран с развивающимися глобальными бизнесами. А именно, Аргентина, Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Египет, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Катар, Саудовская Аравия, ЮАР, Таиланд, ОАЭ.

Если рассматривать данный рейтинг с точки зрения собственников глобальных компаний (частные или государственные), то количество публичных государственных фирм, вошедших в список, резко сокращается. Так, к примеру, в список 2013 года вошло 26 государственных компаний, что значительно меньше 36 из списка 2006 года.

Причиной, по мнению экспертов BCG, является двоякость влияния государственного вмешательства. Государственные субсидии  и другая неэкономическая поддержка являются отличным рычагом для развития компании на внутреннем рынке. Компании, нацеленные на потребителей внутри страны, получат лишь выгоду от сотрудничества с государство, а возможно, даже превращение в госпредприятие. Но для глобальных амбиций государственное вмешательство в основном губительно, так как ведет к уменьшению гибкости в плане крупных сделок, слияний, поглощений и любых других рискованных действий. Частные компании, как правило, чаще идут на такие рискованные шаги, выходя из зоны комфорта. Они более оперативно и успешно реагируют на запросы потребителей.

Отличным примером является компания VimpelCom, новичок списка BCG этого года и несомненный претендент на вхождение в Forbes’ 2000 Global. Лишенная государственной помощи, корпорация способна оперативно реагировать на изменения в своей сфере и совершать рискованные, но преимущественно успешные операции на рынке. К примеру, в этом году, они приобрели итальянскую Wind Telecom и контрольный пакет акций в египетской Orascom Telecom Holding. Компания более известна на российском рынке, как Билайн. Она осуществляет работу так жена территории стран СНГ, Северной Африки, части Азии и Италии.[12]

Если брать во внимание все вышеперечисленные факты, то естественным становится факт, что количество государственных  корпораций в глобальном бизнесе становится все меньше и меньше. С точки зрения российского бизнеса, более ясным становится небольшое представительство российских компаний в глобальном лидерстве, которое теперь можно связать с исторически и экономически сложившимся влиянием государства на бизнес.

Заключение

Основной причиной неразвитости российского представительства на внешних рынках и глобальном бизнесе можно выделить факт сильной, но сокращающейся зависимости бизнеса от государства. Сферы бизнеса, которые достаточно развиты внутри страны и готовы к выходу на мировую арену- это в своем большинстве корпорации из тяжелой промышленности, телекоммуникаций и финансово-банковской системы. И именно в этих «потенциальных глобальных лидерах» влияние государства, как никогда велико, так эти сферы – исторически сложившаяся государственная монополия. Экономическое процветание общества  напрямую зависит от успешности бизнеса в данных сферах. Логичным является факт вмешательства и желания контроля государства.

Я надеюсь, что данная работа поможет российскому бизнесу продвинуться в завоевании мировой арены и развитии глобального лидерства.


[1] Шесть российских компаний… URL: http://www.rb.ru/article/shest-rossiyskih-kompaniy-popali-v-top-100-novyh-globalnyh-igrokov/4972177.html 20.01.2014

[2]Developing global leaders. URL: http://www.mckinsey.com/insights/leading_in_the_21st_century/developing_global_leaders 26.01.2014

[3]Harvard Business Review. Лидеры пятого уровня: триумф скромности и жесткой решительности. URL:http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya-liderstva/a10271/ 26.01.2014

[4] A new era of leadership development. URL: http://blogs.hbr.org/2012/02/a-new-era-for-global-leadershi/ 25.01.2014

[5]Кризис лидерства и новые ценности глобального менеджмента. URL: http://www.management.com.ua/ld/ld026.html 26.01.2014

[6]Forbes.The World’s Biggest Public Companies. Filter: Russia URL: http://www.forbes.com/global2000/list/#page:1_sort:0_direction:asc_search:_filter:All%20industries_filter:Russia_filter:All%20states 20.01.14

[7] Естественная и государственная монополия. URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1646_page_11.html 21.01.2014

[8] Акции государства- ценные бумаги каких компаний принадлежат государству. URL: http://stock-list.ru/state.html 21.01.2014

[9] Доля государства в “Интер РАО” может сократиться до 9 акций. URL: http://quote.rbc.ru/news/merge/2013/06/27/33976255.html  23.01.2014

[10] МРСК перименуют и передадут госпакет акций… URL: http://ria.ru/economy/20121122/911838968.html 21.01.2014

[11] BCG: Шесть самых перспективных компаний России. URL: http://slon.ru/economics/bcg_shest_samykh_perspektivnykh_kompaniy_rossii-873961.xhtml 25.01.2014

[12] Новые лидеры глобального бизнеса. URL: http://www.bcg.ru/media/news.aspx?page=1& 24.01.2014

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Рабаева А.И. Кризис лидерства и новые ценности глобального менеджмента // Управление персоналом. 2009. N 20. С. 82 – 85.. Authentic Leadership
  2. Ричард Л. Дафт «Менеджмент» //Санкт-Петербург,«Питер. – 2007.
  3. George B. Rediscovering the Secrets to Creating Lasting Value. – Wiley. com, 2008.
  4. Шесть российских компаний… URL: http://www.rb.ru/article/shest-rossiyskih-kompaniy-popali-v-top-100-novyh-globalnyh-igrokov/4972177.html (Дата обращения: 20.01.2014)
  5. Developing global leaders. URL: http://www.mckinsey.com/insights/leading_in_the_21st_century/developing_global_leaders (Дата обращения: 26.01.2014)
  6. Harvard Business Review. Лидеры пятого уровня: триумф скромности и жесткой решительности. URL:http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya-liderstva/a10271/ (Дата обращения: 26.01.2014)
  7. A New Era for Global Leadership Development. URL: http://blogs.hbr.org/2012/02/a-new-era-for-global-leadership/ (Дата обращения: 26.01.2014)
  8. Кризис лидерства и новые ценности глобального менеджмента. URL: http://www.management.com.ua/ld/ld026.html  (Дата обращения: 26.01.2014)
  9. Forbes.The World’s Biggest Public Companies. Filter: Russia URL: http://www.forbes.com/global2000/list/#page:1_sort:0_direction:asc_search:_filter:All%20industries_filter:Russia_filter:All%20states (Дата обращения: 20.01.14)
  10. Естественная и государственная монополия. URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1646_page_11.html 21.01.2014
  11. Акции государства- ценные бумаги каких компаний принадлежат государству. URL: http://stock-list.ru/state.html (Дата обращения: 21.01.2014)
  12. Доля государства в “Интер РАО” может сократиться до 9 акций. URL: http://quote.rbc.ru/news/merge/2013/06/27/33976255.html  (Дата обращения: 23.01.2014)
  13. МРСК перименуют и передадут госпакет акций… URL: http://ria.ru/economy/20121122/911838968.html  (Дата обращения: 21.01.2014)
  14. BCG: Шесть самых перспективных компаний России. URL: http://slon.ru/economics/bcg_shest_samykh_perspektivnykh_kompaniy_rossii-873961.xhtml  (Дата обращения: 25.01.2014)
  15. Новые лидеры глобального бизнеса. URL: http://www.bcg.ru/media/news.aspx?page=1& (Дата обращения: 24.01.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Asmik Sargsian»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: