УДК 658.5.012.7

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ УИЛЬЯМА ОУЧИ ДЛЯ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Трилиская Яна Семеновна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В статье изучена роль организационной культуры в деятельности компании, раскрыты особенности японского и американского стилей управления, освящена теория организации процессов деятельности, предложенная Уильямом Оучи. Путем рассуждений и результатов исследований определены наиболее успешные и инновационные аспекты данной теории и на примере компании Toyota продемонстрирован комплекс действий, благодаря которому современная организация может стать наиболее продуктивной.

Ключевые слова: восточный и западный менталитет управления, контроль, менеджмент, организация, руководство, теория Z, Уильям Оучи, эффективность


THE USE OF MODELS WILLIAM OUCHI FOR SYSTEM ANALYSIS CONTROL IN MODERN ORGANIZATIONS

Triliskaya Yana Semyonovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The article explores the role of organizational culture in the company, discloses the features of Japanese and American management styles and consecrates the organizational theory of activity processes proposed by William Ouchi. By reasoning and research the most successful and innovative aspects of the theory are identified and on the example of Toyota it is demonstrated a set of actions by which a modern organization can become more productive.

Библиографическая ссылка на статью:
Трилиская Я.С. Применение модели Уильяма Оучи для анализа системы контроля в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4458 (дата обращения: 29.09.2017).

В наше время значимость четко отлаженной системой менеджмента в организации сложно переоценить. Именно поэтому очень важно разработать четкую продуманную стратегию по управлению ресурсами компании. Именно об управлении человеческими ресурсами, как о главном факторе успеха компании пойдет речь в данной работе.

Каждый руководитель на этапе планирования  своей компании должен избрать определенную форму управления  рабочим процессом основываясь на специфике ведения бизнеса, организации рабочего процесса и менталитета своих работников.

Именно поэтому, чтоб добиться успеха на родине и за рубежом,  руководитель вынужден изучать и, возможно, заимствовать опыт управления в зарубежных компаниях. Предприниматели обязаны находить «золотую середину», объединяя самые эффективные методы управления из разных культур, а в частности Западной и Восточной.

Из вышеизложенного мы пришли к  выводу, что выбранная мною тема «Применение модели У. Оучи для анализа системы контроля в современных организациях» на примере компании Toyota является актуальной в условиях современной глобализации мировой экономики. Именно исследования У. Оучи объединили преимущества двух совершенно разных культур (японской и американской) в одну деловую стратегию организации труда. Опыт применения этой стратегии на зарубежной компании Toyota может послужить наглядным примером успеха и преимуществ, которым обладает «объединенный» способ управления, разработанный У. Оучи.

Таким образом, объектом моего исследования  стало максимально эффективная организация деятельности, а предметом исследования – методика организации рабочего процесса по У. Оучи и ее эффективность в условиях современной бизнес среды.

Цель написания данной исследовательской  работы состоит в изучении теоретической составляющей исследования у. Оучи и анализе ее продуктивности. Для реализации поставленных целей были выполнены задачи:

  • Проанализировать роль организационной культуры в деятельности компании
  • Раскрыть особенности Японской и Американской культуры управления
  • Понять в чем заключается модель управления компанией У. Оучи
  • При помощи анализа японской компании Toyota  продемонстрировать опыт использования этой модели

Для написания данной исследовательской работы были использованы как теоретические, так и статистические методы,  изучены труды исследователей в области управления и организации процесса производства, был проведен анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а так же других проверенных источников информации по теме.

2 Американская и Японская система управления

Во всех странах система менеджмента складывается из исторических особенностей страны, ее общественной психологии и традиций. Однако именно японский менеджмент привлекает особое внимание зарубежных исследователей, и на то есть две причины:

1)    Уже в 80е годы 20 столетия результаты «производственной эффективности», полученные в компаниях с японским стилем руководства сравнялись и даже превысили американские показатели. Именно тогда американским исследователям и экономистам стало ясно, что в их системе управления кадрами есть «изъяны». Изучив производство в других странах, американские ученые поняли, что некоторые элементы системы менеджмента в их стране можно с успехом заменить зарубежными (1).

2)    Еще одной причиной, по которой американских исследователей заинтересовала перспектива заимствования элементов управления кадрами из японских компаний, стала тенденция размещать заводы и фабрики американских компаний в азиатских странах. Таким образом, в послевоенное время, в сложившейся экономико-политической ситуации, американским бизнесменам приходилось находить общий язык с Японцами, заключать с ними контракты и вести бизнес. Так постепенно начали взаимодействовать две разительно отличающихся культуры: Западная и Восточная. Без правильно налаженной системы менеджмента, включающей управление персоналом, контроль над качеством, мотивацию и т.д. невозможно было представить себе успешное производство.

2.1 «Теория Z» Уильяма Оучи

Начиная со второй половины 20го столетия,  на мировой арене господствовали две крупных страны-производителя  – США и Япония. Первым исследователем, решившимся объединить две чрезвычайно продуктивные, но совершенно разные «культуры» управления кадрами этих стран, стал американец Уильям Оучи. Он потратил многие годы на изучение и анализ американского и японского стиля управления и разработал собственную «Теорию Z», которая в буквальном смысле объединяла два этих стиля в один, максимально продуктивный по всем показателям. У. Оучи привлекла перспектива использования наиболее удачных методов японского управления персоналом в американских компаниях.

У. Оучи считал, что успех японской экономики вызван в большей степени спецификой системы управления, принятой в Японии и основанной на традициях и частичном заимствовании идей  адаптированных для японской системы. (2)

Подробно свою теорию у. Оучи в 1981 году изложил в своей первой книге под названием «Theory Z: How American Business Can Meet the Japanese Challenge» («Теория Z. Как американский бизнес может ответить на японский вызов»)(3) В этой книге Оучи в подробностях описал все проведенные им исследования и показал, какие области из японского стиля управления стоит перенять американским предпринимателям.  Оучи считал, что успех японцев базируется не на более инновационных технологиях, а на особом подходе к управлению людьми, на корпоративной культуре, долгосрочных контрактах и принятии решений на основе консенсуса (3). Его теория представляла собой попытку показать, как с помощью объединения лучших сторон двух разных культур, создать одну, наиболее эффективную модель для американской организации делового процесса.

Свое исследование У. Оучи построил на семи «переменных» организационной культуры двух стран и сравнении их между собой.

В таблице № 1 сравниваются все семь переменных «показателей» управленческого процесса по Оучи и далее каждая переменная рассмотрена в отдельности для японских и американских фирм (4).

Таблица № 1. Семь сравниваемых переменных

Переменные факторы Характеристики в традиционных японских компаниях Характеристики в американских компаниях типа «Z» Характеристики в типичных американских компаниях
  1. Наем сотрудников
Пожизненный Долговременный Кратковременный
  1. Оценка выполненной работы и продвижение
Качественное и медленное Качественное и медленное Количественное и быстрое
  1. Ответственность
Групповая Индивидуальная Индивидуальная
  1. Карьера
С широкой специализацией С умеренной специализацией С узкой специализацией
  1. Механизм контроля
Неясный и неформальный Неясный и неформальный Ясный и формальный
  1. Интерес к человеку
Широкий Широкий Узкий
  1. Принятие решения
Групповое и консенсусное Групповое и консенсусное Индивидуальное

1)    Срок найма сотрудников.

Из теории У. Оучи следует, что все три типа организации стремятся поддерживать не высокий уровень текучести кадров. Однако пути достижения этого различны:

Для японской компании характерен пожизненный наем сотрудников на работу. Плюсом такой системы является отсутствие практики увольнения сотрудников во время кризиса. Однако реальная длительность рабочих контрактов бывает значительно короче. Это вызвано отсутствием гарантии продвижения по карьерной лестнице, даже если человек работает всю жизнь на одного работодателя.

Для американского типа организации характерен краткосрочный наем работников (1 – 2 года), но большинство сотрудников предпочитают продлевать контракты на более долгие сроки.

Модель Оучи предлагает «золотую середину», систему принятия на работу на долговременный срок.

2)    Оценка выполненной работы

В японских компаниях существует иерархия рангов, каждому рангу соответствует своя зарплата, а чтоб продвинуться на ранг вверх работнику нужно выполнить определенные качественные стандарты. Американская система ценит стремительный взлет, основанный на множестве количественных показателей.

Система Z объединяет в себе лучшие качества этих систем: она заимствует стремительность продвижения у американской и качественные показатели работы у японской системы.

3) Уровень ответственности членов коллектива

Не смотря на то, что в теории Z решение принимается коллективно, ответственность по той же теории должна существовать на индивидуальном уровне. Два этих принципа «уживаются» вместе за счет того, что традиционно последнее слово все равно остается за менеджером так, что не пострадала индивидуальность каждого.

4)    Планирование карьерного роста

Американские и японские менеджеры значительно отличаются по количеству выполняемых функций.

В компаниях с традиционно японским подходом к организации трудового процесса нет четкого разграничения трудовых обязанностей каждого сотрудника. В случае возникновения неполадок, начальство рассчитывает на то, что младшие сотрудники решат локальную проблему общими усилиями, без помощи «извне». Таким образом, каждый рабочий приобретает навыки в разных областях, становясь многофункциональным специалистом. Каждый менеджер должен освоить все профессии в своем цехе и показывать подчиненным пример. Те, в свою очередь,  меняются рабочими местами в соответствии с графиком «смены функциональных обязанностей», тем самым приобретая новые навыки и умения (6).

В американской системе распределения обязанностей все четко структурировано и иерархично. Каждый отдельно взятый рабочий отвечает только за свое поле деятельности, отчитывается только своему начальству о проделанной им работе и, в случае неполадок или затруднений, должен решать проблему через вышестоящего менеджера.

Модель У. Оучи предполагает расширение функций менеджера на американском предприятии до трех – пяти, но при этом сохранение четко регламентированных обязанностей и строгого соблюдения плана, присущих американской системе.

5)    Система контроля на предприятии

Контроль над работниками японских фирм осуществляется по большей части неформально и не регламентировано, на усмотрение руководителя. Отчетность при такой системе управления предоставляется по мере надобности и не обязательно по жесткой восходящей системе.

В американских фирмах существует четко структурированная и более формальная система восходящей отчетности и нисходящего руководства. Такая система замедляет и усложняет процесс передачи информации от подчиненных к руководителю.

У. Оучи в своей теории избрал японский подход к контролю рабочего процесса.

6)    Интерес к личности

Типично американский руководитель не привык вдаваться в подробности личной жизни подчиненных, в то время как управляющий японской компанией проявляет активный интерес к событиям в жизни каждого сотрудника (7). Это помогает сплотить коллектив и сделать процесс управления более комфортным. Именно таким представляет себе У. Оучи управляющего компанией.

7)    Система принятия решений

Традиционно американское управление ориентировано на индивидуальные ценности, поэтому и решения принимаются индивидуально, без учета мнения большинства. Чаще всего решения принимаются главным управляющим, лидером, на котором замыкается весь процесс управления и принятия решений.

В японских корпорациях решения принимаются всем рабочим составом или группой людей, путем коллективного принятия решения, поэтому управляющий должен распространить информацию среди максимального числа рабочих (8).Именно этот способ избрал У. Оучи для своей теории Z.

Конечно. Теория Уильяма Оучи при детальном рассмотрении кажется слишком далекой от реальности, однако на практике она отлично применяется в такой крупной компании, как Toyota, о которой пойдет речь далее.

3        Применение теории У. Оучи для компании Toyota

Toyota Motor Corporation – самая большая автостроительная система Японии и одна из крупнейших автостроительных «гигантов» мира. Компания занимает 8 место в Fortune Global 500 – ежегодный рейтинг 500 крупнейших компаний мира по критерию «прибыль».

До 1980 года на предприятии осуществлялось управление по принципу сверху-вниз». Оно заключалось в жестких проверках со стороны начальства и оказалось неэффективно. Так, в 1980 году для управления производством впервые был применен метод Jichuken (самостоятельное изучение проблем). Так сформировалась «база» современной производственной системы  Тойота:

  • Самостоятельный анализ проблем и их ранжирование
  • Полное и глубокое изучение причин возникновения проблем
  • Составление долгосрочного плана действий
  • Усовершенствование рабочего участка
  • Высокий уровень мотивации

Эти небольшие преобразования переросли в принятие и применение модели У. Оучи в компании. Постепенно у компании выработалась своя собственная философия, базирующаяся на 14 пунктах, большинство из которых соответствуют теории У. Оучи описанной ранее (см. таблицу №2).

Таблица №2 «Принципы компании Тойота и соответствующие им принципы теории  Z»

Принцип Дао Toyota (9) Принцип теории Z (5)
  1. Главной целью работы является не достижение краткосрочной финансовой прибыли, а качественное выполнение  плана
Карьера по системе Оучи делается медленно и оценивается по качеству выполняемой работы
  1. Непрерывный поток информации или изделий помогает немедленно выявить проблему.
 Гласность информации, которой владеет руководитель.  Это обеспечивает непрерывный поток идей и решений.
  1. Пополняй запас изделий по мере их потребления. Сведи к минимуму незавершенное производство и складирование запасов. Устрани потери.
  1. Распредели нагрузку равномерно во всех процессах. Следуй графику. Не допускай переработки людей и техники.
 Для продвижения по службе работник должен выполнить некий стандарт, не больше ни меньше, что снижает уровень утомляемости. За каждым работником закреплен четкий спектр работ, что дает ему возможность распланировать действия.
  1. Качество важнее всего. Останови производство в случае возникновения проблем. Получай качественный товар «с первого раза»
Каждый  работник должен контролировать производство на его конвейере и устранять неполадки по мере их появления, не прибегая к помощи начальства, это значительно ускоряет процесс выявления и исправления неполадок
  1. Стандартизируй методы работы, но не препятствуй новым методам. Закрепляй достигнутое новым стандартом. Это обеспечит передачу опыта новым сотрудникам.
Благодаря многосторонней специализации путем периодической смены выполняемых функций рабочие постоянно совершенствуются и передают знания «новичкам»
  1. Создай визуальные «подсказки» для сотрудников, чтоб те могли свериться со стандартами. Устрани отвлекающие моменты. Создай системы контроля готовой продукции в цехах. По возможности сократи объем отчетов до одного листа.
Рабочие должны сами контролировать свои действия, но должен присутствовать элемент отчетности. Документы и отчеты предоставляются начальству по мере необходимости и их форма не очень официальна
  1. Не заменяй людей технологиями. Используй уже проверенные механизмы. Поощряй работников искать новые пути и использовать новые технологии. Прежде чем вводить новое оборудование, проведи его  испытание. Отклони технологию, противоречащую культуре  компании, нарушающую стабильность.
  1. Лучше «воспитывать» своих лидеров, чем искать новых. Лидер должен не только иметь навык коммуникации, но и исповедовать философию компании и подавать пример. Он должен уметь делать любую работу своих подчиненных.
Руководители должны постоянно учиться и развиваться. Чтоб стать лидером нужно пройти через все рабочие уровни компании, общаться с подчиненными и быть для них примером
  1. Создай стабильную производственную  культуру и укрепляй ее. Обучай незаурядных работников большему. Формируй многофункциональные группы. Обучай всех работать в команде ради одной цели
Единая цель, к которой стремится весь коллектив. Единое принятие решений. Отождествление себя с коллективом и компанией
  1. Уважай партнёров и поставщиков. Создавай для них условия для развития. Ставь перед ними сложные задачи, но помогай их решить. Покажи, что ценишь их.
  1. Убеждайся во всем лично. Даже главное руководство должно видеть проблему своими глазами.
  1.  Взвешивай альтернативы. Обсуждай проблемы со всем коллективом и приходи к единому решению.
Решения принимаются консенсусом. Учитывается мнение большинства.
  1.  Постоянно совершенствуйся. Устраняй потери и «запасы». Оберегай знания, не допускай текучести кадров. Говори о недостатках открыто, разрабатывай меры по предупреждению ошибок.
Все сотрудники проходят обучение за счет фирмы. Увольнения не приветствуются, контракты долгосрочны. Информация, которой обладает руководство, доступна и открыта.

Итак, мы видим, что как минимум 10 из 14 принципов Тойота привязаны к принципам теории Z. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что модель Оучи работает успешно и дает высокие результаты на крупном производстве.

Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы:

Организационная культура состоит из множества согласованных и реализуемых действий, направленных на достижение определенных целей. Правильная постановка целей и верно подобранный тип управления кадрами играет решающую роль в долговременном успехе компании.

Уильям Оучи объединил в своей теории самые удачные аспекты из двух совершенно разных культур управления. Он доказал, что компания должна стремиться приносить пользу обществу, а не гнаться за прибылью, рабочие должны ощущать себя частью большой отлаженной системы и стремиться увеличить благосостояние и успех компании, не думая о личных выгодах , а руководство должно идти впереди подчиненных подавая пример и подбадривая, а не пожинать плоды чужой кропотливой работы.

При анализе компании Toyota мы сделали вывод, что успех ее деятельности большей частью обязан качественному и продуманному руководству, производственной культуре и традициям компании. Осуществление производственной деятельности происходит максимально эффективно, без потерь и неисправностей именно благодаря правильно выбранному стилю управления, во многом опирающемуся на  теорию Уильяма Оучи.

Теория Z прекрасно применяется в Америке и Японии, а значит и в России эта теория управления персоналом должна стать очень популярной и принести свои плоды в силу схожести японского и русского менталитета, а так же все большей ориентировки отечественных бизнесменов на западные модели ведения бизнеса.


Библиографический список
  1. Беляев И. П., Капустян В. М. Процессы и концепты. – М.: ИНФРА-М, 1997
  2. Р. Ликерт (1967). Человеческая Организация: Управление и Значением Нью-Йорк, McGraw-Hill
  3. W. G. Theory: How American Business can meet the Japanese Challenge.
  4. Ouchi, William G. (1981). Theory Z. New York: Avon Books. Ouchi
  5. Luthans, Fred. (1989). Organizational Behavior (p. 36). New York: McGraw-Hill.
  6. Massie, Joseph L. and John Douglas. (1992). Managing: A Contemporary Introduction (p. 48). Englewood Cliffs: Simon & Schuster Company.
  7. Ясухиро Монден. Система менеджмента Тойоты. — М. Издательство ИКСИ, 2007
  8. Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира — М.,: «Альпина Паблишер», 2011.
  9. Yin Robert K. Case Study Research: Desing and Method, Appli­ed Social Research Methods Series, vol.5, Sage Publikations, 1989. p. 23


Все статьи автора «YanaTriliskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: