УДК 658,5

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ 7С

Саргсян Таисия Альбертовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В данной статье было рассмотрено внутреннее строение коммерческой организации на основе модели 7С. Автор работы ставил перед собой задачу провести анализ внутренней среды организации с помощью данной модели и вывести некий итог, который бы показывал – эффективно ли ее использование при данном разборе или нет. В результате исследования было выяснено, что модель 7С помогает при разборе внутренней среды компании, выявляет ее основные положения, основные плюсы и минусы, но полностью не может отразить всех аспектов и тонкостей, так как состоит только из основных параметров.

Ключевые слова: компания, концепция, модель 7С, организация, управление


ANALYSIS OF THE INTERNAL ENVIRONMENT OF THE COMMERCIAL ORGANIZATION BASED ON THE 7C MODEL

Sargsyan Taisia Albertovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This article was reviewed by the internal structure of the commercial organization based on the 7C MODEL. Author of set the doal to analyze the internal environment of the organization by using this model and bring some results, which would show – is it’s using effective for a given parsing or not. The study found that the 7C model is useful for the analysis of the internal environment of the company , reveals its main provisions , the main pros and cons, but can not fully reflect all aspects and subtleties, as it consists only of the main parameters.

Библиографическая ссылка на статью:
Саргсян Т.А. Анализ внутренней среды коммерческой организации на основе модели 7С // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4280 (дата обращения: 29.09.2017).

Любая компания, организация, корпорация стремится быть успешной и востребованной в социуме. Одной из составляющих этого успеха является достойный уровень управления, по-другому, менеджмента. Определить, достигла ли успеха компания или нет, на каком уровне менеджмента она находится, помогает созданная в 1980 году модель 7С. Свое название она получила в связи с тем, что все семь компонентов, из которых она состоит, начинаются на букву «с»: стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), стиль (style), сотрудники (stuff), сумма навыков (skills) и совместные ценности (shared values).

Актуальность данного исследования состоит в том, что сегодня практически каждый человек хочет создать свой бизнес, и он его создает, но для того, чтобы он был успешным, приносил доход и удовольствие не только себе, но и тем, кто будет пользоваться его услугами, должны соблюдаться абсолютно все семь пунктов модели. Не соблюдение хотя бы одного из них может привести его не к полному краху организации, то к вынужденному изменению остальных параметров данной модели. Вот для этого она, собственно, и существует – для контроля и для выявления уровня эффективности. В ней наиболее полно показаны состав внутренних элементов любой организации и их связь между собой. Именно поэтому многие организации прибегают к ее услугам.

Объектом данного исследования является сфера управления, менеджмента, внутренняя организация компаний, а предметом – внутренняя среда коммерческой организации.

В качестве теоретического и методического базиса в работе были задействованы сама модель 7С, различные текстовые ресурсы и собственные теоретические знания.

А целью работы, как уже было сказано в аннотации, стало проведение анализа внутренней среды коммерческой организации на основе модели 7С и выяснение эффективности данной модели.

1. Модель 7С. История возникновения, ключевые элементы концепции.

Модель 7С была создана в 1980 году четырьмя американскими исследователями – Томасом Питерсом, Робертом Уотерманом, Ричардом Паскалем и Энтони Атосом. Она включает в себя семь основных критериев, по которым оценивают состояние внутренней среды любой компании (рис. 1):

Впервые данная модель была применена в компании McKinsey, специально для которой она и была создана. А целью ее создания было оценивание эффективности деятельности организации с помощью наглядного анализа ее внутренней среды. По-другому эту модель называют «Счастливый атом». Она помогает проводить диагностику организационной системы, обучать менеджеров и планировать изменения в организациях. Также она указывает на связь, которая присутствует между процессами производства и теми, кто их осуществляет.

Модель 7С состоит из следующих пунктов:

  1. Стратегия (strategy) – модель поведения компании, путь, по которому она собирается превосходить конкурентов и становиться успешной.
  2. Структура (structure) – иерархическая субординация, способы разделения властей в компании.
  3. Системы (systems) – рутинные, каждодневные процессы, которые протекают в организации.
  4. Стиль (style) – способ управления, которым пользуются руководители компании.
  5. Сотрудники (stuff) – работники организации.
  6. Сумма навыков (skills) – возможности сотрудников, их компетенция.
  7. Совместные ценности (shared values) – основа корпоративной культуры, то, на чем строится вся деятельность организации, то, на что она направлена.

Первые три пункта модели (стратегия, структура, системы) – «жесткие» параметры организации. Это значит, что они – ее формальная сторона, руководители имеют доступную возможность управлять ими и воздействовать на них. Остальные пункты (стиль, сотрудники, сумма навыков и совместные ценности) – «мягкие» параметры организации. Они не имеют такого большого влияния на внутреннюю среду организации и могут легко быть изменены без особого для нее вреда. Они касаются коммуникаций в корпорации и чаще всего остаются без внимания.

В сбалансированном сочетании «жестких» и «мягких» компонентов и состоит суть эффективного существования организации.

Все параметры взаимосвязаны между собой и показывают зависимость друг от друга. Так, изменение одного из параметров непременно приведет к изменению остальных, всех без исключения. Так что если поменять один пункт в модели (или же если он сам изменится), то придется вносить изменения целиком во всю модель. В этом и состоит риск такой концепции.

2. Разбор внутренней среды коммерческой организации на основе модели 7С

Как уже говорилось ранее, практически каждая компания использует модель 7С, чтобы проверить, насколько эффективно она работает. И чтобы на собственном опыте убедиться, что эта модель работает, или, наоборот, опровергнуть суждения об эффективности данной концепции, мы проведем собственный анализ внутренней среды коммерческой организации на основе представленной модели.

Сегодня данная коммерческая организация  – крупнейшая компания, в которой производят женскую одежду, обувь, аксессуары и косметику. Она является одной из наиболее популярных в средней ценовой категории, где существует идеальное соотношение цены и качества. Также можно с откровенной смелостью сказать, что данная организация – яркий пример того, как можно из небольшого скоромного магазинчика одежды превратиться в гигантскую популярнейшую торговую сеть, которая распространена по всей планете.

Теперь, когда уже есть некое некоторое представление о компании, следует перейти непосредственно к анализу ее внутренней среды на основе модели 7С.

Первым делом надо рассказать о стратегии организации. Стратегия – план действий, по которому руководитель и компания в целом планирует достигнуть успеха, занять устойчивое положение на рынке и «обыграть» конкурентов. Она должна быть как у компании или организации полностью, так и у каждого ее подразделения. Стратегия взятой компании такова:

  • каждый магазин компании находится в популярном большом торговом комплексе, на одной из главных площадей, в общем, там, где всегда много народа;
  •  помещение всегда также просторно, чтоб можно было продемонстрировать потенциальным покупателям весь свой ассортимент продукции;
  • та сфера услуг и тот рынок, на котором находится компания, обязывает ее производить новые коллекции одежды несколько раз в год, что клиент не забывал о ней. И как только в свет выходит только что «родившаяся» коллекция, старая уценивается на 30-70% (подробнее о стратегии понижения цен читать в приложении 1);
  • рекламировали и рекламируют продукцию компании только знаменитые модели, такие как Клаудия Шиффер, Кейт Мосс, Мила Йовович, Наоми Кэмпбелл, Миранда Керр и так далее;
  • атмосфера в каждом магазине компании специально подстроена под клиента, то есть это удобство, комфорт, уют. Везде удобная мягкая мебель, большие примерочные кабины и зеркала во весь рост. Приятная музыка и доброжелательные работники, профессионалы своего дела;
  • каждый год открываются десятки магазинов данной компании по всему миру, на данный момент их уже более 2 415 штук в 107 городах по всему миру. Это все делается для того, чтоб общество потребления не забывало о компании и чтоб она всегда была у него на виду.

Далее идет структура. В MANGO она  классическая, или  функциональная (рис. 2): 

Данный тип структуры означает, что у каждого работника только один руководитель, так же, как и у одного руководителя в подчинении находятся только те сотрудники, кто ниже него только на ранг. Четкое разделение властей и обязанностей. Каждый сотрудник выполняет только свои обязанности, поэтому быстро реагирует на указания, что является несомненным плюсом. Однако это значит, что система прис-пособления к новым условиям работы обладает крайне низким уровнем гибкости. Также здесь присутствует повышенная зависимость работы всей компании от квалификации, работоспособности и личных качеств управленцев высшего уровня, поскольку от них зависит то, что выйдет в результате.

На данной схеме наиболее точно представлена структура данной коммерческой организации (рис. 3):

Следующим этапом идет анализ систем компании. У данной коммерческой организации  есть собственная логистическая система MLS (Mango Logistics System), прогрессивно развивавшаяся с момента «зачатия» магазина и до наших дней. Несколько лет назад была закончена работа по организации этой системы, которая была основана по последним технологиям, что позволило компании производить и обрабатывать до 30 000 единиц товара в час. Данная система гарантирует круглосуточный поток товара в магазины, непрерывное его возобнов-ление и позволяет увеличить объемы товара на складах, для того, чтобы увеличить продажи. И эта система очень эффективно работает, как мы можем судить, исходя из результатов работы компании. Головной офис, или динамический центр, находится там же, где и была основана компания – в Барселоне и занимает пространство площадью в 24 000 кв.м. Благодаря тому, что вся основная работа сосредоточена в одном месте, уменьшается нагрузка на остальные торговые точки и оптимизируется работа сотрудников, делая работу более эффективной, она превосходит работу конкурентов по скорости в 5-7 раз, что, конечно же, не может не радовать любителей товаров этой марки, не вызывать гордость у ее работников и зависть у конкурентов.

Если говорить о стиле управления (совокупность методов и приемов, которыми одни работники (управленцы высшего звена) воздействуют на других), которым пользуется управление компании, то здесь нужно сказать, что он абсолютно и без сомнения демократический. Здесь все опирается на доверие каждого члена персонала друг к другу, на коллегиальность, здесь принято проявлять инициативу в каких-либо делах и начинаниях, творческие процессы так и кипят. Информированность подчиненных о делах компании даже не обсуждается, поскольку здесь считается, сто абсолютно каждый сотрудник имеет право знать, что происходит в организации, в которой он работает. И если дело идет на спад (что бывает крайне редко), то он имеет полное право предложить свой вариант решения возникшей проблемы, поскольку идет ориентация не только на результаты, но и на способы их достижения. Поощрение способностей и трудолюбия персонала также присутствует. Это есть мотивация к хорошей деятельности и высокой производительности труда. Однако не стоит забывать, что все это не либерализм и  что тут существует полная ответственность за свои действия, самоконтроль, самодисциплина и обязательное осознание того, что ты делаешь. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что это самый эффективный стиль руководства, а так как взятая для анализа компания пользуется именно им, то  это и является залогом успеха компании.

Также одним из залогов успеха компании являются ее сотрудники, рабочий коллектив. Вера в свою команду, которая состоит из профессионалов своего дела, квалифицированных специалистов, знающих свое дело, которые всегда придут на помощь не только клиентам своей компании, но и друг другу – вот залог ее успеха. В компании работает около 30 тысяч человек – 7 тысяч на прямых рабочих местах и более 22 тысяч посредством франчайзинга. Средним возрастом сотрудников является возраст в 30 лет, причем около 82% из них являются женщинами. «Секрет кроется, прежде всего, в мотивированной и гибкой команде, которая работает ежедневно, чтобы достичь общей цели – присутствовать во всех городах мира.

Главная ценность компании – её сотрудники. Поэтому, мы ставим на постоянное развитие и улучшения условий каждодневной работы: показывая пример, с позитивным настроем, уделяя особое внимание постоянному обучению и создание дружеской семейной атмосферы.

Мы отличаемся умением решать проблемы и трудности в повседневной работе. Иерархические барьеры являются минимальными в нашей предпринимательской структуре и, среди прочего, мы – за прямое и уважительное отношение ко всем должностям.

Если ваши личные цели совпадают со всеми этими аспектами, вы должны быть с нами.

В магазинах данной организации работает динамичный и сплоченный коллектив, который с большим профессионализмом предоставляет лучшее обслуживание для наших клиентов, достигая, таким образом, продажу наших коллекций в более 2000 магазинах по всему миру.

Команда магазина, состоящая из директора магазина, заместителя директора, супервайзеров, визуальных мерчендайзеров, главного кассира, продавцов и товароведа, работает каждый день, чтобы предложить нашим клиентам качественный продукт и достичь привлекательного и коммерческого имиджа марки»( подробнее о сотрудниках компании читать в приложении 2).

Сумма навыков, о которых автор работы расскажет далее, заключается в следующем: абсолютно каждый сотрудник компании, начиная от ее президента и заканчивая работником склада, обязан обладать коммуникативными навыками общения с клиентами и с остальными сотрудниками. Также он должен быть профессионалом своего дела, знать все свои обязанности, а также четко выполнять их.

В составе персонала обязательно необходим человек, который обладает навыками, необходимыми для контроля финансовой деятельности, так как это одна из основных частей эффективного существования компании. Все это потому, что «эффективный финансовый менеджмент напрямую связан с персоналом, обладающим подходящими навыками, поддержкой и отношением к выполнению своих обязанностей».

И последним пунктом модели 7С, но от этого не менее важным, является пункт «совместные ценности». Как уже говорилось ранее, основной ценностью компании являются ее сотрудники. Однако этим список ценностей компании не ограничивается. Все, что ни делается в компании, все это для клиентов. Тут очень ценится профессионализм, которым обязан обладать каждый сотрудник компании, хорошее отношение к клиентам, высокий уровень обслуживания и, несомненно, стремление совершенствоваться, заинтересованность в деле и в том, чтоб извлечь прибыль. В компании очень ценится честность не только по отношению друг к другу, но и по отношению к клиентам. Здесь царит доверие, взаимопонимание и дружеская атмосфера.  Именно этим и дорожит ценится компания .

После того, как автором работы был проведен анализ внутренней среды компании на основе модели 7С, можно сделать вывод, что представленная и разобранная модель очень хорошо и полно помогает детально разобрать внутреннюю организацию любой компании и корпорации, наглядно показать уровень эффективности ее деятельности и указать на минусы и недостатки, которые следует исправить. При проведении анализа внутренней среды взятой автором работы компании выяснилось, что данная компания является одним из крупнейших импортеров одежды, аксессуаров и косметики в огромное количество стран по всему миру, обладает уникальной способностью приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды, финансового положения рынка и мира в целом, располагает положительными качествами, которые позволяют покупателям приобретать товар в магазинах данной коммерческой организации, такими, как: профессиональный персонал, готовый всегда придти клиенту на помощь; уютная и комфортная обстановка в каждом магазине компании; яркая, современная, женственная и удобная одежда, позволяющая каждой без исключения женщине почувствовать себя королевой. И что не маловажно, для каждой страны производится одежда, соответствующая устоям и традициям той самой страны, что означает уважение к каждому народу, к каждой культуре, к каждой вере.

Таким образом, благодаря модели 7С можно сделать вывод, что компания женской одежды  сейчас находится на пике своей успешности, процветает, стратегически данная компания находится на очень правильном пути, поскольку именно благодаря своей эффективной стратегии она является одной из самых успешных компаний по производству одежды в мире.



Все статьи автора «Саргсян Таисия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Анализ внутренней среды коммерческой организации на основе модели 7С”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: