УДК 658.51

СТРАТЕГИИ ЛИДЕРСТВА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Пестерева Аделина Викторовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Исследование, проведенное в данной работе, посвящено изучению российских лидирующих компаний. Многим людям интересно разобраться, почему некоторым компаниям удается занимать топовые позиции, а другим – нет. М. Портер считал, что конкурентная среда оказывает сильное влияние на эффективность производства и выдвинул свои стратегии лидерства. В данной работе проанализированы российские компании и выяснено, каким стратегиям лидерства они придерживаются.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, конкуренция, лидерство, стратегия лидерства., стратегия развития


STRATEGIES OF LEADERSHIP IN RUSSIAN COMPANIES

Pestereva Adelina Viktorovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The research, which has conducted in this work, is devoted to study of Russian leading companies. Many people are curious about to understand why some companies can occupy top positions, while others - cannot. Michael Porter had believed that the competitive environment has a strong influence on the efficiency of production and he had put forward the strategies of leadership. In this study I analyzed Russian companies and found out what strategies they use.

Библиографическая ссылка на статью:
Пестерева А.В. Стратегии лидерства в российских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4143 (дата обращения: 28.09.2017).

В настоящее время мы можем наблюдать, что на российском рынке существует множество компаний. Добиться успеха в сфере бизнеса смогли не все желающие фирмы, а только те, которым удалось удержаться на рынке. Лидерство является одним из ключевых факторов способствующих благоприятному развитию компании, хотя на российском рынке оно начало развиваться совсем недавно.

Лидеры российских организаций абсолютно точно понимают, что от развития лидерства зависит успешность и эффективность  работы предприятия и в настоящее время пытаются сделать все возможное, чтобы вывести свою компанию в число лучших. Актуальность моего исследования заключается в том, что от того, какие стратегии лидерства использует компания, будет зависеть ее успех на рынке.

Кроме того, на российском рынке существует огромное количество иностранных конкурентов, следовательно, чтобы отечественным производителям быть достаточно конкурентоспособными, они должны очень тщательно построить стратегии лидерства. В данной работе я должна выяснить, как надо управлять компанией, чтобы она была лидером среди своих конкурентов.

Основными целями и задачами научной работы является необходимость рассмотреть конкретные примеры преуспевающих российских компаний и выяснить, какие стратегии лидерства они используют для продвижения своей продукции на отечественном рынке.

Что такое стратегии лидерства?

Для того чтобы понять, какие стратегии лидерства применяют в российских компаниях, разберемся, что же такое лидерство в целом. Лидерство – это умение руководить людьми и мотивировать их на достижение общей цели. Настоящий лидер всегда обладает рядом качеств, которые притягивают людей и заставляют следовать за ним. Тема лидерства с каждым днем становится все более актуальной, потому что настоящий лидер абсолютно точно понимает, что для достижения наилучших результатов в управлении компании, необходимо правильное лидерство. Под стратегией понимается некоторые нормы и способы достижения нужного результата, которые будут востребованы в  долгосрочной перспективе.

Учитывая сказанное выше и тот факт, что с каждым годом количество компаний растет, то, следовательно, растет и конкуренция. Можно сказать, что под стратегией лидерства понимается некий план, которому необходимо следовать организации, чтобы выделяться на фоне своих конкурентов и быть несомненным лидером в своей сфере.

Одной из главных задач любого лидера является правильное построение стратегии и контроль над выполнением всех необходимых действий, которые способствуют  достижению успеха. Наличие стратегии является необходимым фактором любой крупной организации, в противном случае она не сможет давать установки на какие-либо действия, выполнение которых могло значительно улучшить положение компании. Отсутствие стратегии подразумевает, что у компании не имеется конкретный план действий по достижению успеха, вследствие чего утрачиваются преимущества перед конкурентами, также  происходит спад конкурентоспособности фирмы и причиняется ущерб ее конкурентному потенциалу.

Стратегии Майкла Портера.

Знаменитый профессор Портер выделял 3 основные стратегии лидерства, которые остаются актуальными на протяжении 30 лет. Главной идеей стратегий является то, что компании надо быть лучше конкурентов и иметь особенные черты, которые выделяли бы ее от других, для этого руководители компаний должны выбрать правильную стратегию и следовать ей. Согласно Портеру существует три вида стратегий:

  1. Лидерство по издержкам
  2.  Дифференциация
  3.  Фокусирование.

Лидерство по издержкам.

Довольно примитивная стратегия, суть которой заключается в том, чтобы уменьшить затраты и стать лучшим по этому показателю в своей сфере. Эта стратегия не вызывает особых сложностей у всех работников, однако быть самой бережливой организацией среди себе подобных не так уж легко. Если фирма желает стать лидером по издержкам, ей следует нанимать работников с высокой производительностью, которые будут выполнять свою работу эффективнее своих коллег.

Одним из главных составляющих такой стратегии является то, что издержки будут наименьшими, если компания увеличит объемы производства.

Постоянно оставаться лидером по издержкам – задача непростая, для этого организации все время надо искать наиболее выгодные способы сберечь средства, используя новейшую технику управления. Кроме того нельзя забывать про качество продукции, иначе покупатели будут недовольны и перестанут потреблять данный товар. В этом случае надо понимать, что маленькие затраты на производство не означают плохое качество продукта или низкую цену на рынке. Каждый производитель вправе продавать свою продукцию по той же цене, как и конкуренты, однако если издержки фирмы будут меньше, следовательно, прибыль будет больше.

Для данной стратегии необходим постоянный контроль над происходящими процессами, потому что никто не застрахован от того, что конкурентный производитель не снизит свои издержки еще больше. Такое возможно при внедрении ноу-хау в управлении, под влиянием внешних факторов, при снижении мотивации работников и по ряду других причин.

Увеличение ассортимента товаров является одним из основных искушений лидера по издержкам. Однако в этом плане производителю надо быть очень осторожным, рост ассортимента может подавить превосходство по издержкам и тем самым разрушить организацию. Кроме того не стоит забывать про потребителей, они могут стать причиной, по которым производителю придется снизить цены на продукцию, следовательно прибыль уменьшиться и фирма потеряет свое преимущество лидера по издержкам.

Дифференциация.

Под стратегией дифференциации понималось наличие идеи неповторимого торгового предложения. Однако за многие годы эта концепция изменилась и сейчас товар может быть совершенно обычным, но для покупателей он будет казаться уникальным. Суть данной стратегии подразумевает необходимость заставить потребителей думать, что продаваемый товар является неповторимым благодаря наличию у него какого-либо свойства.

Уникальность может применяться не только к самому товару и способу продаж, но и к системе сбыта. Благодаря дифференциации появляется возможность создавать более дорогую продукцию класса люкс, чем у конкурентных производителей. Однако рекомендуется  следить за финансовой сферой, в противном случае организация может рухнуть.

Фирмы, которые используют данную стратегию, могут столкнуться с такой проблемой, как большой разрыв в затратах с лидером отрасли, вследствие этого предприятие перестанет быть популярным. Кроме того, не исключается, что конкуренты могут производить похожие товары. Это приведет к тому, что дифференцируемое превосходство организации может исчезнуть. К тому же, хочется отметить, что предприятия, которые следуют стратегии дифференциации, должны постоянно  контролировать свои затраты.

Фокусирование.

Если организация решает следовать такой стратегии лидерства, то ей придется выбрать определенную группу людей, для которых фирма будет производить свою продукцию. Сфокусировавшись на конкретном сегменте, компания должна попытаться выглядеть наиболее  интересной по сравнению со своими конкурентами. В стратегии фокусирования Майкл Портер выделял две части.

Одна из них это фокусирование на издержках, а именно на конкретном сегменте отрасли. Учитывая, что у компании будут низкие издержки, она будет иметь превосходство над другими фирмами-конкурентами. Это позволит организации получать дополнительную выручку и, следовательно, иметь преимущества перед конкурентами.

Также выделяют стратегию фокусирования на дифференциации. В данном случае целью компании является предоставление уникального продукта для конкретной потребительской аудитории. Самое главное в этой стратегии выбрать очень узкую потребительскую аудиторию, которая имела бы отличительные черты от остальных.

Стратегия концентрации имеет и свои минусы. При работе с узкой аудиторией, фирма будет иметь более высокие расходы, чем у тех компаний, которые работают на всю отрасль. Постепенно компания будет терять часть покупателей, расходы будут увеличиваться, и предприятие не сможет работать с более крупными потребителями.

Теперь попытаемся рассмотреть стратегии лидерства на примере российских компаний.

Стратегия лидерства компании «МТС».

На рынке России МТС – самый огромный оператор сотовой связи на сегодняшний день. Его бренд известен каждому, и любой россиянин без замедления догадается, кому относится знаменитый символ яйца. Компания МТС, несомненно,  является лидером в своей сфере. Однако чтобы добиться такой позиции организации пришлось приложить немало труда. Попробуем разобраться, какие стратегии лидерства использует ведущий оператор сотовой связи.

Когда стоит выбор, какой оператор сотовой связи лучше, мы, прежде всего, обращаем внимание на качество связи. Основной задачей компании МТС было построить качественную сеть, которую невозможно было бы сравнить с конкурентами. Компания МТС старается увеличить свою выручку благодаря улучшению сетей, которая дает возможность укрепить позицию на рынке и расширить базу клиентов.

МТС активно использует такой метод ведения бизнеса как регионализация, то есть для каждого региона России выбирается свой подход, при котором  учитывается специфика отдельного региона. Такой метод можно отнести к фокусированию на дифференциации, то есть компания хочет угодить каждому клиенту и именно поэтому старается использовать индивидуальный подход. Благодаря регионализации МТС является лучшим среди своих конкурентов

Абонентская база компании МТС ежегодно растет, за последний год рост числа клиентов можно объяснить появлением бюджетных телефонов МТС. Эти телефоны обладают всеми необходимыми свойствами, которые требуется современному человеку, однако в цене прослеживается существенное различие. Однозначно можно сказать, что цена смартфона МТС по сравнению с конкурентами намного ниже, тем самым данные смартфоны пользуются спросом и приносят дополнительную прибыль компании. Такой метод к развитию компании можно назвать фокусирование. Предприятие предоставляет уникальную возможность на выгодных условиях приобрести телефон конкретному сегменту покупателей, которых интересует данная ценовая категория.

Используя кейс компании МТС можно понять, что ближайшей целью предприятия является привлечение к пользованию услуг компании МТС

как можно больше людей бюджетной сферы, таких как, учителя, служащие государственных учреждений, медработники и многие другие. Применяя лозунг, что тем самым старшие родственники будут в курсе событий детей и внуков, лидирующий оператор сотовой связи намерен расширить абонентскую базу и увеличить прибыль.

Чтобы окончательно убедиться, что компания МТС выступает лидером на российском рынке, я провела опрос. На улицах Москвы испытуемым предлагалось ответить только на один вопрос, какого оператора сотовой связи они предпочитают. Результаты представлены на диаграмме (Рис.1). Можно с уверенностью сказать, что МТС является абсолютным лидером в своей сфере среди потребителей и каждый пользователь МТС доволен качеством связи и обслуживанием.

Стратегия лидерства компании «Вимм-Билль-Данн».

«Вимм-Билль-Данн» – это крупная организация, которая занимается производством продовольствия, входит в группу PepsiCo. Этой компании принадлежит 36 предприятий, которые выпускают различную воду, соки и молочную продукцию. Каждому из нас хорошо знакомы известные марки предприятия, и я думаю, у многих дома найдутся продукты «Вимм-Билль-Данн». Как же компании удается оставаться лидером среди своих конкурентов и с каждым годом привлекать все больше покупателей? Чтобы разобраться с этим, попробуем рассмотреть, какие стратегии лидерства ставит перед собой знаменитая компания.

Как уже было сказано ранее, «Вимм-Билль-Данн» входит в группу PepsiCo, а эта организация выстроила своеобразную стратегию, которая называется «Ответственно к цели». Помимо того, что компания хочет добиться высокой эффективности, она считает себя ответственной перед обществом и природой. Данный подход включает в себя три важных аспекта для благополучного развития.

  1. «Стабильное развитие: поддержание хорошего самочувствия человека». Цель данной стратегии – предоставлять своим покупателям огромный ассортимент товаров, начиная от легких закусок до товаров полезных для здоровья.
  2. «Стабильное развитие: экология и окружающий мир». Она включает в себя бережное отношение к окружающему миру и сокращение влияния производства на природу.
  3. «Стабильное развитие: поддержание способных людей».  Предприятие никогда не оставляет без внимания развитие талантов, имеющихся у персонала, старается создать хорошую обстановку для работы. Благодаря этому у многих людей, которые еще не работают в PepsiCo, появляется желание стать частью команды.

Лидирующая компания особое внимание уделяет своей продукции, которая пользуется спросом у потребителей. Предприятие все время старается работать над качеством и внешним видом популярных продуктов, потому что  понимает, что основную прибыль приносят именно эти товары.

Еще одним немаловажным фактором является то, как часто компания вводит новый товар и как она продвигает его на рынке. Если не выстроить правильную стратегию продвижения, то об этом товаре просто никто не узнает, и его не будут приобретать.

Стратегия фокусирования на дифференциации так же присутствует в компании «Вимм-Билль-Данн». В наше время многие люди заботятся о своем здоровье, стараются употреблять правильную пищу, некоторые худеют. Именно поэтому лидирующая компания старается угодить каждому и производит выпуск качественной молочной продукции, благодаря которой тело человека всегда находится в тонусе. Люди ценят такое индивидуальное отношение к себе и с радостью приобретают продукцию «Вимм-Билль-Данн».

Для того чтобы производить качественную продукцию, компании необходимо наличие хорошего персонала. Именно поэтому предприятие старается ценить и удерживать высококвалифицированных работников. Кроме того, компания часто отправляет свой персонал на курсы повешения квалификации, а труд тех сотрудников, которые хорошо трудятся, всегда бывает вознагражден.

Помимо этого «Вимм-Билль-Данн» старается придерживаться стратегии лидерства по издержкам. Основными целями является увеличение рентабельности сбережений, оптимизация затрат, меньшие траты на поставку и закупку. Правильное управление объемами производствами, грамотное установление цен на продукцию и хорошее управление системой скидок и бонусов также является составляющими стратегии лидерства по издержкам.

Стратегия лидерства компании «Сбербанк России».

«Сбербанк России» – является огромнейшим коммерческим банком в Российской Федерации и Европе. Этот банк выступает главным кредитором экономики России и играет огромнейшую роль на рынке инвестиций.

Лидирующий банк старается угодить каждому клиенту и использует индивидуальный подход для удовлетворения нужд потребителей. Сбербанк занимается обслуживанием как физических, так и юридических лиц, предприятий различных видов бизнеса, учреждений государства и многих других. Банк предлагает множество вариантов предоставления услуг, такие как: вклады, кредиты, различные переводы  и многое другое.

Деятельность банка полностью ориентирована на клиента. Для того чтобы клиенту было комфортно Сбербанк делает все возможное. К примеру, все из  нас заметили, как изменилось обслуживание в банке, что стало очень удобно ожидать свою очередь по талонам. Кроме того, внутри отделений стало очень комфортно и уютно, что даже время ожидания протекает незаметно. Все это благодаря тому, что стратегия банка ориентирование на фокусирование на дифференциацию. Компания абсолютно точно понимает, что клиентам нравится уникальный подход.

Немаловажный фактор, влияющий на развитие успешного лидерства, является эффективность предприятия, поэтому Сбербанк прикладывает множество сил, чтобы достичь максимальной рентабельности. А это возможно благодаря сплоченному коллективу и высокой производительности работников, именно поэтому банк серьезно относится к подбору персонала и тщательно следит за исполнением работы.

Однако не стоит забывать про стратегию лидерства по издержкам, которой также придерживается компания. Чтобы уменьшить издержки, банк сокращает число работников. Тем самым остается только качественный персонал,  и банк имеет меньшие расходы.

Говоря про стратегии лидерства Сбербанка, нельзя не упомянуть создание Корпоративного университета Сбербанка. Он является одним из необходимых составляющих успешного лидерства среди конкурентов. Деятельность университета будет направлена на подготовку и улучшение кадров управления мирового уровня и на гарантию высокого положения бренда работодателя. Создание университета еще раз напоминает нам, что Сбербанк заботится о своем персонале и хочет предоставить шикарную возможность для улучшения навыков персонала.

Заключение.

В ходе работы  мы выяснили,  что для благополучного развития компании необходима правильная стратегия лидерства. Проведя данное исследование и проанализировав российские компании, можно сказать, что многие из них придерживаются идентичных стратегий. Основными общими характеристиками является стремление сокращение издержек за счет оптимизации производства и привлечения к работе достаточного количества продуктивного персонала. Также российские компании стараются преподнести индивидуальный подход каждому клиенту, что является ценным фактором и выделяет компании на фоне конкурентов. Расширение ассортимента и внедрение новых товаров и услуг тоже являются составляющими стратегии лидерства.

Помимо правильной постановки целей, которые необходимо достичь, очень важно проконтролировать исполнение всех действий. На мой взгляд, рассмотренные выше компании не зря являются лидерами на российском рынке. Они умеют правильно следовать своим стратегиям и добиваться немеченых целей.

Подводя итог, необходимо сказать, что лидирующим компаниям ни в коем случае не следует отступать от поставленных целей и всегда стараться следовать стратегиям лидерства. Общество постоянно нуждается в лидерах и желает следовать за ними. Кто, если не эти предприятия, будет возглавлять первенствующие позиции в каждой сфере?


Библиографический список
  1. Баюров И. В. Какая стратегия нужна компании для лидерства на своем рынке?// Стратегический менеджмент.2008. №3. С.156-168.
  2. Вайнштейн П.Д. Стратегии лидерства. Близость к клиенту//Стратегический менеджмент. 2009. №3. С.166-182.
  3. Казьмин А.И. Банковская система и Сбербанк России: новые вызовы и импульсы //Деньги и кредит. 2006.№10. С.3-9.
  4. Ланж-Брусси О. ” Вимм-Билль-Данн //Пищевая промышленность. – 2007.
  5. Орехова В.А. «Стратегия развития Сбербанка до 2014 года и возможность ее реализации»// Вестник Омского университета. 2009. №3. С.180-181
  6. Рубин Ю. Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2007.  №3.  С.81-96.
  7. Эберхард фон Ленайзен. Эффективное лидерство в российском контексте//Вестник McKinsey. 2004.№ 1
  8. Кейс от компании ОАО «МТС» для Тринадцатого Всероссийского Фестиваля «PR-профессия третьего тысячелетия»
  9. Кейс «Стратегия развития Сбербанка России на период до 2014 года»
  10. Стратегия развития компании (приоритетные направлении  деятельности): [Электронный ресурс].М.,2012. URL: http://www.report2011.mts.ru/ru/strategy.html (Дата обращения: 20.01.2014)
  11. Ответственно к цели:[Электронный ресурс]//PEPSICO Россия. М.,2014. URL: http://www.pepsico.ru/purpose/ ( Дата обращения: 23.01.2014)
  12. Банк сегодня:[Электронный ресурс]//Сбербанк. М.,1997-2014.URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/about/today/( Дата обращения: 23.01.2014)
  13. Вимм-Билль-Данн:[Электронный ресурс]. М.,2009-2014. URL:http://www.wbd.ru(Дата обращения: 23.01.2014)


Все статьи автора «Пестерева Аделина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: