УДК 330.59

ГОСУДАРСТВО И РЫНОК ТРУДА КАК ЗАКАЗЧИК И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Идиатуллин Артур Вагизович
Казанский государственный университет культуры и искусств
кандидат исторических наук, доцент

Аннотация
Исследования открывается описанием особенностей формирования спроса среди основных групп стейкхолдеров образовательных программ магистерского уровня в сфере культуры: государства и рынка труда. Каждая из рассмотренных групп анализируется, прежде всего, с точки зрения наличия потенциальных ниш спроса на магистерские программы в сфере социально-культурной и библиотечно-информационной деятельности.

Ключевые слова: рынок труда


THE STATE AND LABOR MARKET AS THE CUSTOMER AND THE DIRECT CONSUMER OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE CULTURE AND ART SPHERE

Idiatullin Artur Vagizovich
Kazan state university of culture and arts
PhD in history, associate professor

Abstract
The research opens with the description of features of formation of demand among the main groups of stakeholders of educational programs of master level in the culture sphere: state and labor market. Each of the considered groups is analyzed, first of all, from the point of view of existence of potential niches of demand for master programs in the sphere welfare and library information activities.

Библиографическая ссылка на статью:
Идиатуллин А.В. Государство и рынок труда как заказчик и непосредственный потребитель образовательных услуг в сфере культуры и искусства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4017 (дата обращения: 11.01.2018).

Государство традиционно является важным игроком на рынке образования, заказчиком и покупателем программ обучения является общество, чаще всего представленное государственными органами, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

В настоящее время основные приоритеты государства в сфере культуры определяются в Плане мероприятий (“дорожная карта”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры”, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №2606-р.[4]

Республика Татарстан и соседние регионы характеризуются разветвленной сетью учреждений социально-культурного профиля, которые могут рассматриваться в качестве потенциальных заказчиков.[5]

Таким образом, государство остается одним из наиболее стабильных заказчиков для образования в сфере культуры, поэтому работа с государственными органами управления сферой культуры является одним из важнейших приоритетов при организации работы магистратуры.

Если сопоставить цифры характеризующие потребность в специалистах в области культуры и искусства (прежде всего бюджетными организациями) с контингентом обучающихся по программам соответствующего профиля в Казанском государственном университете культуры и искусств, то прослеживается практически полное соответствие объемов подготовки потребностям республики, кроме библиотечно-информационной сферы, где потребность в кадрах в 2-3 раза превышает объемы их подготовки.[6]

Особенности профиля подготовки предполагают учет того факта, что специалисты в сфере культуры не могут быть очень многочисленны. Всегда необходим учет реальной потребности рынка труда.

Как видим в данном случае имеется потенциал наращивания подготовки специалистов по направлению культура и искусства в рамках доведения его объемов до сопоставимых с потребностями работодателей.

Учитывая отрицательную статистику по количеству учреждений библиотечных учреждений, данная ситуация сигнализирует о значительном неблагополучии в библиотечно-информационной сфере откуда происходит массовых отток кадров. Решение данной проблемы выходит за рамки решения образовательных задач и должна найти свое воплощение в принятии соответствующей долгосрочной государственной программе развития отрасли культуры.

Именно в рамках данной программы и должен найти свое место магистерский уровень подготовки. Тем более, что государство заинтересовано в возобновлении научно-исследовательских кадров по направлениям культура и искусство, а единственный путь в науку по новому образовательному законодательству пролегает через все уровни высшего образования.[1]

Выявленные тенденции дают повод для «умеренного оптимизма» в отношении перспектив магистратуры в сфере культуры, прогнозируя небольшой рост в ближайшей перспективе. Вместе с тем, и это надо четко понимать, речь идет о потенциальной возможности такого роста. Насколько осуществимо будет данное направление зависит от многих факторов, но в первую очередь от грамотной стратегии работы университета со своим потенциальным потребителем.

Покупателями программ обучения могут быть родители, оплачивающие обучение своих детей, государство, формирующее свой заказ на специалистов с высшим образованием, и компании и организации, направляющие своих сотрудников на обучение.

Однако переходя к конкретике отрасли, можно с уверенностью утверждать, что в библиотечно-информационной сфере данная группа потребителей отсутствует полностью.

Несколько иначе обстоит дело с подготовкой в социально-культурной сфере. В последнее время значительная часть культурно-массовых мероприятий проводится с привлечением коммерческих структур или некоммерческих организаций, это же касается и проектов реализуемых в социально-культурной сфере. Грантовая политика последних лет так же благоволит различного рода некоммерческим организациям.

Более того изучение опыта зарубежных университетов, реализующих образовательные программы по направлениям «Management in culture» и «Management in social sphere» показывают, что значительное внимание в компетенциях будущего магистра уделяется работе с НКО “Non-profit organizations”.[3]

В исследовании показано, что ключевым и наиболее стабильным заказчиком магистерских программ остается государство, заинтересованное в воспроизводстве научных и педагогических кадров в сфере культуры, что, по нашему мнению определяет  перспективность «исследовательского» формата магистерских программ.

На основе анализа общероссийских исследований, подтверждаемого результатами самостоятельно проведенного анкетирования студентов Казанского государственного университета культуры и искусств,  наиболее перспективная группа потребителей – продолжающиеся обучающиеся (бакалавры), для которых магистратура является обязательной ступенью к продолжению научной деятельности.

Другими группами потребителей магистратуры, прежде всего, так называемыми профессиональными продолжающими обучающимися, людьми имеющими профессиональное образование и опыт работы в сфере культуры, в силу исследованных в работе объективных факторов, образовательные программы данных направлений будут востребованы мало, по крайней мере, в ближайшей обозримой перспективе. Важнейшими среди рассмотренных факторов препятствующих востребованности магистерских программ среди данной группы потребителей являются законодательные ограничения на получение данного вида образования на бесплатной основе, отсутствие влияния наличия магистерской степени на уровень заработных плат, наличие  конкурирующих форм образования (ассистентуры-стажировки и аспирантуры), предоставляющих более выгодные условия обучения и финансово ощутимые результаты прилагаемых усилий.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Абанкина И. В. Двухуровневое образование: анализ подготовки бакалавров и магистров / И. В. Абанкина, Л. М. Филатова // Ректор ВУЗа. – 2008. – № 6. – С. 28-39.
  2. Бугров Д.В. “Борьба за развитие вуза – это борьба за ресурсы” / Д. В. Бугров // Ректор ВУЗа. – 2009. – № 1. – С. 40-43.
  3. Паспорт культурной жизни [Электронный ресурс]/ Министерство культуры Российской Федерации. – М.,2013. – Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/pasp/ (дата обращения: 11.09.2013)
  4. План мероприятий (“дорожная карта”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры”// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №2606-р
  5. Прогноз потребности в подготовке рабочих и специалистов для предприятий, организаций, учреждений Республики Татарстан на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс]/ Министерство труда и социальной защиты Республики Татарстан. – Казань, 2013. – Режим доступа: http://mtsz.tatarstan.ru/rus/info.php?id=484221  (дата обращения: 05.08.2013 г.)
  6. Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2010.-№3.-С.114.
  7. Энджел Д. Поведение потребителей. – Санкт-Петербург. Питер ком. 1999. – 768 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Idiatullin A.V.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: