ПРОБЛЕМЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Хачатурян Наринэ Гагиковна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В научном исследовании рассмотрены понятие, сущность, особенности, современное понимание и методы командообразования в компаниях, общий обзор развития и формирования концепции «командообразования»; изучены проблемы командообразования в Российских компаниях.

Ключевые слова: командообразование, особенности командообразования, проблемы командообразования, тимбилдинг, эффективное командообразование


THE PROBLEMS OF TEAM BUILDING IN RUSSIAN COMPANIES

Hachaturyan Narine Gagikovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
In scientific research were considered the idea, main point, characteristics, modern interpretation and method of team building in company, overall review of development and forming conception of team building; were studied the problems of team building in Russia.

Keywords: characteristics of team building, effective team building, problems of team building, team building


Библиографическая ссылка на статью:
Хачатурян Н.Г. Проблемы командообразования в Российских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4128 (дата обращения: 12.03.2024).

Введение.

Командообразование – это относительно новое явление в практике по повышению эффективности российского бизнеса. Появившись (в России) в конце 1990-х годов, понятие «командообразование» (или «тимбилдинг») прочно входит в «бизнес-словарь» российских компаний. Однако, как свидетельствуют некоторые исследования, командообразование в российских компаниях, существенно отличается от «тимбилдинга» в зарубежных организациях. Многочисленные тренинги, предлагаемые целым рядом специализированных агентств, дают весьма ограниченный результат, которому далеко от тренингов, проводимых за рубежом.

Это может свидетельствовать, как об отличном понимании «командообразования», которое в силу ряда причин возникло в российской практике, так и о том, что принципы командообразования, принятые на западе, для России не подходят. Единого ответа на этот вопрос нет, что диктует необходимость проанализировать теоретическую сущность командообразования, возможности его применения, а также те особенности, которые сформировались в практике командообразования российских компаний.

Цель работы – выявить проблемы командообразования в российских компаниях.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

  1. исследовать особенности развития и формирования концепции        «командообразования» (тимблидинга);
  2. проанализировать современное понимание  и методы командообразования;
  3. выявить проблемы и особенности командообразования в российских компаниях;
  4. сформулировать и представить собственные рекомендации по развитию командообразования в России.

Основная часть. Первое, что необходимо заключить в рассматриваемом контексте – тот факт, что в отличие от Запада, где мероприятия по командообразованию стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры, в России тимбилдинги не рассматриваются, как обыденный бизнес – инструмент.

Этот вывод, парадоксальным образом сочетается с тем объективным фактором, что в современной России востребованность тренингов командообразования растет примерно на 20% в год (данные 2009-2012 годов). В крупном исследовании, проведенном специалистами РБК, отметается, что параллельно с популярностью существует и некоторый рост недовольства среди клиентов, сотрудничающих с компаниями – организаторами корпоративных мероприятий[1, с.92].

В частности, по данным одного из проведенных исследований, до 90% офисных работников Москвы не видят в тренингах по командообразованию никакого смысла, а 70% управляющих разочаровались в их результативности, после проведения одного или нескольких тренингов[2].

На наш взгляд, связано это с совершенно иным пониманием сущности «командообразования», сложившимся в российской бизнес практике. Раскроем их специфику.

В настоящее время, сложились  несколько традиционных подходов формирования команд в российских компаниях[3, с 34-35]. Первый подход – неформальные мероприятия, такие как «веревочный тимбилдинг» (этот метод подходит для ранжирования системы командообразования, но при неправильной организации опасен неудовлетворительным исходом для  участников).

Еще одним способом по поднятию командного духа являются тренинги, способствующие эффективной работе в команде и сочетающие теорию с иными формами обучения. Эти тренинги помогают наладить отношения в коллективе, научить участников чувствовать себя частью одного целого – частью команды. Корпоративный тренинг повышает продуктивность работы коллектива за счет усиления мотивации сотрудников, принятия правильных ими решений и эффективного взаимодействия в процессе работы. Корпоративное командообразование – это не только тренинг, совмещающий  учебные занятия с отдыхом.

Согласно классическому пониманию, можно использовать каждый способ отдельно или в совокупности с другими, но заранее, необходимо определить цель и стратегию команды.

Нужно предварительно установить проблемы, определить, какие знания и навыки сотрудников могли бы быть  полезны для решения этих проблем, обдумать нормы и правила взаимодействия участников, определить необходимые роли и функции членов команды, выявить конкретные задачи каждого. От этой деятельности зависит продуктивность и эффективность проводимых тренингов.

Зададимся вопросом о том, почему, мероприятия, предназначенные сплотить компанию, зачастую вызывают противоположный эффект? Для ответа, на наш взгляд, необходимо окунуться в историю.

Во второй половине XX века в Америке для преодоления психологических барьеров американскими солдатами после войны во Вьетнаме был разработан так называемый веревочный курс[4, с. 92]. Этот курс был составлен на комбинировании различных физических упражнений, требующих тесного контакта между участниками. Результатом исполнения веревочного курса стало полное взаимопонимание военнослужащих

Основы веревочного курса помогли разработать теоретикам «тимбилдинга», свои программы сплочения. В Америке и Великобритании они давали отличный результат. В начале 2000-х годов веревочные курсы активно появлялись на рынке России. Впрочем, если сначала они вызвали интерес, и офисные работники были не против поучаствовать в необычном мероприятии, то сейчас среди офисных работников в России «любителей» веревочных курсов,  не осталось, а число их сторонников среди руководителей стремительно падает.

Исследования этого вопроса, привели к выводу, что разница заключена не только в русском и американских мировосприятиях. Американцы с раннего детства участвуют в командных походах и играх, поэтому они  более восприимчивы к командообразованию. Но главное различие  состоит  в самом языке. В английском отсутствует разграничение на «ты и вы». Сам язык направлен на равноправие. В России все иначе. Именно поэтому веревочные курсы тяжело даются руководителям  и подчиненным.

Еще одна причина неэффективного действия тимбилдинга: руководство компании не учитывает возраст и интересы сотрудников. Рок фестиваль может быть интересен молодым открытым творческим коллективам. Город мастеров, в котором участники смогут самостоятельно выковать из металла или слепить из глины произведение искусства, могут быть интересны коллективам старшего возраста. Активные тимбилдинги, такие как регата или джип – сафари, могут быть интересны только коллективам, где средний возраст сотрудников не превышает 30 лет. Но почему тимбилдинги в России проходят  так плохо? Ответ – это разница в отношении к самому процессу тимбилдинга. Американцы четко понимают, что тимбилдинг – это качественная процедура, нацеленная  на решение проблем в коллективе, а у нас тимбилдинги воспринимают, как развлекательную программу.

Тимбилдинги начнут приносить положительные результаты только в том случае, если будет осуществляться комплексная работа руководителем, hr-менеджером и агентством, сотрудничающим с компанией на постоянной основе. При этом, самое простое, эффективное  верное решение для сплочения сотрудников компании – это так называемый «Lazy тимбилдинг», или корпоративный отдых. Он позволяет проникнуться друг к другу вне рабочей обстановки, а отсутствие активных игр с их разделениями на команды  позволяет избежать обострения конфликтов. Однако и этот вид, тренинга, скорее не формирует команду, а направлен на снижение эмоционального дискомфорта среди сотрудников.

Заключение. На основании изложенного в работе, можно прийти к выводу о том, что под командообразованием, в российских компаниях, как правило, подразумевают нечто отличное от термина «тимбилдинг» в западной практике. Большинство тренингов, проводимыми в рамках «командообразования» развивают и укрепляют командный дух, но отнюдь, не формируют команду.

Активное их использование, ведет к неприятию их большинством работников, а также к разочарованию в их эффективности со стороны руководства компаний. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, низкий результат подобных тренингов, может быть связан и с особенностями менталитета россиян в целом.

На наш взгляд, правильно построенный и продуманный тренинг по командообразованию, все же может весьма эффективным способом решать поставленные перед ним задачи и в условиях российских компаний. Для этого следует обратиться к самой теоретической сущности «тимбилдинга».

В «стратегическом» тренинге тимбилдинга применяется программа формирования эффективной команды, которая призвана сплотить сотрудников в настоящую команду. Благодаря такому процессу, участники раскрывают и проявляют свои личные и организаторские способности. В игровой деятельности отрабатываются различные взаимодействия между участниками в группе:

  1. распределение ролей;
  2. выработка совместного решения;
  3. ответственность в команде;
  4. движение к общей цели;
  5. лидерство;
  6. поддержка в команде;
  7. принятие решения при ограниченном времени и т.д.

Программа «стратегического» тренинга делает акцент на полученный опыт и применении его в реальных рабочих ситуациях.

Программу формирования эффективной команды следует проводить для:

  1. выработки эффективных способов взаимодействия в команде;
  2. решения проблем с коммуникацией внутри коллектива;
  3. анализа и решения конфликтных ситуаций;
  4. эффективного распределения ролей и ответственности в команде;
  5. выявления лидеров, кадрового потенциала в коллективе.

Определяющим вектором в направлении выбора программы тимбилдинга становится цель процесса. Эта цель определяет формат проведения всей программы. Если следует сплотить команду, наладить внерабочее общение и поднять командный дух, то  в этом случае активные командные игры, заряжающие позитивом и хорошим настроением – лучшая эффективная программа тимбилдинга. Часто перед руководством стоит задача развития творческих навыков, разработка нестандартных путей решения проблем и самовыражения, то креативные  программы идеально подходят для этого. Однако, при выборе конкретной программы, необходимо учитывать и возраст сотрудников, их интересы  и отношение к происходящему. Так, зачастую будет полезно вместо какого-либо «веревочного тренинга» провести просто удачно продуманный выезд на природу.

При этом не нужно бояться соединять различные цели. Одна часть программы должна  быть нацелена на разработку стратегии и примерному плану решения  проблем, другая часть – приятному  отдыху и поднятию уровня производительности командного духа.

Командообразования в компании – это продолжительный  и кропотливый труд, который требует больших усилий со стороны сотрудников и руководителей. Этот процесс принесет положительные результаты только в том случае, если обе стороны сознательно подойдут к тренингам эффективного командообразования.


Библиографический список
  1. Обзор рынка бизнес – образования и тренингов. Возможности, перспективы, прогноз. – М., РБК, 2011. http://www.rbc.ru/reviews/business-education-2008/
  2. Материалы исследования «Соцопрос.ru» // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.sotsopros.ru/
  3. Куракина И. Тимбилдинг по-русски // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – http://www.psychology-online.net/
  4. Веревочный курс: от простого к сложному.  / Под. ред. Д.В. Савинова. – М.: Факт, 2007. 192 с.


Все статьи автора «Хачатурян Наринэ Гагиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: