УДК 658.5.012.7

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Пашян Ануш Арамаисовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная работа посвящена описанию реализации функции контроля в управленческой деятельности. В исследовании анализируются основные виды контроля и их влияние на деятельность организации, а также рассматриваются особенности контроля в процессе управления, а самое главное , как данная функция управления способствует успеху организации.

Ключевые слова: контроль, система внутреннего контроля, управленческие решения, функции управления


REVIEW OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONTROL FUNCTION IN COMMERCIAL ORGANIZATION

Pashyan Anush Aramaisovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This work is devoted to the description of the control functions in management. The study analyses the main types of control function and their impact on the Organization's activities, as well as the peculiarities of management control, and most importantly, how this function of management contributes to the success of the organization.

Keywords: control function, internal control system, management


Библиографическая ссылка на статью:
Пашян А.А. Анализ реализации функции контроля в коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4079 (дата обращения: 23.09.2018).

Введение

На сегодняшний день на деятельность организации может влиять очень много факторов как внутренней среды, так и внешней. Не всегда все идет так, как было задумано по плану, так как руководство не всегда может мотивировать людей так, чтобы они были нацелены на достижение поставленных перед ними целей. Также возможны изменения окружающей среды, поэтому организации должны самостоятельно адаптироваться к этим условиям.
Функция контроля помогает руководству выявить ошибки как свои, так и персонала , а также определить, смогли  ли они достичь поставленных перед собой целей.

К сожалению, немногие понимают сущность понятия «контроль», так как воспринимают его в значении ограничения. С одной точки зрения это так и есть, так как управленец устанавливает ограничения, за рамки которых нельзя выходить. Если не следовать данным принуждениям ,то это может привести к неблагоприятному исходу, что плохо скажется на деятельность организации. Контроль является одной из важных функций менеджмента, именно с контроля начинается успешное развитие . Никакая организация не может обходиться без контроля, так как данная  функция необходима для  выявления    и скорейшего  устранения возникающих проблем. Без постоянного принятия решений не может существовать ни одна организация. Актуальность этого исследования заключается в изучении того, как определенная фирма осуществляет реализацию функции  контроля, работая в определенной отрасли, и как это влияет на ее деятельность.

Основной задачей контроля является своевременное выявление проблем и поиск решений, то есть рассмотреть достигнутые результаты и по возможности исправить ситуацию, если результаты не сходятся с поставленными перед организацией целью.

Главной целью данного исследования является получение    информации  о  реализации функции  контроля  на сеть супермаркетов.

Задачи данного исследования:

  • определить сущность   понятия  «контроль»
  • рассмотреть основные теории функции контроля  и  как  она осуществляется   в данной организации. 

1. История контроля.

На деятельность организации может влиять очень много факторов как внутренней среды, так и внешней. Не всегда все идет так , как было задумано по плану, так как руководство не всегда может мотивировать людей так, чтобы они были нацелены на достижение поставленных перед ними целей. Также возможны изменения окружающей среды, поэтому организации должны самостоятельно адаптироваться к этим условиям.
Функция контроля помогает руководству выявить ошибки как свои, так и персонала , а также определить, смогли ли они достичь поставленных перед собой целей .[8]

Ф.У.Тейлор[6, с.104] – является основоположником научного менеджмента.
Фредерик Уинслоу  решал в своей каждодневной работе проблемы , связанные с производительностью труда , главной целью которого являлось повышение эффективности труда .

Наиболее важной идеей Тейлора является усовершенствование системы управления, которое опирается на определенные научные принципы и реализовывается специально созданными методами, поэтому необходимо совершенствовать труд и управление. Значимость идей Тейлора можно увидеть в их практическом применении, которое обеспечивает внушительное увеличение производительности труда.

Француз Анри Файоль является одним из представителей административного управления. Управление подразумевает собой процесс,который объединяет усилия нескольких людей и направляет их на продуктивное достижение организационной цели. К сожалению, поставленные цели и задачи не могут решаться лишь в ходе реализации внутреннего конроля ,так как требуется его проникновение во все функции управления. 

Анри Файоль [2, глава 1 с.16] создал принципы управления, которые могут помочь организации преодолеть все преграды:

1)Разделение труда.( Главной целью разделения труда это качественное выполнение труда при прежних условиях.)

2)Полномочия и ответственность.

3)Дисциплина. ( Урегулирование отношение между работниками и управляющими)

4)Единоначалие. (Единственный управленец может давать приказ  о выполнении того или иного заказа подчиненным.)

5)Единство направления. (Один руководитель управляет группой людей и способствует достижению единственной цели.)

6)Подчиненность личных интересов общим. Интересы работников не должны преобладать над интересами организации)

7) Вознаграждение персонала. (Зарплата, которую достойны работники)

8)Централизация. (Необходимо для получения более лучших результатов, чем ожидается)

9)Скалярная цепь. (Иерархия руководства)

10)Порядок.

11)Справедливость.

12)Стабильность рабочего места для персонала.

13)Инициатива.

14)Корпоративный дух.

Анализ функций,  проведенный А. Файолем,  М. Месконом и М. Альбертом, дает возможность выделить несколько функций управления [4, с.627] : планирование, организация, мотивация и контроль.

2.Сущность и назначение функции контроля.
Организация реализовывает свою деятельность за счет менеджеров, которые в свою очередь планируют деятельность организации, рассматривают полученные результаты и принимают решения, которые помогают избежать ошибки в планировании. Однако израсходованный труд может оказаться лишь пустой тратой времени, так как в данном случае руководство не может осуществить контроль, который создаст условия устойчивости для организации.

Что же такое контроль?  

Существует много толкований этого термина. Рассматривая данное слово с точки зрения менеджмента, можно сказать , что это одна из главнейших функций менеджмента. Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей организации. Он необходим для выявления трудностей, которые  препятствуют достижению цели организации, и нахождения решений для их устранения, а также необходим для стимулирования успешной деятельности организации.

Главной работой менеджера является принятие решений, поэтому ему нужно иметь ввиду, что для достижения целей надо работать совместно с людьми. В данном процессе функция контроля, позволяет управленцу как можно точно оценить ситуацию и убедиться в том , что люди, которые участвуют в решении вопросов нахождения ключей для выполнения целей организации и их реализации. Помимо всего этого, в процессе контроля менеджер имеет возможность своевременно найти проблемы и не позволить перерасти в глобальные, что может привести к кризису.
Следовательно, функция контроля позволяет как можно быстро преодолеть проблемы в организации объединенного труда как в производстве, так и в управлении.
Коммуникация – это один из основных методов в деятельности управленцев. Контроль, который используется в процессах коммуникаций в виде обратной связи, дает возможность руководству убедиться в том, что подчиненный точно воспринял поставленную перед ним задачу. [3,глава 10]

Регулярное рассмотрение принятых решений и их изменение позволяет снизить затраты , так как есть возможность выявить неэффективное использование трудовых и производственных ресурсов организации. Таким образом, функция контроля позволяет организации минимизировать затраты. 

3.Виды и методы, этапы контроля.      

Традиционная система организационного контроля предполагает наличие четырех ключевых  этапов. Этапы процесса контроля [5,с. 598-610]

Фокус организационного контроля[5,с. 598-610]

Бюрократические и децентрализованные методы контроля [1,76-84.]

 

Бюрократическое

Децентрализованные

Назначение

 

Подчинение

сотрудников указаниям менеджеров

 

 

Приверженность наемных работников по качеству

 

Приемы

 

Правила, системы контроля, иерархия, контролеры, отбор и обучение,технологии

 

 

Корпоративная культура, контроль равных , самоконтроль и социализация

 

 

Ожидаемые результаты

 

Минимальные результаты определяются пригодными для измерения стандартами;       фиксированные индикаторы

 

 

Настрой на высокие результаты, ориентация на динамический рынок

 

 

 

Организационная структура

 

 

Громоздкая структура, контроль сверху вниз;

Правила и процедуры координации и контроля;

Власть должности; отдел контроля занимается мониторингом качества

 

 

Простая структура, взаимовлияние;

Разделяемые цели, ценности и традиции координации и контроля;

Власть знаний и опыта;

Качество-дело каждого

 

Вознаграждение

 

 

Базируется на достижениях сотрудника в выполнении рабочих заданий

 

Основывается на достижениях группы и долевом распределении между сотрудниками

 

 

Участие в управлении

 

 

Формальное и узкое (например, с использованием процедур подачи жалоб)

 

Неформальное и широкое, включая контроль качества, дизайн систем и организационное руководство

Существует много классификаций контроля, но на практике необходима классификация контроля по времени. Существует  три основных вида контроля : предварительный, текущий и заключительный.

Контроль по форме осуществления делится на внешний и внутренний.

Внешний– это контроль, который ведется под наблюдением руководства.

Внутренний контроль – это контроль,где управленцы сами следят за работой и вводят корректировки по мере необходимости, чтобы достичь запланированных результатов.

 Этапы контроля [3, глава 10]

 

4.Практика

Главной целью коммерческой организации – эффективное развитие организации, где существуют такие понятия, как дружелюбие , комфорт и технологичность. Данная организация способствует улучшению жизни людей, так как именно здесь каждый может приобрести качественный товар быта или питания.

Из интервью  с генеральным директором коммерческой организации

«  …..Знаете, строже контроля качества, чем мы себя сами контролируем, нет, наверное, ни у кого. »

можно сделать вывод , что контроль в данной организации является оснополагающим звеном для успешного развития деятельности данной организации. 

Иерархия ведения контроля в коммерческой организации:

Генеральный директор распределяет обязанности, занимается планированием, где эффективно используются внешние и внутренние ресурсы, а самое главное занимается повышением конкурентоспособности данной организации.

Заместитель генерального директора  ведет контроль над подчиненными, чтобы те точно выполняли поручения.

Коммерческий директор занимается решением организационных проблем.

Административный директор занимается вопросом  персонала ,ведет различные переговоры, связанные с арендой и поставщиками.

Финансовый директор контролирует финансовые возможности организации.

Главный бухгалтер  ведет контроль над документацией.

Действительно, у данной коммерческой организации есть собственный учебный центр. В данной организации преобладает функция контроля и в принятии человека на вакантное рабочее место. Для этого доброволец должен пройти курс обучения  в собственном учебном центре организации, после чего человек имеет возможность участвовать в стажировке в данном супермаркете, где в течение месяца к нему присматриваются, обращают внимание на навыки общения, контроля и ответственности. Если руководству в течение данного промежутка времени устраивает ваша заинтересованность и желание работать ,то человек может продолжить работать в супермаркете. В случае, если , работник хочет повысить свою должность, то для этого нужно пройти определенный курс обучения и после сдать экзамен.

Почти около каждого корпуса коммерческой организации есть личная автостоянка для автомобилей. Здесь тоже присутствует функция контроля,  так как организация следит за автомобилями через видеокамеру супермаркета или же присутствует охрана, поэтому покупатели могут не беспокоиться о потери имущества( автомобили, велосипеды).

Менеджеры ведут контроль над подчиненными, то есть продавцами , фасовщиками и уборщицами, которые в свою очередь должны выполнять свои обязанности. Самое главное это приветливость и коммуникативность.

5.Опросы

Бланки, которые использовались для проведения опросов.

Вопросы для работников

Да

Нет

Нуждаетесь ли вы в повышении квалификации?

 

 

Удовлетворены  ли Вы своей работой?

 

 

Четко ли вы понимаете , что от Вас требуют?

 

 

Произошли ли какие-нибудь изменения в супермаркете за последние полгода?

 

 

Дает ли Вам уверенность в завтрашнем дне работа, которую предложила Вам данная организация?

 

 

 

Вопросы для покупателей

Да

Нет

Приобретали ли вы уже ранее в данном супермаркете?

 

 

Часто ли вы бываете здесь?

 

 

Нравится ли Вам обслуживание в данном супермаркете?

 

 

Хотели бы вы что-нибудь изменить в данном супермаркете?

 

 

Опросив около 100 покупателей и нескольких работников , можно сделать вывод, что многие удовлетворены деятельностью организации. Работникам нравится их работа, так как здесь есть все условия, которые требуются для них.После того , как они прошли определенный курс обучения , им становится яснее , что от них требует высшее звено, поэтому они стараются выполнить свои обязанности, как можно лучше. Покупателям нравится приветливость, удобное месторасположение, а самое главное наличие качественных товаров. Клиентам нравится обслуживание, некоторые подчеркнули, что здесь обслуживание проводится на высшем уровне. Продукты, которые они приобретают, достаточно качественные. Многие покупатели кроме данной коммерческой организации больше ничего не предпочитают и ходят всегда за продуктами только сюда. 

Заключение

В данной исследовательской работе рассматривалась одна из главных функций управления – контроль. Контроль играет важную роль в деятельности организаций. На примере коммерческой организации можно заметить, что ,благодаря функции контроля, деятельность ее стала успешной. С каждым годом все больше и больше людей приобретают качественные товары именно в данной коммерческой организации( супермаркет) Данная сеть супермаркетов не подводит своим качеством обслуживания , именно приветливость сотрудников и привлекает людей. Контроль над подчиненными сопутствует процветающему бизнесу данной организации, так как каждый следует определенным правилам , которые они изучали в собственном учебном центреорганизации. Естественно, все зависит от генерального директора, лишь в его интересах заключается увеличение сети супермаркетов. Его главная помощь в успешной деятельности организации это контроль, рассматривая с теоретической точки зрения функцию контроля, можно увидеть как правильно организовать структуру работы в деятельности, рассматривая виды, методы, а также этапы контроля.

Эффективность контроля заключается в правильном  планировании и организации работы. Именно это можно увидеть и в хорошей коммерческой организации. Благодаря успешной работе , которую легко увидеть в данной организации на сегодняшний день,  есть возможность увеличения  количества супермаркетов (коммерческих организаций).

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Richard E. Walton, « From Control To Commitment in the Workplace», Harvard Business Review, March – April 1985, 76-84.
  2. Большов А., Михайлов В. «Современный менеджмент: теория и практика» 2-е изд. Санкт – Петербург: Питер, 2002.глава 1 с.16
  3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.(глава 10)
  4. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2007. – с.627
  5. Ричард Л. Дафт. Менеджмент.// Питер. Издание №2 2002/ с. 598-610
  6. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. Пер. с англ. – М.: Контроллинг, 1991. С. 104
  7. Создание и функционирование системы внутреннего контроля в организации(Известия ИГЭА. 2010. No 3 (71))


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Anush»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация