УДК 65.012.4

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЯПОНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ

Григорян Гендрик Смбатович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В работе рассматриваются отличительные особенности системы управления в японских компаниях. Также проводится сравнительный анализ американского и японского стилей управления, результаты которого помогают понять, в чем состоит уникальность управления производством в Японии. Путем детального обзора автомобильной компании «Toyota» определяются основные концепции управления качеством и философские учения японского менеджмента.

Ключевые слова: концепция качества, методы организации производства, принципы организации японского опыта, сравнительный анализ, Японский менеджмент


ANALYSIS OF THE MANAGEMENT SYSTEM IN JAPANESE AUTOMOBILE COMPANIES

Grigoryan Gendrik Smbatovich
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The article includes distinctive features of managemnt system in japanese companies. There is also an comarative analysis of american and japanese styles of management, results of which will help understand what is the uniqueness of control system of production in Japan. Further, there will be detected the basic concepts of quality management and philosophical theories of japanese managemnt system.

Keywords: comparative analysis, japanese management, methods of production control, principles of the japanese experience, quality concept, Toyota


Библиографическая ссылка на статью:
Григорян Г.С. Анализ системы управления в японских автомобильных компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3836 (дата обращения: 29.09.2017).

Введение

Прежде чем начать научное исследование, нужно сначала объяснить, почему данная тема посвящена именно анализу  менеджмента организаций в Японии. Эта система управления в компаниях признана самой лучшей и продуктивной во всем мире, поскольку именно японские менеджеры умеют эффективно использовать в своей деятельности человеческий фактор. Япония – первая страна, которая взялась за развитие системы управления, используя человеческое лицо: предприниматели начали привлекать в свои фирмы все большее количество людей, единственный ресурс, который не являлся дефицитным в этой стране. Японский стиль менеджмента, соответственно, как и другие стили, тесно связан с общественно-историческими особенностями государства.

Данная научная работа предполагает исследование системы управления в японских автомобильных компаниях. Изучение является весьма значимым в области менеджмента, так как вызывает  интерес бурное экономическое развитие японской промышленности после окончания Второй Мировой Войны, а также глобальное распространение японских организаций (в особенности автомобильных) по всему миру. Детальный анализ сферы менеджмента в японских компаниях предполагает выделение таких важных аспектов исследования, как цели и задачи, поставленные перед ним. Предстоит не только определить особенности моделей управления в автомобильных компаниях Японии, но и сравнить эти особенности с менеджментом в западных странах. Это поможет определить тактику исследования. С целью качественно провести обзор системы управления японский автомобильных компаний, необходимо изучить свойства японского менеджмента в автомобильном производстве. Любое научное исследование требует изначального определения объекта и предмета данного изучения. Проведя поверхностный анализ некоторых статей, посвященных именно деятельности менеджеров в японских автомобильных компаниях, было установлено, что в качестве объекта можно взять систему управления в японских предприятиях. Поскольку предмет – составляющая данного объекта изучения, то особенности менеджмента в японских автомобильных компаниях и есть предмет нашего научного исследования.

Таким образом, можно приступить к более детальному анализу японского менеджмента в автомобильной отрасли. Но прежде всего, необходимо ознакомиться с системой управления в японских организациях в целом.

Японский стиль управления

В процессе развития менеджмента в Японии немалую роль сыграл американский стиль управления. Восточные менеджеры нередко используют в своей управленческой деятельности наиболее полезные и эффективные, на их взгляд, концепции руководства рабочими, методы и технологии, наиболее адаптированные к своей национальной культуре, при этом, сохраняя и развивая свои традиции и культурные ценности в управлении персоналом. В целом, японские менеджеры ориентированы на самые модернизированные технологии и подходы к управлению персоналом. В системе управления японских компаний преобладает характер коллективизма, где имеют место психологические инструмента воздействия на работника. К примеру, чувство долга перед остальными сотрудниками команды, что можно приравнять к чувству стыда, особенно, в менталитете японцев. Также важной особенностью японского стиля управления является гарантия занятости и обстановки доверия среди работников, которые является основными ориентирами в сохранении стабильности трудовых ресурсов компании и сокращении уровня  текучести кадров.

Менеджмент японских предприятий имеет собственный девиз «Мы все одна семья». Из этого можно вынести одну очень важную деталь: главная задача японских управленцев – построить нормальные отношения со своей командой. Именно доверительные взаимоотношения между работниками фирмы, совместная деятельность, действие работников коллектива сообща – залог успеха в деятельности компании. Каждый работник организации, то есть член семьи, уверен в своей значимости среди окружающих и незаменимости своей компании, то есть семьи. Японский стиль управления персоналом во многом характеризуется жертвенностью: рабочий организации настолько отождествлен с компанией с психологической точки зрения, что он жертвует собой ради достижения общей цели фирмы. Проявление такой жертвенности проявляется очень часто: сотрудники не полностью пользуются предоставленным им отпуском, боясь, что это отрицательно скажется на работе компании; они редко пользуются выходными, а даже если он у них есть, то посвящают свободный день работе; безоговорочно выполняют приказы начальства и соглашаются на сверхурочные часы.  Еще один морально-психологический аспект, характеризующий японский стиль менеджмента, это внушение в сознание работника, что его личное благополучие полностью зависит от функционирования компании, в которой он работает.

В типичной японской компании сотруднику дают понять, что он такой же рабочий, как и все остальные «члены семьи»; здесь можно заметить один из принципов японского менеджмента – «не высовывайся, будь как все». Кроме того,  коллектив сам может признать чей-либо авторитет или отличительные преимущества, но сам работник не имеет права оказывать какое-либо воздействие на это.

Для поддержания доверительной атмосферы в коллективе японские менеджеры нередко используют определенные инструменты поощряющего характера: несколько минут в каждые субботу и воскресенье во время рабочего дня сотрудники и их начальники  посвящают пению гимна своей компании и физическим упражнениям. Кроме того, каждый год сотрудники организации отмечают «День основания компании», что помогает менеджерам воплотить в реальность идею общности интересов высшего и низшего звеньев.

В типичной японской производственной компании никогда нельзя увидеть отдельное расположение офиса начальника от рабочего места своих подчиненных. Вся производственная деятельность проходит в большом помещении без какой-либо оградительной мебели.  Менеджеры среднего звена одеты в синюю униформу также, как и сотрудники низшего звена. В столовой компании нет разделения мест по привилегиям сотрудников: абсолютно все члены предприятия обедают вместе в одном зале. Так японские менеджеры дают понять, что каждый член «семьи» одинаково прилагает усилия к достижению общих интересов.

Японский менеджмент отличается от западных стилей управления тем, что имеет особые формы и размера заработной платы работников. Уровень оплаты труда зависит от стажа и результатов трудовой деятельности. Размер зарплаты недавно нанятого сотрудника обычно ниже зарплаты профессионального менеджера в 8 раз. С другой стороны, рабочим компаний предоставляются многочисленные социальные льготы: прибавка на содержание семьи, оплата приезда к месту работы, медицинское страхование. Все вышеперечисленные денежные надбавки являются элементами стимулирования труда работников. Кроме того, в данной системе применяются и нематериальные методы достижения результата – моральные. К ним можно отнести вертикальное продвижение работника по рангу, выдача премии, предоставление льгот на покупку акций компании или предоставление именной парковки для автомобиля.

Анализ «Toyota»

Таким образом, детально описав теоретическую часть данного научного исследования, можно приступить к более подробному рассмотрению практической, то есть выяснению особенностей японского стиля менеджмента в автомобильных компаниях, дальнейшему выявлению отличительных черт в методах и способах управления и сравнительному анализу.

Большой интерес у западных корпораций в системе управления в Японии был вызван по причине успешного развития автомобильной промышленности в стране, которая ближе к 1980 году вышла на первое место в мире по выпуску автомобилей. С целью ближе ознакомиться с системой управления в производстве, представители западных корпораций стали участниками академических исследований японского опыта организации производства. Большинство таких научных анализов проводились в японской автомобильной компании «Toyota». Toyota Motor Corporation – крупнейшая японская автомобильная корпорация, выпускающая одни из самых лучших по показателям автомобилей в мире.  Компания начала свою деятельность в 1933 году, выпуская ткацкие станки, и в сегодняшнее время является одним из крупнейших автопроизводителей в мире. Тойота – это не просто марка автомобиля, набор модернизированных технологий и систем, а Тойота – это некая философия, в основе которой заложены мировоззрение людей и их побуждения.

За несколько десятилетий компания достигла не только огромных успехов в своей деятельности, но и сформировала новое управленческое мировоззрение, которое является надежным образцом свершения впечатляющих результатов. В чем же причина этой надежности? Почему соперникам японской марки не удается скопировать и внедрить в свое производство японские технологии? Хотелось бы выделить 3 «кита надежности» Тойоты. Во-первых, это менталитет японцев. Традиционная для страны «вечная занятость» на одной работе сыграла немалую роль в стимулировании лояльности сотрудников. Умение упрощать сложные вещи и делать их более доступными и удобными в потреблении дает толчок к рационализации производства, а такие явления, как дисциплина, устои  и трудолюбие, считаются чуть ли не самыми важными вещами в работе каждого сотрудника компании. Во-вторых, как ни странно, но дефицит природно-энергетических ресурсов тоже является ключом к успеху в деятельности японских автомобильных компаниях, поскольку такое обстоятельство заставляет японцев искать новые технологии для выживания. Поэтому в Японии существуют самые эффективные системы менеджмента в производстве и способы сокращения его затрат. Явным примером может послужить система TPS – Toyota Productions System. Это позволяет компаниям понижать уровень производственных издержек за счет уменьшения складских помещений и  доли незаконченной продукции. И последний кит – расширяя филиалы производственных цехов на западе, наиболее важные и ответственные части автомобиля японцы делают у себя дома, ведь уровень ответственности вместе и с уровнем жизни японского сотрудника больше ценится в Японии, нежели в странах Запада.

Систематизация опыта японского стиля производства позволила выделить основные методики в менеджменте автомобильных компаний, используемые для достижения эффективного управления в организационной среде, (рис 1.)

Данные методики привлекательны не только будущим повышением уровня производительности и достижением наиболее высокого качества, но и эффективным функционированием в условиях серьезного бюджетного ограничения. Что касается производства «Toyota», то в ее производственной философии сосредоточены несколько принципов японского опыта организации. Основополагающим принципом деятельности японской корпорации является «кайзен». Теория в своем учении предполагает, что жизнь человека направлена на постоянное усовершенствование. Для данной методики характерны маленький уровень издержек производства, малые риски в деятельности, оптимальное комбинирование используемых ресурсов и медленный, но постоянный прогресс, который оправдает себя в долгосрочной перспективе. Следующий принцип организации производства – «канбан», основанный на взаимовыгодном обмене необходимой информацией между департаментом логистики и оператором производства. На практике схема учения «канбан» очень удобна: на каждой запчасти машины закреплена табличка с номером детали. Когда оператор цеха получает деталь, он открепляет эту табличку и оставляет ее с остальными, которые впоследствии будут собраны логистами. Изучив собранные канбаны, отдел оперативного контроля получают всю необходимую информацию: тип запчасти, количество и срок поставки. В управлении производством автомобилей Тойота менеджеры используют такой принцип, как «дзидока»[«Jidoka» («Дзидока» - интеллектуальная автоматизация, или автономизация). Синицына Е. Лаборатория Cloudwatcher. M., «Toyota: Восточная философия и популярный бренд», 2012]. Философия «дзидока» помогает решить важные проблемы производства и даже причины его будущей остановки, путем внедрения разных модификаторов для оборудования. То есть, нет необходимости постоянного контроля рабочих станков, так как данные приспособления отличают качественные детали и бракованные без присутствия оператора, что приведет в свою очередь к увеличению уровня производительности труда. Еще один из немаловажных положений организации производства в «Toyota» – философия «генчи генбуцу».[«Genchi genbutsu» («Генчи генбуцу - пойти на место и увидеть реальную ситуацию, чтобы понять её»). URL: http://www.leaninfo.ru/2010/06/11/kaizen-dolgosrochnaya-strategiya-yaponskogo-menedzhmenta] Это положение основывается на том, что для более четкого понимания действующей ситуации и выявления проблемы нужно непосредственно на месте анализировать процесс производства и его последующий результат. Принцип «генчи генбуцу» применяется в Тойоте во всех звеньях коллектива: от операторов линий до топ-менеджеров корпорации.

В производительной среде автомобильной компании «Тоуоta» очень важное значение придают контролю качества продукции. В его основе лежит принцип TPS: всеохватывающего контроля на каждом этапе конвейерного производства. Данная методика получила название «Качество, внедренное в процесс». Благодаря ей в процессе производства каждого типа автозапчастей допускаются около 5-10 дефектных деталей на 1 миллион штук.

На производственных заводах Тойота существуют так называемые «кружки качества». Это добровольное объединение сотрудников коллектива, вовлеченные в деятельность по улучшению качества выпускаемой продукции. На собраниях они проводят дискуссии, посвященные на темы качества товара, снижения уровня травматизма в процессе труда и другие немаловажные производственные вопросы. Как правило, особых экономических изменений в результате их деятельности нет, но здесь более важен непрямой эффект – морально-психологический климат и создание духа коллективизма.

Проведя сравнительный анализ концепций качества японского стиля управления и американского, удалось выявить некоторые различия в философии обеих систем управления автомобильных компаний. Данные проведенного обзора представлены в таблице 1.

(табл.1)

Американская модель Японская модель
1. Высокое качество – высокие издержки 1. Высокое качество – низкие издержки
2. Высокое качество – малый выпуск 2. Высокое качество – большой выпуск
3. Контроль качества в руках инспектора 3. Контроль качества в руках рабочих
4. Более крупные запчасти – низкие издержки 4. Более мелкие запчасти – низкие издержки
5.Потери в доставке, выпуске и качестве 5. Потери отсутствуют
6. Автоматизация – причина конфликтов с профсоюзами 6. Автоматизация снижает уровень рабочих затрат

Можно отдельно отметить и уникальные принципы, составляющие единую концепцию качества автомобилей «Toyota»:

-   присутствуют тесные отношения между администрацией и рабочим коллективом

- как представители низшего звена, так и представители высшего, должны знать эффективные методы контроля и обеспечения качества на производстве

- принимаемая в организации концепция качества должна быть адаптирована к национальным условиям и особенностям компании.

Подведя краткий итог практической части данного исследования, можно отметить, что «Toyota» – не просто автомобильная корпорация, но и система уникальных концепций и философских взглядов, которые предполагают постоянное улучшение работы, уважение к рабочим в «семье» и поддержание духа коллективизма в производстве. Тойота действует по принципу «Клиенты на первом месте, посредники – на втором, изготовители – на третьем». Именно поэтому в данной научной работе компания «Toyota» рассматривалась с точки зрения принципов, направленных не на получение выгоды, а на долгосрочную перспективу. 

Заключение

Таким образом, научную работу можно считать законченной. В процессе анализа японских компаний были выявлены уникальные особенности менеджмента, основанного на видении «мы – одна семья», отличающие систему управления в Японии от американского стиля организации. На примере автомобильной корпорации «Toyota» удалось определить философские концепции организации производства: «канбан», «кайзен», «генчи генбуцу» и другие. Важно подчеркнуть актуальность данного исследования, поскольку в настоящее время японский стиль управления в производстве автомобилей все больше набирает популярность не только в Японии, но и Европе и США. Распространить японскую философию для менеджеров в своей организации – отказаться от какой-либо специализации, ставить на первое место своих подчиненных, учиться уже в процессе трудовой деятельности и обеспечивать постоянное усовершенствование.


Библиографический список
  1. Denzau A. The Japanese Automobile Cartel: Made in the USA, Regulation, 1988
  2. Lieberman M., Asaba S. Inventory Reduction and Productivity Growth: A Comparison of Japanese and US Automotive Sectors. Managerial and Decision Economics, 1996
  3. Кузнецова Н.В. Уникальность японского менеджмента. Известия ВИДГУ, 1998
  4. Гречкин А.В. Особенности японской системы управления персоналом: Переход к новым формам найма служащих. Вестник АГТУ, 2007
  5. Лайкер Д.  Дао Toyota – М., 2005
  6. Лайкер Д., Майер Д. Практика Дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. Альпина Бизнес Букс, 2007
  7.  Японская модель управления. Режим доступа: http://menedzhmenti.ru/page47/page50/index.html
  8. Три кита японской надежности. Режим доступа: http://japantest.ru/nadejnost.html
  9. Родченко В.В. «Международный менеджмент». Учебное пособие. — 2-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002
  10. Ингиу Оу. Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее, 2013
  11. Yasuhiro Monden. The Toyota Management System, 2007
  12. Сравнительный анализ американской и японской стратегии управления. Режим доступа: http://menedzhmenti.ru/page47/page52/index.html
  13. Оучи У. Методы организации производства японский и американские подходы. М.: Дело. 2009.


Все статьи автора «Гендрик Смбатович Григорян»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: