УДК 33

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Дорощенко Лиана Робертовна
ООО «РН-Информ»
Главный менеджер Управления договорной деятельности, магистр

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации закупки материальных ресурсов на предприятии.

Ключевые слова: закупки, материальные ресурсы


ENTERPRISE RESOURCE PURCHASING MANAGEMENT

Doroshchenko Liana Robertovna
LLC «RN-Inform»
contract manager, master degree

Abstract
This article is about enterprise resource purchasing management.

Библиографическая ссылка на статью:
Дорощенко Л.Р. Организация закупки материальных ресурсов на предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3767 (дата обращения: 20.02.2018).

Закупка материальных ресурсов на предприятии представляет собой коммерческую деятельность по обеспечению материаль­но-техническими ресурсами процесса производства, чаще необходимых на этапе начала производства. Основная цель закупки материальных ресурсов— передача  материальных ресурсов до конкретных производствен­ных предприятий.

Закупка материальных ресурсов на предприятие направлена на обеспечение сокращения из­держек производства и создание условий для бесперебойного процесса производственной деятельности. В связи с этим рассматриваются следующие проблемы:

  1. обеспечение поставки материальных ресурсов на рабочее место;
  2. поддержание запасов на предприятии на достаточном для производства уровне.

Закупка материальных ресурсов состоит из выполнения следующих функций:

  1. подготовку и поставку материальных ресурсов;
  2. складирование и обеспечение надлежащего качества ресурсов;
  3. обработку и подготовку материальных ресурсов к производственному процессу;
  4. управление закупок материальных ресурсов.

Первым этапом закупки является  – планирование закупки материальных ресурсов на предприятии является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи­зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять необходимость в материальных ресурсах по специфициро­ванной номенклатуре на согласованный период планирования.

Процесс планирования предусматривает следующие этапы: ис­следование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, со­ставление плана закупок материалов и стоимостный анализ загото­вительного предприятия.

Далее, мы переходим к этапу – выбор поставщика, где при создании устойчивой базы необходимой для закупки материальных ресурсов любого предприятия одним из важнейших критериев является – выбор поставщика. Решение- у кого купить зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.

Начиная с 2013 года все компании – Заказчики (1. организации, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, 2. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, 3. дочерние хозяйственные общества; 4. дочерние хозяйственные общества этих обществ, в обиходе называемые «внучки») получили обязательства в своей закупочной деятельности руководствоваться положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223). Именно с этого момента Заказчики, в соответствие с ч. 7 ст. 8 ФЗ № 223, должны отчитываться перед государством обо всех своих приобретениях и закупать необходимые для удовлетворения собственных нужд товары, работы, услуги по новым правилам, таким, на первый взгляд, сложным и непонятным.

В соответствии с ФЗ №223 компании – Заказчики обязаны реализовать в компании следующие функции:

1. Разработать Положение о закупках. Разработать и утвердить в компании главный документ — Положение о закупке, где подробно должно быть расписано, как фактически организация Заказчика будет осуществлять закупки, какие способы закупок будут использоваться, каковы основные механизмы проведения закупочных процедур, требования к составу заявок и к потенциальным участникам закупок, критерии выбора победителя, сроки и порядок заключения договоров и многое другое.

2. Получить электронно-цифровую подпись. Обязательства повышения прозрачности проводимых закупок размещать в установленные сроки информацию о них на Официальном сайте реализуется получением электронно-цифровой подписи, которую необходимо приобрести в одном из аккредитованных удостоверяющих центров страны, перечень которых содержится на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

3. Зарегистрироваться на Официальном сайте. Компания должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица на сайте при помощи сертификата ключа электронной подписи, выданной на имя руководителя на портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

4. Способы закупок определяются Положением Заказчика о закупках, разработанным в соответствии с п.1. ФЗ № 223 в качестве обязательных способов закупок выделяет открытый конкурс, открытый аукцион и закупку у единственного поставщика. Таким образом, в независимости от того, будет ли Заказчик применять предусмотренные законодательством (вышеуказанные) процедуры закупок, они обязательно должны быть отражены в Положении о закупке.

Для того чтобы закупочная деятельность Заказчика была более систематизирована и упорядочена, в Положении о закупке организации Заказчика должно быть расписано, в каких случаях будут проводиться те или иные способы закупки (например, открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единственного поставщика), что будет служить решающим фактором для выбора формы закупки, например: способы подачи заявок (электронная и письменная), цены заключаемого договора (суммы закупки), одноименность закупаемой продукции, отнесение компании поставщика (исполнителя, подрядчика) к определенной категории субъектов (например, субъект естественных монополий) и другое.

Предоставлять отчетность по заключенным договорам, в соответствии с ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, обязан разместить на Официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных в рамках отчетного месяца. Размещают: 1. сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; 2. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика; 3. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 ФЗ № 223.

Порядок проведения закупки описывающий порядок закупки, проводимой без предквалификации, без постквалификации, без подачи альтернативных предложений, без использования ЭТП изложен ниже:

Конкурентные закупки проводятся в порядке:

а) размещение документации и извещения о закупке на официальном сайте, при необходимости – на сайте заказчика;

б) разъяснение документации о закупке, внесение изменений в извещение и документацию о закупке (при необходимости);

в) подготовку участниками закупки своих заявок и их подачу;

г) проведение процедуры вскрытия конвертов с заявками или аналогичной по сути процедуры при проведении закупок на ЭТП (если предусмотрено);

д) проведение отборочной стадии;

е) рассмотрение заявок на оценочной стадии;

ж) проведение переторжки (при необходимости);

з) определение победителя закупочной процедуры;

и) заключение с победителем договора по итогам закупочной процедуры.

Подводя итоги, хотелось бы отметить – целями заказчика в области организации закупочной деятельности являются: 1. своевременное и полное удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями надежности, качества и цены, 2. эффективное использование заказчиком денежных средств, 3. расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчика, стимулирование такого участия, 4. развитие добросовестной конкуренции, 5. обеспечение гласности и прозрачности закупочной деятельности заказчика, 6. предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами:

1) информационная открытость закупки. Это означает:

а) неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации относительно размещения информации о закупках;

б) предоставление поставщикам в извещении и документации о закупке необходимой и достаточной информации для участия в закупках;

в) размещение информации о закупках не только в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а, при необходимости, и в других источниках;

г) проведение специальных мероприятий, содействующих информационной открытости системы закупок заказчика;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Это означает:

а) предоставление всем участникам закупок равных возможностей подавать заявки;

б) отсутствие каких-либо ограничений либо предпочтений при участии в закупках, не предусмотренных настоящим положением, извещением и документацией о закупке;

в) разумные основания при формировании требований и предпочтений заказчика;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Это означает принятие при закупках решений (в том числе при формировании требований и предпочтений) с учетом принципа экономической обоснованности затрат, а также цены и качества предлагаемой продукции сообразно тем задачам, для выполнения которых она закупается;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Это означает, что любое требование, невыполнение которого участником закупки влечет отклонение заявки такого участника, должно быть выражено числом, проверяемо наличием/отсутствием определенного документа, либо подлежать поверке иным понятным и однозначно понимаемым способом.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дорощенко Лиана Робертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: