Закупка материальных ресурсов на предприятии представляет собой коммерческую деятельность по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, чаще необходимых на этапе начала производства. Основная цель закупки материальных ресурсов— передача материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий.
Закупка материальных ресурсов на предприятие направлена на обеспечение сокращения издержек производства и создание условий для бесперебойного процесса производственной деятельности. В связи с этим рассматриваются следующие проблемы:
- обеспечение поставки материальных ресурсов на рабочее место;
- поддержание запасов на предприятии на достаточном для производства уровне.
Закупка материальных ресурсов состоит из выполнения следующих функций:
- подготовку и поставку материальных ресурсов;
- складирование и обеспечение надлежащего качества ресурсов;
- обработку и подготовку материальных ресурсов к производственному процессу;
- управление закупок материальных ресурсов.
Первым этапом закупки является – планирование закупки материальных ресурсов на предприятии является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять необходимость в материальных ресурсах по специфицированной номенклатуре на согласованный период планирования.
Процесс планирования предусматривает следующие этапы: исследование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, составление плана закупок материалов и стоимостный анализ заготовительного предприятия.
Далее, мы переходим к этапу – выбор поставщика, где при создании устойчивой базы необходимой для закупки материальных ресурсов любого предприятия одним из важнейших критериев является – выбор поставщика. Решение- у кого купить зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
Начиная с 2013 года все компании – Заказчики (1. организации, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, 2. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, 3. дочерние хозяйственные общества; 4. дочерние хозяйственные общества этих обществ, в обиходе называемые «внучки») получили обязательства в своей закупочной деятельности руководствоваться положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223). Именно с этого момента Заказчики, в соответствие с ч. 7 ст. 8 ФЗ № 223, должны отчитываться перед государством обо всех своих приобретениях и закупать необходимые для удовлетворения собственных нужд товары, работы, услуги по новым правилам, таким, на первый взгляд, сложным и непонятным.
В соответствии с ФЗ №223 компании – Заказчики обязаны реализовать в компании следующие функции:
1. Разработать Положение о закупках. Разработать и утвердить в компании главный документ — Положение о закупке, где подробно должно быть расписано, как фактически организация Заказчика будет осуществлять закупки, какие способы закупок будут использоваться, каковы основные механизмы проведения закупочных процедур, требования к составу заявок и к потенциальным участникам закупок, критерии выбора победителя, сроки и порядок заключения договоров и многое другое.
2. Получить электронно-цифровую подпись. Обязательства повышения прозрачности проводимых закупок размещать в установленные сроки информацию о них на Официальном сайте реализуется получением электронно-цифровой подписи, которую необходимо приобрести в одном из аккредитованных удостоверяющих центров страны, перечень которых содержится на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
3. Зарегистрироваться на Официальном сайте. Компания должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица на сайте при помощи сертификата ключа электронной подписи, выданной на имя руководителя на портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru).
4. Способы закупок определяются Положением Заказчика о закупках, разработанным в соответствии с п.1. ФЗ № 223 в качестве обязательных способов закупок выделяет открытый конкурс, открытый аукцион и закупку у единственного поставщика. Таким образом, в независимости от того, будет ли Заказчик применять предусмотренные законодательством (вышеуказанные) процедуры закупок, они обязательно должны быть отражены в Положении о закупке.
Для того чтобы закупочная деятельность Заказчика была более систематизирована и упорядочена, в Положении о закупке организации Заказчика должно быть расписано, в каких случаях будут проводиться те или иные способы закупки (например, открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единственного поставщика), что будет служить решающим фактором для выбора формы закупки, например: способы подачи заявок (электронная и письменная), цены заключаемого договора (суммы закупки), одноименность закупаемой продукции, отнесение компании поставщика (исполнителя, подрядчика) к определенной категории субъектов (например, субъект естественных монополий) и другое.
Предоставлять отчетность по заключенным договорам, в соответствии с ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, обязан разместить на Официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных в рамках отчетного месяца. Размещают: 1. сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; 2. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика; 3. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 ФЗ № 223.
Порядок проведения закупки описывающий порядок закупки, проводимой без предквалификации, без постквалификации, без подачи альтернативных предложений, без использования ЭТП изложен ниже:
Конкурентные закупки проводятся в порядке:
а) размещение документации и извещения о закупке на официальном сайте, при необходимости – на сайте заказчика;
б) разъяснение документации о закупке, внесение изменений в извещение и документацию о закупке (при необходимости);
в) подготовку участниками закупки своих заявок и их подачу;
г) проведение процедуры вскрытия конвертов с заявками или аналогичной по сути процедуры при проведении закупок на ЭТП (если предусмотрено);
д) проведение отборочной стадии;
е) рассмотрение заявок на оценочной стадии;
ж) проведение переторжки (при необходимости);
з) определение победителя закупочной процедуры;
и) заключение с победителем договора по итогам закупочной процедуры.
Подводя итоги, хотелось бы отметить – целями заказчика в области организации закупочной деятельности являются: 1. своевременное и полное удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями надежности, качества и цены, 2. эффективное использование заказчиком денежных средств, 3. расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчика, стимулирование такого участия, 4. развитие добросовестной конкуренции, 5. обеспечение гласности и прозрачности закупочной деятельности заказчика, 6. предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами:
1) информационная открытость закупки. Это означает:
а) неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации относительно размещения информации о закупках;
б) предоставление поставщикам в извещении и документации о закупке необходимой и достаточной информации для участия в закупках;
в) размещение информации о закупках не только в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а, при необходимости, и в других источниках;
г) проведение специальных мероприятий, содействующих информационной открытости системы закупок заказчика;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Это означает:
а) предоставление всем участникам закупок равных возможностей подавать заявки;
б) отсутствие каких-либо ограничений либо предпочтений при участии в закупках, не предусмотренных настоящим положением, извещением и документацией о закупке;
в) разумные основания при формировании требований и предпочтений заказчика;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Это означает принятие при закупках решений (в том числе при формировании требований и предпочтений) с учетом принципа экономической обоснованности затрат, а также цены и качества предлагаемой продукции сообразно тем задачам, для выполнения которых она закупается;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Это означает, что любое требование, невыполнение которого участником закупки влечет отклонение заявки такого участника, должно быть выражено числом, проверяемо наличием/отсутствием определенного документа, либо подлежать поверке иным понятным и однозначно понимаемым способом.