МЕДИАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК АЛЬТЕРНАТИВА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Галимова А.Ш.1, Алтынбаева И.Ф2
1Башкирский государственный университет, К.э.н., доц.
2Башкирский государственный университет, Студент экономического факультета

Аннотация
В статье рассматривается альтернативный механизм урегулирования трудовых споров, его особенности, опыт зарубежных стран в его применении, а также современное положение службы медиации в РФ.

Ключевые слова: служба медиации, трудовой спор, урегулирование конфликтов


MEDIATION OF LABOR RELATIONS AS AN ALTERNATIVE JUDICIAL SYSTEM TO RESOLVE CONFLICTS

Galimovа A.Sh.1, Altynbayeva I.F.2
1Bashkir State University, Ph.D., Assoc.
2Bashkir State University, Economics student

Abstract
This article discusses an alternative mechanism for the settlement of labor disputes, its features, the experience of foreign countries in its application, as well as the current situation of mediation services in the Russian Federation.

Keywords: conflict resolution, labor dispute, mediation service


Библиографическая ссылка на статью:
Галимова А.Ш., Алтынбаева И.Ф Медиация трудовых отношений как альтернатива судебной системе разрешения конфликтов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3712 (дата обращения: 14.03.2024).

В недавнем времени в российском законодательстве была установлена нормативно – правовая база для решения трудовых споров при участии посредника. С 01 января 2011 года в России действует принятый 27 июля 2010 г. Федеральный Закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2]

Одновременно был принят Федеральный Закон № 194 ФЗ от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.[2]

Разрешение конфликтов с участием независимой стороны берет свои истоки еще с древнерусского права, когда практика примирительной процедуры с участием посредника имела широкую распространенность. В своде законов Ивана III (Cудебник) отводилась значимая роль примирительной процедуре с участием третейских судей. Досудебные механизмы разрешения конфликтов также активно действовали в советский период. Функцию посредника выполняли товарищеские суды, действовавшие в трудовых коллективах. Они имели полномочия рассматривать трудовые споры, а также гражданские, административные, дисциплинарные. После волны прокатившейся по всем странам забастовок и общей социальной напряженности в вопросах оплаты, условий труда, противостояний профсоюзов и работодателей возникла необходимость урегулирования конфликтов в области труда и создание новых институтов медиации. На примере западных стран, активно применяющих изложенные выше способы разрешения конфликтов, мы можем отметить положительные результаты в ходе урегулирования разногласий, в частности между работниками и работодателями.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России. Данные новшества позволили работникам и работодателям разрешать трудовые споры с качественно новым механизмом – механизмом медиации или урегулирование конфликтов с помощью компетентного посредника. Данная служба
позволяет существенно снизить нагрузку на судебную систему, повысить качество принимаемых решений и снизить конфликтность в целом. Основной задачей данной службы является не вынесение обязательных для исполнения решений, а организовывает примирительные процедуры, в ходе которых разрешается трудовой спор. Служба организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, оказывает консультационные услуги, оказывает методическую помощь на всех этапах разрешения конфликтов, организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур, рекомендовать посредника для участия в примирительной процедуре, осуществляет контроль за организацией и проведением забастовок. Работники Службы имеют право беспрепятственно посещать организации, предъявляя удостоверение установленного образца. [2]

Основополагающей целью применения механизма медиации в РФ является снижение нагрузки на судебную систему. Председатель Высшего Арбитражного суда РФ А.А. Иванов [10] утверждает о превышенной норме нагрузки на судей, вследствие которой прежде всего страдает качество правосудия, что влечет за собой рост недоверия к судебной системе в целом. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев[9] в ежегодном Послании Федеральному Собранию отметил: «Число судей на душу населения у нас примерно то же, что и в большинстве европейских стран. Но напомню, что дел российские судьи рассматривают в десятки раз больше, прежде всего потому, что около 80 процентов споров в этих странах разрешаются с помощью примирительных процедур, как это, кстати, было и в дореволюционной России». В России и по сей момент доминирует форма защиты права в государственных судах, в отличие от большинства европейских стран, где 80% споров разрешаются с помощью примирительных процедур. Согласно статистике, в США 95% [5,23] дел завершается примирением – благодаря альтернативным формам разрешения споров. Данный факт наглядно демонстрирует эффективность использования альтернативы судебной системы разрешения споров – системы досудебного урегулирования конфликтов. Опыт США активно внедрил в свою систему Ресурсный центр медиации Пермского края. Пермский центр медиации планирует развивать медиацию в сфере бизнеса, т.е. помогать разрешать предпринимательские и трудовые споры с участием медиатора. В результате опроса 27 пермских предприятий на вопрос: обратились бы Вы, как работодатель, к помощи посредника (медиатора) при разрешении индивидуального конфликта (разногласий) с работником, ответы были следующими: 3- да, 13- нет, 5- попробовать можно, 2- затрудняюсь ответить, а 4- вообще ничего не знают о такой процедуре. Таким образом, примерно 50% опрошенных не стали бы обращаться к процедуре медиации для разрешения трудовых конфликтов, а около 20% респондентов попробовали бы применить эту процедуру. Причем только около 10 % всех опрошенных работодателей готовы обратиться к посреднику (медиатору). [14] Опрос также показал, что примерно 15% работодателей вообще ничего не знают о возможностях разрешения спора с помощью медиатора. В опросе принимали участие как предприятия малого бизнеса (до 15-ти человек работников), так и предприятия с количеством работников более 50-ти человек.

Медиация имеет несомненные преимущества по сравнению с судебным процессом, которые заключаются в изначально положительном настрое сторон конфликта, так как судебный процесс возникает в результате подаче иска одной из сторон, а обращение в службу медиации происходит по инициативе обеих сторон. Проведение процедуры медиации длится в срок не более 180 дней, в то время как судебные тяжбы могут длиться годами.

Очень часто предприятия стараются не разглашать подробности ведения хозяйственной деятельности, что служит еще одним повод для обращения в службу медиации, которая оставляет право конфиденциальности. В отличии от той же судебной системы, процесс которой является публичным. Медиация также подразумевает более индивидуализированный подход к участникам конфликта, что является неоспоримым преимуществом в искусстве разрешения конфликтов.

К сожалению, невзирая на очевидные преимущества Службы по урегулированию коллективных трудовых споров активного отклика она не получила. По данным 2012 года примирительные процедуры с участием медиаторов использовались в арбитражных судах в рамках рассмотрения всего 11 дел. [4,13] Наименее востребованной оказалась данная процедура при разрешении споров в трудовых и связанных с ними отношениях: в проведенном Верховным Судом Российской Федерации обобщении практики применения Федерального закона № 193-ФЗ, примеров разрешения трудовых споров не значится.

Причиной непопулярности службы медиации может послужить то, что на практике услуги медиаторов осуществляются на платной основе. Расходы на данные услуги как правило делятся в равных долях между непосредственно самим работником и работодателем. Так как работник традиционно является более незащищенной стороной трудовых отношений, то возникает диспропорция. Работодателю, несомненно, проще выделить средства на данную процедуру, однако оплачивать процедуру в полном размере он навряд ли согласится. Учитывая тот факт, что в случае подачи иска в суд работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов, судебная процедура разрешения спора является для работников более привлекательной. Решением данной проблемы является частичное, а возможно и полное государственное финансирование службы медиации. В пример можно взять Нидерланды, где частичное финансирование на себя взяло Министерство Юстиции. [6,56] Возможен вариант финансирования государством первых часов работы медиаторов, как бесплатное ознакомление и демонстрирование преимуществ данной службы.

На практике найдено не менее достойное решение. Пленум ВАС РФ утвердил Проект Федерального закона № 121844-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» [8,23], который вносит изменения в основном в АПК РФ. Данный проект фактически утверждает судебную медиацию, то есть в примирительных процедурах принимают участие сотрудники аппарата суда, не задействованные в рассмотрении дела, имеющие высшее образование, а также судьи в отставке. Также для стимулирования применения процедуры примирения может являться опыт Великобритании, который получил название «реформа Вульфа». [9,10] В результате данной реформы суды фактически стали назначать процедуру медиации, если усматривали возможность её применения при разрешении конкретного спора. Теперь сторона, отказавшаяся от проведения медиации, должна предоставить суду объяснения (например, доказать, что такая процедура была проведена ранее или что другая сторона отказалась от её проведения). Если суд сочтет причины отказа неуважительными, он возлагает на уклоняющуюся сторону все судебные расходы независимо от исхода спора.

Статистика такова, что в США до 95% споров разрешается, не доходя до суда, в Англии – до 87%, в Словении – 35%. В России, к сожалению, не более 5–6%.Согласно статистике Верховного суда за 2012 год 259 дел было рассмотрено в службе медиации по всей России, из которых 70 – трудовых споров. Начальник отдела судебной статистики Верховного суда Ирина Андрюшечкина подчеркивает, что эти данные предварительные, тем не менее доля судебных дел, выигранных работниками в 2012 г., составила 49,6% (8270 из 16 658 рассмотренных)[13] Согласно данным Судебного департамента при Верховном суде России, по степени загруженности судей кассационной инстанции Верховный суд Башкортостана занимает первое место в стране, а по нагрузке на районные и городские суды – четвертое.

Cудя по количеству поступающих исков, правовая грамотность населения растет неудержимыми темпами. Люди стали чаще решать споры цивилизованными методами, то есть через суд, вследствие чего и возникает перегруженность судов. Хотя при этом медиация – новый институт, предусматривающий примирение сторон в досудебном порядке, пока приживается слабо.[14,13]
31 января 2013 года состоялся круглый стол «Перспективы развития медиации в Республике Башкортостан»,  в ходе которой было принято решение о создании Некоммерческого партнерства «Гильдия медиаторов Республики Башкортостан». Все участники круглого стола (96 человек) единодушно поддержали эту инициативу.

Российское законодательство активно и своевременно реагирует на сигналы общества о потребности возникновения данной службы. На данный момент Россия находится на начальном этапе развития альтернативных путей разрешения конфликтов, а в частности трудовых споров, и хотелось бы надеяться, что в течение 10–15 лет медиация станет общепринятой, понятной и привычной процедурой. Это будет один из механизмов, который станут применять наиболее умные, творческие специалисты, стремящиеся повышать свой профессиональный уровень, помогая обратившимся к ним клиентам найти оптимальные решения. Ведь не каждая сторона готова самостоятельно, с полной ответственностью принять решение, урегулировать спор, это удел интеллектуальных, смелых людей. [12,36]


Библиографический список
  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. СПС Консультант Плюс
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. СПС Консультант Плюс.
  3. Постановление Правительства РФ от 21.03.98 N 332 “О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам Министерства труда и социального развития Российской Федерации” – СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1579.
  4. РЕГЛАМЕНТ процедуры медиации в Совместном Медиационном Совете Международного Торгово-Промышленного Союза (Великобритания) и Американского Международного Коммерческого Арбитражного Суда (США)
  5. Абрамсон Г.И. Сопровождение сторон в процедуре медиации/ МЦУПК,2013 – 423 стр
  6. Анисимов Л. А. Медиация при урегулировании трудовых споров: в процессе становления. «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, № 9. СПС Консультант Плюс.
  7. Закон.ру. Пленум ВАС одобрил законопроект о судебной медиации. Режим доступа:http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/3553.
  8. Макарова А.О., Галимова А.Ш. . АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В РОССИИ Молодой ученый. 2013. № 1. С. 159-161.
  9. Матненко М. Международно-отечественный опыт медиации и третейского разбирательства в трудовых отношениях. «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, № 8. СПС Консультант Плюс
  10. Послание президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию. Режим доступа:http://www.rg.ru/2011/12/22/stenogramma.html.
  11. Тихонова Е.В., Старостин М.Е., Лазарева О.В Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2011.
  12. Иванов А.А. ”Итоги работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 2009 год и стратегия развития арбитражной системы Российской Федерации”Интернет – конференция. ИПП Гарант
  13. Шамликашвили Ц.А. «Азбука медиации» М., 2011 – 35с.
  14. М. Малыхин «Работники проигрывают» Vedomosti.ru
  15. С. Илькова «О медиации в трудовых спорах» Mediators.ru


Все статьи автора «Алтынбаева Ирина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: