Решение задачи выхода России в мировые лидеры, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным, требует поиска источников роста экономики. Один из них – межрегиональная интеграция на основе стимулирования развития и укрепления экономического взаимодействия субъектов федерации. Межрегиональное экономическое взаимодействие обеспечивает потребительский рынок товарами, не производимыми на территории региона, а местных производителей – устойчивыми поставками сырья и комплектующих материалов; способствует стимулированию внутреннего рынка товаров и увеличению внутреннего спроса на продукцию, диверсификации экономики, устранению территориальных барьеров для перемещения производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.
Вместе с тем в процессе реформирования российской экономики существовавшие межрегиональные связи внутри страны, а также между участниками СНГ были разрушены практически полностью. Значительное снижение экономической активности, сворачивание производств, разрушение кооперационных связей привели в середине 1990-х годов к глубокому падению экономики регионов и страны в целом, следствием которого стало резкое ухудшение благосостояния населения. Ошибочность проводимой политики, необходимость усиления регулирующей роли государства, в том числе в развитии межрегионального взаимодействия, признается большинством ученых-экономистов и политиков.
В этой связи актуальной задачей является разработка методов активизации межрегионального экономического взаимодействия как одного из факторов экономического роста региона.
Решение данной задачи обуславливает необходимость оценки перспектив развития межрегиональных торгово-экономических связей с позиции конкретных товаров и регионов-потребителей. Для этого целесообразнее использовать построенные на базе методологии портфельного анализа матрицы перспектив развития межрегионального торгово-экономического сотрудничества по конкретному товару (рис. 1) [2].
Рисунок 1. Общий вид матрицы перспектив развития межрегионального торгово-экономического сотрудничества [2]
В качестве параметров матрицы выбираются следующие показатели:
– коэффициент парной корреляции темпов вывоза исследуемого товара из базового региона и ввоза в рассматриваемый регион (ось абсцисс);
– темп роста потребления (ввоза из базового региона) исследуемого товара в рассматриваемом регионе (ось ординат);
– доля объема ввоза исследуемого товара в рассматриваемый регион в общем объеме вывоза исследуемого товара из базового региона (диаметр круга).
Оптимальным является такое распределение регионов-потребителей по квадрантам матрицы, при котором большая их часть приходится на первый квадрант, меньшая – на второй и четвертый. Характеристика регионов в квадрантах матрицы представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика регионов в квадрантах матрицы
Квадрант |
Характеристика |
I – оптимальный | Рост потребления продукции базового региона, совпадение циклов спроса и предложения исследуемого товара |
II – перспективный | Рост потребления продукции базового региона, слабое совпадение циклов ввоза исследуемого товара в рассматриваемый регион и вывоза из базового региона |
III – депрессивный | Сокращение потребления продукции базового региона, слабое совпадение циклов спроса и предложения с регионом-производителем |
IV – проблемный | Высокий уровень совпадения циклов колебания спроса и предложения исследуемого товара на региональном рынке, снижение потребления продукции базового региона |
К примеру, для проката черных металлов матрица приведена на рисунке 2. Географическая структура поставок данного товара из числа рассматриваемых наиболее диверсифицирована. Прокат реализуется более чем в 60 регионов страны.
Рисунок 2. Матрица перспектив развития межрегионального торгово-экономического сотрудничества Вологодской области по товару «прокат черных металлов» (по данным за 2005-2011 гг.)
Оптимальными с точки зрения развития торгово-экономических связей являются Московская и Самарская области, г. Санкт-Петербург. На их рынки направляется около трети проката, вывозимого Вологодской областью в другие российские регионы, поставки растут устойчивыми темпами.
Перспективными являются большая группа регионов Приволжского (Пермский край, Республика Татарстан, Ульяновская и Саратовская области) и Центрального (Костромская, Калужская и Белгородская области) федеральных округов. Задача органов власти региона – укрепление долгосрочных торговых связей с данными регионами.
Примечательно, что по данному товару экономические связи ни с одним регионом нельзя охарактеризовать как депрессивные. Между тем, с тремя довольно крупными потребителя проката с развитой базой машиностроения оказались проблемные связи – с г. Москвой, Нижегородской и Ленинградской областями. В отношении данных регионов необходимы комплексные меры по стимулированию роста потребления.
Проведенное распределение регионов по квадрантам матрицы позволяет определить направления развития торгово-экономического сотрудничества в разрезе других ключевых поставляемых товаров (табл. 2).
Таблица 2. Распределение регионов-потребителей товаров Вологодской области по квадрантам матрицы и направления развития
Кв. |
Вид продукции |
Регионы |
Направление развития |
Оптимальный |
Прокат черных металлов | Московская и Самарская обл., Санкт-Петербург | Максимальное укрепление существующего сотрудничества, дальнейшее наращивание и качественное совершенствование кооперационных связей |
Стальные трубы | Санкт-Петербург, Московская, Ульяновская и Саратовская обл. | ||
Минеральные удобрения | Курская, Московская и Орловская обл., Краснодарский край | ||
Деловая древесина | Архангельская, Ленинградская и Новгородская обл. | ||
Пиломатериалы | Московская, Архангельская и Ленинградская обл. | ||
Мясо | Санкт-Петербург | ||
Молоко | – | ||
Перспективный |
Прокат черных металлов | Белгородская, Калужская, Костромская, Новгородская, Ульяновская и Саратовская обл., Республика Татарстан, Пермский край | Наращивание торговых отношений, усиление кооперационной составляющей в торгово-экономических отношениях |
Стальные трубы | Самарская обл. | ||
Минеральные удобрения | Тамбовская, Калининградская и Мурманская обл. | ||
Деловая древесина | Московская область | ||
Пиломатериалы | – | ||
Мясо | Костромская и Московская области | ||
Молоко | Республика Коми | ||
Депрессивный |
Прокат черных металлов | – | Качественный пересмотр институциональной базы промышленной кооперации либо отказ от активной реализации схем сотрудничества |
Стальные трубы | Ярославская, Ростовская и Нижегородская обл. | ||
Минеральные удобрения | Ставропольский край, Республика Мордовия | ||
Деловая древесина | Костромская и Нижегородская обл. | ||
Пиломатериалы | Ярославская и Ростовская обл., Москва | ||
Мясо | Москва, Архангельская обл. | ||
Молоко | Санкт-Петербург | ||
Проблемный |
Прокат черных металлов | Москва, Ленинградская и Нижегородская обл. | Долгосрочное стимулирование спроса в сопряженных отраслях, совместные межрегиональные меры по развитию рынков, совместное межрегиональное производство модифицированной продукции в большей степени удовлетворяющей потребности рынка |
Стальные трубы | Москва | ||
Минеральные удобрения | Белгородская, Липецкая, Ростовская и Нижегородская обл., Республика Татарстан | ||
Деловая древесина | Республика Карелия | ||
Пиломатериалы | Новгородская обл. | ||
Мясо | Ярославская и Ленинградская обл., Республика Коми | ||
Молоко | Ивановская, Костромская, Московская, Ярославская и Архангельская обл., Москва |
Рассмотренные модели позволяют сформировать цели развития межрегиональных связей региона и задачи для их достижения.
Целями развития межрегиональных отношений Вологодской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются:
– совершенствование отраслевой и внутриотраслевой структуры межрегиональных отношений;
– использование устойчивых товаропотоков для привлечения финансовых ресурсов из регионов-контрагентов;
– совершенствование территориально-географической структуры межрегиональных отношений.
Достижение поставленных целей потребует решения следующих блоков первоочередных задач (табл. 3).
Таблица 3. Задачи развития межрегиональных связей Вологодской области
№ |
Блок |
Мероприятия |
1 | В сфере совершенствования межрегионального вывоза | Расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Вологодской области |
Создание предпосылок для повышения конкурентоспособности и глубины переработки продукции, производимой предприятиями региона (особенно продукции лесопромышленного комплекса) | ||
Реализация товаров, имеющих значительные технико-экономические преимущества, переход к ресурсно-технологической и технологической модели развития межрегиональных отношений | ||
Стимулирование вывоза продовольственных товаров области | ||
Создание предпосылок для взаимодействия финансовых ресурсов области с капиталом других регионов с целью укрепления позиций предприятий региона на национальном рынке [6] | ||
2 | В сфере рационализации межрегионального ввоза | Насыщение регионального рынка продуктами, не производимыми на территории области, либо производимыми в недостаточном количестве (сырье для развития черной металлургии и химического производства, отдельные категории продовольственных и непродовольственных товаров) |
Обеспечение области товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения, производство которых необходимо поддерживать при любых условиях) | ||
Обогащение предложения на региональном рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей | ||
Защита регионального рынка от возможных негативных воздействий национальной и зарубежной конъюнктуры (циклов производства, общих структурных сдвигов и т.п.) [6] | ||
Обеспечение гарантированного снабжения области необходимыми товарами, ввозимыми из других регионов России | ||
Расширение масштабов регионального накопления и проведение опережающей (по сравнению с другими регионами) реконструкции и модернизации производственной базы хозяйственного комплекса области [6] | ||
Создание предпосылок для привнесения передовых технологий и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему области | ||
3 | В сфере совершенствования географической структуры межрегиональных связей | Углубление межрегиональных связей с территориями Северо-Запада |
Расширение рынков сбыта продукции, производимой предприятиями области (прежде всего деловой древесины, пиломатериалов, молока и стальных труб) | ||
Восстановление устойчивого торгово-экономического сотрудничества с г. Москвой (по поставкам пиломатериалов, проката черных металлов, стальных труб и молочной продукции) | ||
Диверсификация региональных рынков для стабилизации вывоза продукции предприятий области (в первую очередь для таких товаров как деловая древесина, пиломатериалы, мясо) |
Для реализации данных задач можно рекомендовать следующие мероприятия:
– формирование и реализация двусторонних программ развития межрегиональных экономических отношений;
– участие в работе и развитии автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа»;
– создание кооперативных взаимоотношений между участниками одного производственного процесса;
– поддержка выставочного и ярмарочного бизнеса, содействие привлечению предприятий к участию в российских и международных выставках;
– создание информационно-организационной системы межрегиональных связей области с размещением ее в сети интернет.
В целом, выполнение вышеперечисленных задач, реализация предложенных и ряда других мероприятий позволит активировать межрегиональное экономическое сотрудничество, сделать его важным фактором роста экономики региона.
Библиографический список
- Белоусова, А.В. Межрегиональные взаимодействия: влияние на экономику региона / А.В. Белоусова // Пространственная экономика. – 2012. – № 4. – С. 127-137.
- Булатов, А.Н. Стратегическая матрица перспектив промышленно-торговой межрегиональной кооперации / А.Н. Булатов // Российский экономический интернет-журнал. – 2010. – № 4. – С. 133-145.
- Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 495 с.
- Лукин, Е.В. Межрегиональные связи: состояние и проблемы развития (на примере Вологодской области) / Е.В. Лукин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 6 (24). – С. 205-217.
- Межрегиональный товарообмен Вологодской области: стат. сборник. – Вологда: Вологдастат, 2012. – 124 с.
- Москвина, О.С. Межрегиональные связи Вологодской области / О.С. Москвина, С.А. Селякова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2004. – № 24. – С. 18-26.
- Смирнова, Т.Г. Роль экономического взаимодействия территорий в развитии промышленности / Т.Г. Смирнова, Е.В. Лукин // Проблемы развития территории. – 2011. – № 2 (54). – С. 14-24.
- Ускова, Т.В. Межрегиональное взаимодействие как фактор роста экономики: препринт / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – 76 с.
- Шнипер, Р.И. Региональные проблемы рынковедения / Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов. – Новосибирск: Наука, 1993. – 433 с.