Муниципальный бюджет представляет собой форму образования и расходования финансовых средств решения определенных задач, которые относятся к ведению местных органов власти. Экономическая сущность бюджета проявляется через его функции, то есть распределительную, перераспределительную, воспроизводственную контрольную и регулирующую. Принципы муниципального бюджета определены в Бюджетном Кодексе РФ, к ним относят: самостоятельность, государственная финансовая поддержка, достоверность, гласность, эффективности использования бюджетных средств и т.д. [4]
Доходами муниципального бюджета являются финансовые средства, которые поступают в бюджет на безвозмездной основе и находятся в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы муниципального бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий, субвенций. К местным налогам относят земельный налог и налог на имущество физических лиц. В местных бюджет включаются доли федеральных налогов. Неналоговые доходы представлены в виде доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг, штрафы, санкции и т.д. К безвозмездным поступлениям относят дотации, субсидии, субвенции, которые предоставляют бюджеты других уровней бюджетной системы.[1]
Расходами местных бюджетов определяют финансовые средства, которые направлены на решение задач местного значения и функционирование органов местной власти. К расходам местного уровня относят: расходы на содержание органов местного самоуправления, расходы на поддержание таких сфер как образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство обслуживание и погашение муниципального долга.[1]
Бюджетный процесс в городе Сочи регламентирован законодательством РФ, а также он состоит из 4 этапов – составления бюджетного проекта, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, исполнения бюджета, а также отчета об исполнении бюджета. В бюджетном процессе участвует Городское Собрание города Сочи, Глава города Сочи, финансовое управление и комитет экономики и прогнозирования.[2]
Таким образом, в ходе анализа доходной части бюджета города Сочи за период с 2010 по 2012 гг. было выявлено следующее, что за 3 года в бюджет города Сочи поступают доходы от налоговых и неналоговых доходов, а также от безвозмездных поступлений. Объем налоговых доходов с каждым годом возрастает от налогов на прибыль, налогов на совокупный доход, налогов на имущество и государственной пошлины. Неналоговые доходы также имеют положительную динамику на протяжении 2010-2012 гг. Что же касается безвозмездных поступлений в бюджет города Сочи, то они возросли в 2012 в 2 раза, по сравнению с предыдущим периодом, что свидетельствует о том, что муниципальное управление города Сочи не может решить задачи самостоятельно.
Расходная часть бюджета города Сочи представляет основные статьи расходов: общегосударственные вопросы – объем расходов возрастает на протяжении 3х лет, национальная оборона - объем расходов остается неизменным, национальная безопасность и правоохранительная деятельность – расходы увеличиваются. Самый большой объем расходов выделяется на жилищно-коммунальное хозяйство приблизительно 50% от общего объема расходов. Расходы на национальную экономику также возрастают. Расходы на образование занимают значительное место в расходной части бюджета около 20% от общей суммы. Прочие расходы включают расходы на социальную политику, здравоохранение, физическую культуру и спорт, средства массовой информации. А также выделяют статью расходов на обслуживание государственного и муниципального долга, который возникает в расходной части бюджета с 2011 года.
Таким образом, исполнение бюджета является одним из этапов бюджетного процесса в городе Сочи, а также основным этапом. Если рассматривать исполнение бюджета за 2011-2012 годы, то можно видеть, что бюджет не исполняется на 100%, в результате этого возникают противоречия, которые отражаются на социально-экономическом развитии города-курорта Сочи. Одной из начальных проблем бюджета является то, что в процессе бюджетного проектирования не определяется в соответствии с основной специализацией города. К противоречиям относится низкая собираемость налогов, и как следствие возникновение муниципального долга. В итоге муниципальные органы власти самостоятельно не могут обслуживать муниципальный долг и вынуждены прибегать к заемные средствам или привлечению средств из бюджетов других уровней.
Основными проблемами, которые возникают в процессе исполнения бюджета являются: приоритетные направления бюджетного проектирования не определяются в соответствии с основной специализацией города, сбалансированность бюджета, сезонность доходной части бюджета, возникновение муниципального долга, обслуживание муниципального долга, заемные средства, связанные с обслуживанием муниципального долга. Решение данных проблем возможно в процессе исполнению бюджета путем повышения эффективности муниципального управления города-курорта Сочи в социально-экономическом развитии.
Целевые городские программы направлены на социально-экономическое развития города-курорта Сочи, а также на поддержание нуждающихся областей жизни населения города. Городские целевые программы развития города финансируются из муниципального бюджета. По итогам 2012 года можно судить о том, что целевые программы достаточно эффективны, поскольку выделенные средства улучшили положения тех областей, в которые были направлены. В городе Сочи на данный момент реализуется около 20 целевых городских программ.[11]
По социально-экономическим показателям город-курорт, Сочи занимает ведущее место по сравнению с Анапой и Геленджиком, несмотря на одинаковые природно-климатические условия, а также то, что все эти города расположены в одном субъекте РФ – Краснодарском крае. По социальным показателям, таким как, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата город Сочи занимает первое место в сравнении с Анапой и Геленджиком. По экономическим показателям, таким как развитие санаторно-курортного и туристического комплекса, по исполнению бюджета также занимает ведущее место. По реализации городских целевых программ город-курорт Сочи занимает также лидирующие позиции, это связано в первую очередь с муниципальным управлением. Следовательно, можно сделать вывод о том, что муниципальное управление в городе-курорте Сочи является эффективным и создает оптимальные условия для социально-экономического развития города и создания благоприятных условий для жизни населения города.[12, 13]
На основе выводов в данной работы предложены следующие решения.
Усовершенствование бюджетного процесса в городе-курорте Сочи администрации:
- эффективное составление проекта бюджета, путем пересмотра расходных обязательств, в сторону уменьшения, а также сокращение расходов на аппарат мэрии;
- утверждение сбалансированного бюджета, за счет снижения планируемых поступлений по доходам, не завышая показатели;
- четкое определение прав и обязанностей каждого участника бюджетного процесса;
- устранение многоступенчатости, дублирования функций в процессе исполнения бюджета, путем радикального сокращения численности муниципальных учреждений, которые дублируют функции структурных подразделений городской администрации, однако с учетом анализа их деятельности.
Совершенствование исполнения бюджета:
- совершенствование налоговой системы, путем контроля на местах насколько полно и своевременно дается информация жителям районов города о сроках и порядке уплаты налогов, а также создание комфортных условий для выплаты платежей;
- решение проблем, связанных с возникновением муниципального долга, путем внесения изменений в проект бюджета на этапе исполнения;
- привлечение инвесторов для реализации городских целевых программ.
Решение существующих проблем требует комплексного подхода. Выполнение только одного пункта не принесет желаемого эффекта.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1988 №146 с изменениями и дополнениями от 04.03.2013. Собрание законодательства РФ Консультант плюс.
- Положение о бюджетном процессе в городе Сочи от 25 декабря 2001 №207.
- Решение о бюджете города Сочи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов от 01 января 2013.
- Алехин Э.В. – Государственные и муниципальные финансы. Учебник. ПЕНЗА, 2010. – 250 с.
- Балабанова А.О. Роль сельского туризма в развитии региона. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 (23). С. 2.
- Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма//Сельское, лесное и водное хозяйство. -Декабрь 2013. -№ 12
- Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь 2014. – № 1
- Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае // Политика, государство и право. – Январь 2014. – № 1
- Нуриахметова А.Ф. Важность качества обслуживания в курортных городах. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 2. с. 2.
- Нуриахметова А.Ф. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 6. с. 11.
- Электронный ресурс – http://www.sochiadm.ru/ – Официальный интернет-портал муниципального образования города-курорта Сочи.
- Электронный ресурс – http://www.anapa-official.ru – Официальный сайт муниципального образования город-курорт Анапа.
- Электронный ресурс – http://www.gelendzhik.org/ - Официальный сайт муниципального образования город-курорт Геленджик.
- Rastegayeva T.E. Congress bureau as the way of congress tourism income optimization in Sochi resort//European researcher. 2011. № 1. Р. 80-82