УДК 330.322:339.13.027

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА.

Прохоров Андрей Юрьевич
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности привлечения инвестиций в экономику регион. Процесс привлечения капитала всегда связан с риском рыночным и административным, что обуславливает поиск методов снижения уровня риска и формирования благоприятного инвестиционного климата в целях развития экономической системы в целом.

Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиционная деятельность, инвестиционные риски, капитал, методы стимулирования


FEATURES OF THE ATTRACTING INVESTMENT TO THE REGION ECONOMY.

Prokhorov Andrey Yurevich
Chuvash State University

Abstract
In this paper we consider the features of the attracting investment to the region economy. The process of attraction capital is always associated with the risk of market and administrative, which causes search of methods to reduce the level of risk and formation of favorable investment climate for development of economic system on the whole.

Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Особенности привлечения инвестиций в экономику региона. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627 (дата обращения: 20.02.2018).

Вопрос развития экономики региона всегда связан с привлечением капитала, безусловно данный вопрос находит несколько вариантов решения в виде привлечения средств инвесторов, получения субсидий, субвенций, дотаций или целевого финансирования из государственного бюджета, но степень самостоятельности региональной экономики характеризуется именно наличием и объемом инвестиционных потоков, а вопрос привлечения инвесторов, безусловно, является актуальным. В условиях стабильности экономической системы и перспективности проекта, как с позиций короткого срока окупаемости, так и высокой финансовой отдачи сложность поиска потенциального инвестора сведена к минимуму. В реальных условиях далеко не все проекты могут отвечать данным характеристикам, соответственно задача поиска потенциально инвестора усложняется, т.к. любой инвестор в процессе финансирования проекта сталкивается с рядом рисков. Разумеется, существуют методы снижения финансовых потерь в виде отказа от рискового проекта, что отнюдь не способствует его осуществлению, и передачи риска, например путем страхования, но в этом случае уменьшаются альтернативные выгоды от проекта. Существует, конечно, вариант диверсификации, т.е. снижение риска за счет подбора инвестиционных проектов методом комбинирования, когда достигается определенная взаимозависимость динамики доходов и приемлемый уровень риска, но и этот вариант предполагает либо поиск большего числа инвесторов, либо сокращение финансовых средств на реализацию проекта. На основании вышеизложенного, становится вполне очевидной необходимость в создании или подборе действенных методов стимулирования инвесторов.

Собственно говоря, при разработке методов стимулирования необходимо учесть, что по источникам возникновения инвестиционные риски можно разделить на риски связанные с уровнем развития экономической системы (например: уровень концентрации предприятий в рыночном сегменте, конкуренция в отрасли и прочие, т.е. факторы, имеющие рыночный характер и на которые инвестор может оказать влияние посредством размера финансирования, компетенции команды осуществляющей коммерциализацию проекта) и риски, где влияние инвестора отсутствует (например: цикличность развития экономических систем в целом, налоговое законодательство, величина платежеспособного спроса и т.п.). Соответственно и воздействие на конкретную группу инвестиционных рисков с целью создания стимулов для инвестиционной деятельности должно быть дифференцированным.

Говоря о рисках связанные с уровнем развития экономической системы, необходимо определить какие механизмы регулирования доминируют – рыночные или административные, соответственно, рыночные механизмы предполагают развитую конкуренцию и тенденцию к самоорганизации, что не предполагает создание  льготных условий для инвесторов, базируясь на использовании административного ресурса, но в тоже время позволяет более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и тщательно прорабатывать проекты коммерциализации, т.е. рыночная экономика предполагает преимущественно финансовые методы стимулирования. Несмотря на имеющиеся возможности для инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики потенциальный инвестор сталкивается с такими видами риска как:

1. Операционный инвестиционный риск, связанный с вероятностью финансовых потерь ввиду технических сбоев и ошибок при реализации проекта, аварийных ситуаций, а также наличия человеческого фактора.

2. Функциональный инвестиционный риск, определяется вероятностью финансовых потерь ввиду ошибок, допущенных в процессе формирования и управления инвестиционным портфелем.

3. Альтернативный инвестиционный риск, связан с вероятностью неоптимального выбора объекта инвестирования по отношению к другим возможным вариантам инвестирования, а также вероятностью сокращения финансовых выгод в результате неосуществления каких-либо действий по коммерциализации проекта.

4. Инновационный риск – риск инвестиционных потерь, связанных с тем, что инновация, на разработку которой могут быть затрачены значительные финансовые средства, не окупится или не будет реализована в целом.

Приведенная классификация не является исчерпывающей в силу дифференцированности экономико-отраслевых условий для реализаций конкретного проекта, но отражает риск инвестиционных вложений в условиях рыночной экономики, также необходимо иметь ввиду, что инвестиционные риски могут коррелировать между собой, соответственно задача привлечения инвестиционных ресурсов потребует не просто сокращения какого-либо риска, а нахождение оптимума для сбалансированности системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что успех коммерциализации проекта в условиях рыночной экономики будет определяться не только возможными финансовыми стимулами, но и во многом корректным технико-экономическим обоснованием и прогнозированием проекта с принятием упреждающих мер корректировки.

Необходимо отметить, что наибольшие опасения у потенциального инвестора вызывается не уровень концентрации в рыночном сегменте или уровень конкуренции, свойственные для рыночной экономики, а особенности переходной экономики, такие как: асимметричность информации, неразвитость банковского сектора, нестабильность политического курса, колебания и нестабильность экономической системы, вот здесь как раз и проявляется вся необходимость в административном регулировании, в создании внерыночных стимулов и прочих льгот для инвестируемого капитала, соответственно создание методов преодоления вышеизложенных групп инвестиционных рисков наиболее сложно для промышленно неразвитых регионов и регионов с переходной экономикой.

Государственное вмешательство в рыночные процессы характеризуется предоставлением льготных условий за счет административного ресурса, для снижения группы инвестиционных рисков на которые инвестор повлиять не может. Собственно говоря, государственное вмешательство может быть представлено не только налогово-правовым регулированием, но и прямым воздействием на административные барьеры и давлением на рынок, но данные формы идут вразрез с политикой формирования и становления рыночной экономики, соответственно наибольший интерес представляет не прямое воздействие, а создание условий для привлечения инвестиционного капитала.

Политика стимулирования инвесторов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в основном направлена на использование фискальных и налоговых методов стимулирования. Цель таких методов заключается в экономической реструктуризации и экономическом росте за счет притока внешних и внутренних ресурсов. К таким методам можно отнести:

1. Налоговые каникулы – весьма привлекательный вариант для инвестора, но сокращает поступление налоговых поступлений в бюджет;

2. Инвестиционные субсидии являются разновидностью налоговых кредитов, но вопрос их предоставления является неоднозначным в силу риска для бюджета в виде отрицательной бюджетной эффективности, в случае неэффективности предприятия которому подобные субсидии были предоставлены;

3. Инвестиционные скидки используются для привлечения капитала в отрасль в той или иной желательной форме, и имеет форму снижения налогообложения прибыли, разумеется, и данный метод влечет сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, но по сравнению с двумя вышеизложенными методами альтернативные финансовые потери будут ниже.

4. Ускоренная амортизация. По сравнению с обычной амортизацией при ускоренной амортизации большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Таким образом, преимуществом использования данного метода для государства является: отсутствие жесткой привязанности метода к размеру налоговых поступлений (как у вышеизложенных) и реструктуризация производства за счет мотивации к обновлению основных фондов.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что риски, с которыми сталкивается потенциальный инвестор весьма дифференцированы и преодолеть их с помощью только рыночных или только административных рычагов воздействия не представляется возможным. Разумеется, рыночный путь становления экономики является приоритетным, но отсутствие регулирования со стороны государства затрудняет вопрос формирования благоприятного инвестиционного климата. По нашему мнению, создание географических зон с особым юридическим и экономическим статусом, является одним из оптимальных сочетаний финансовых и административных стимулов в целях привлечения потенциальных инвесторов, в том числе и зарубежных, что, несомненно, будет способствовать развитию и модернизации экономической системы, а также концентрации капитала.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Прохоров А.Ю. Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 5 (16). – c. 3-8.
  2. Прохоров А.Ю. Стратегия привлечения инвестиций в регион // Российское предпринимательство. – 2012. – №19 (217). – с. 131-134
  3. http://www.addere.ru/rm23.htm
  4. http://sunrisefinances.ru/articles-66.html
  5. http://sunrisefinances.ru/articles-64.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Андрей Прохоров»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: