УДК 336.436.17

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Петрова Ирина Александровна
Южно-Уральский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается особенности и эффективность осуществления диверсификации в развитие агропромышленного комплекса Челябинской области.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс., диверсификация, Челябинская область


DIVERSIFICATION IN AGRICULTURE CHELYABINSK REGION

Petrova Irina Alexandrovna
South Ural State University

Abstract
This article discusses the features and effectiveness of the diversification of agriculture development in the Chelyabinsk region.

Keywords: agriculture, Chelyabinsk region, diversification


Библиографическая ссылка на статью:
Петрова И.А. Диверсификация в агропромышленном комплексе Челябинской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3604 (дата обращения: 28.09.2017).

В настоящее время агропромышленный комплекс (АПК) – это крупнейший межотраслевой комплекс, соединяющий в себе более 10 сфер экономики, нацеленный на переработку и получение сельскохозяйственного сырья. АПК касается интересов почти всего населения Российской Федерации, а непосредственно затрагивает 38,5 млн. человек, жителей сельских местностей, снабжающих деятельность более 17 миллионов различных сельскохозяйственных объединений, организаций, предприятий, фермерских (крестьянских) и подсобных хозяйств личного пользования в 154 тысячах сельских населенных пунктах.

Доля сельского хозяйства в структуре ВВП с каждым годом неуклонно снижается. В настоящее время она составляет не более 5%.

На данный момент современное состояние АПК – это неспешное возрождение после неудач в данной отрасли в 90-х гг. Потенциал для роста используется недостаточно, хотя возможности комплекса – очевидны. В последнее время разработаны меры по усовершенствованию экономических обстоятельств развития сельского хозяйства, которые позволили обеспечить повышение производства продукции и рост эффективности в данной отрасли. Прежде всего, это увеличение производства мясной и молочной продукции, разрабатываются федеральные программы развития села, поддержка деятельности малых форм аграрного бизнеса. В большей степени мере этому содействовала осуществление приоритетного национального проекта в области АПК, активизация инвестиционной деятельности, государственная поддержка отраслей растениеводства и животноводства, развитие долгосрочных и краткосрочных форм кредитования малых и средних сельскохозяйственных объединений, предприятий, организаций.

В связи со сложившейся ситуацией необходимо повышать потенциал предприятий АПК путем диверсификации производства.

Диверсификация производства – это более продуктивный и эффективный процесс в усовершенствовании организационно-экономических отношений в экономике.

С точки зрения экономики диверсификация (от лат. diversus – разный и facer – делать) – это синхронное раскручивание нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства или сервиса, увеличение номенклатуры производимой продукции, оказания работ или услуг. [2]

Основной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения деятельности в нескольких направлениях, которые даже могут характеризоваться особой периодичностью (в момент как одни отрасли переживают спад, другие могут быть на пике своего развития). Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в конкурентной борьбе, у них уменьшается риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйственной деятельности.

Есть определенная последовательность целей и мотивов, которые в наибольшей степени служат стимулами для расширения объемов деятельности, то есть для осуществления диверсификации. (рис. 1)

Рисунок 1 – Предпосылки, мотивы и цели диверсификации предприятий АПК Челябинской области

 Все эти цели и мотивы могут существовать отдельно, а также могут сочетаться друг с другом – это зависит от конкретных обстоятельств каждого предприятия АПК и выбор форм диверсификации должен быть грамотно обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими особенностями.

На данный момент в связи с необходимостью создания новых механизмов взаимодействия между сельскохозяйственными производителями товаров и переработчиками сырья, необходимостью оптимизации существующего производства и внедрения новых производств, исходя из потребностей, возрастает и актуальность диверсификации производства в АПК. [1]

В осуществление диверсификации в предприятиях агропромышленного комплекса существуют ряд особенностей:

– в соответствии с потребностями рынка и спросом на продукцию животноводства и растениеводства значительно расширяется ассортимент сельскохозяйственной продукции данных отраслей;

– в соответствии с заявками на продажу сельскохозяйственного сырья агро-предприятия организовывают переработку на месте, то есть используют свои площади для осуществления еще одного вида деятельности;

– в сельскохозяйственных отраслях необходимо производство различных товаров и оказание услуг, напрямую не связанных с сельским хозяйством, но необходимых данной отрасли и сельским жителям, и в связи с этим предприятия создают дополнительные производства и цеха;

– для реализации своей, а иногда и не только своей продукции предприятия создают торговые организации, оптовые базы, объекты социально-культурного характера, которые также выполняют существенную роль в развитие рыночной экономике и отраслей сельского хозяйства;

– в результате осуществления диверсификации производства устанавливаются внешнеэкономические и торговые связи с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья, а также с другими регионами;

– предприятия, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, в целях улучшения своей деятельности дополнительно покупают в собственность и арендуют землю, тем самым диверсифицируют и развивают свою инвестиционную деятельность и повышают эффективность капитальных вложений;

– для получения дополнительных доходов и участия в управлении, сельскохозяйственные объединения приобретают акции и другие ценные бумаги иных перерабатывающих предприятий;

– прослеживается диверсификация каналов реализации продукции, рынков, увеличения покупателей; организовываются системы торговых предприятий (магазинов, ресторанов, кафе).

Диверсификация производства в основном, отличается переходом на новые способы организации технологической сферы, рынков сбыта и реализации продукции и в целом по развитию отрасли, а также сами товары (услуги) диверсифицированных предприятий совершенно новые, поэтому риск очень велик.

Диверсификация также зависит от финансовой устойчивости предприятий АПК. Так что слабые предприятия или предприятия находящиеся в стадии рождения в меньшей степени смогут охватить новые рынки или выйти на международный уровень. Также и новая продукция предприятия должна быть конкурентоспособной. Диверсификация требует значительных финансовых затрат (инвестиций).

Лишь 20% результатов можно получить, затратив при этом 80% времени. Следовательно, до начала внедрения необходимо проанализировать наиболее подходящие виды для осуществления возможной диверсификации, которые по возможности смогут принести максимальную прибыль при минимальных затратах материальных, финансовых, производственных и человеческих ресурсов.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс диверсификации достаточно трудоемкий, но необходимый предприятиям, реализующим свою деятельность в отраслях сельского хозяйства.  В любое  время может поменяться как ситуация на основных рынках, так и общая политическая ситуация: введение или аннулирование лицензирования; повышение или установление дополнительных таможенных пошлин; введение запретов на производство и реализацию тех или иных товаров, работ, услуг. Вследствие этого возможно усложнение сбыта, усиление конкурентного давления, и возникнет необходимость сокращения объемов выпуска или вовсе ликвидация той или иной сферы деятельности.

Отчего в начальной стадии производства нужно сразу же продумать новые варианты деятельности и виды продукции. Основная деятельность часто не способствует предпринимателям организовывать новые виды и направления работы. В результате, предприятия сталкиваются с резким спадом объемов сбыта и реализации продукции, возникает единственная приемлемая мера воздействия – это увольнение определенного и подчас основного числа работников, на обучение и переквалификацию которых были затрачены время и деньги. [2]


Библиографический список
  1. Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №5
  2. Тупицын А.Л. Диверсификация предприятия // Новосибирск, 2004. – 150с.
  3. Балдин А.И. Инструменты повышения стратегической эффективности диверсифицирующейся компании // Экономика региона. – 2007.- № 3. – С. 195-202.


Все статьи автора «Петрова Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: