МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Кулакова Алёна Юрьевна1, Костров Антон Сергеевич1
1Тамбовский государственный технический университет, магистрант кафедры управления качеством и сертификации

Аннотация
Данная статья посвящена обзору наиболее частых ошибок в вопросах мотивации персонала и разработке методологического подхода по выявлению этих ошибок в конкретных организациях.

Ключевые слова: анкетирование персонала, методика, мотивация персонала, повышение мотивации, руководство персоналом, стимулирование сотрудников


MOTIVATION OF STAFF IN THE ORGANIZATION

Kulakova Alena Yrievna1, Kostrov Anton Sergeevich1
1Tambov State Technical University, Undergraduate Department of Quality Management and Certification

Abstract
This article provides an overview of the most common mistakes in matters of motivation and development of the methodological approach to detect these errors in specific organizations.

Keywords: increase motivation, methodology, personnel management, staff incentives, staff motivation, staff surveys


Библиографическая ссылка на статью:
Кулакова А.Ю., Костров А.С. Мотивация персонала в организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/06/2563 (дата обращения: 28.03.2024).

Для хорошего руководителя любого предприятия ясно, что процветание компании напрямую зависит от активности работников. Являясь главной причиной достижения общей эффективности предприятия, активность, как неотъемлемая часть потенциала отдельного работника, достигается путем улучшения мотивации труда.

Административное и экономическое воздействие, которыми пользуется большинство российских руководителей, не обеспечивают вовлечения и активного участия всего персонала в деятельности организации, а в частности связанной с формированием и развитием системы качества организации. В лучшем случае эти воздействия производят временный эффект. И зачастую это связано с тем, что многие не различают понятия «мотивация» и «стимулирование».

Под «стимулированием» понимают функцию управления, реализуемую через воздействие на поведение работника определенного набора благ (стимулов), получить которые работник может только при условии выполнения определенных действий, иными словами происходит своего рода сделка между работодателем и работником, что приводит к кратковременности данного воздействия.

Мотивация — функция управления, реализующая комплекс воздействий, направленных на изменение системы ценностей и соответственно иерархии мотивов деятельности работников организации. Главная цель мотивации производственного персонала в организации — повышение трудовой активности и результативности труда, достижение ответственного отношения к качеству результатов труда со стороны всех работников организации.

Основная задача руководства – найти способы мотивации, вовлечения сотрудников. Мотивы деятельности зачастую не осознаются человеком и связаны с определенными потребностями:

  • потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке;
  • потребность в общении и хороших отношениях с коллегами;
  • потребность в уважении и признании других людей;
  • потребность в совершенствовании, личностном росте;
  • потребность в постановке и достижении новых сложных целей;
  • потребность в осознании, что делаешь полезную работу.

Через удовлетворение этих и других нематериальных потребностей работников руководство может влиять на активность, заинтересованность персонала в деятельности всей организации.

С целью оказания помощи руководству в выявлении внутренних потребностей работников была разработана и предложена методика для инженеров по качеству, включающая следующие пункты:

1. Провести обучающий семинар среди начальников цехов, отделов и служб на тему «Мотивация и стимулирование сотрудников».

2. Провести анкетирование (таблица 1) начальников цехов, отделов и служб, а также сотрудников. На основе анализа проведенного анкетирования составить мнение о ситуации на предприятии с точки зрения сотрудников.

3. Обсудить результаты на следующем собрании. Довести до сознания начальников цехов необходимость перемен.

4. Провести среди начальников цехов мозговой штурм на тему «Как повысить внутреннюю мотивацию сотрудников?» По результатам мозгового штурма определить стратегию поведения руководства в данном направлении, составить план мероприятий, обозначить сроки приведения плана в исполнение, назначить ответственных.

5. Привести в исполнение план мероприятий по повышению удовлетворенности персонала и увеличению внутренней мотивации.

6. Провести повторное анкетирование. Сравнить полученный результат с первым. Сделать выводы об эффективности разработанной методики.

Таблица 1 – Анкета

Вопрос Варианты ответа  
Каким образом изменения в жизни предприятия за последний год повлияли на Вас? Стало лучше  
Стало хуже  
Ничего не изменилось  
Затрудняюсь ответить  
Известно ли Вам, какие меры предпринимает  руководство предприятия по улучшению качества? Известно  
Неизвестно  
Kак Вы думаете, могут  ли предпринимаемые меры помочь Вам и организации? Да, могут  
Нет, не могут  
Затрудняюсь ответить  
Kак Вы думаете, руководство предприятия делает все возможное для улучшения условий и результатов деятельности? Делает все возможное  
Мало делает  
Ничего не делает  
Затрудняюсь ответить  
Вы повышали свою квалификацию в течение последних трех лет? Да
Нет
Думали ли Вы о смене места работы?

 

Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Готовы ли Вы проявить инициативу, направленную на улучшение дел на Вашем предприятии, даже если это Вам невыгодно?

 

Готовы проявить инициативу, лишь бы у предприятия дела шли лучше
Бесплатно не будут, а если заплатят, могли бы предложить что-нибудь полезное
Не стали бы проявлять инициативу — «мое дело маленькое», «пусть у начальства голова болит»
Kакие мотивы в наибольшей степени определяют отношение к труду, побуждают качественно работать? (выбрать из приведенных не более трех) 1. Получаю зарплату
2. Не могу подводить коллег по работе
3. Интересна сама работа, ее содержание
4. Опасаюсь неприятностей, могут  уволить
5. Надеюсь, что повысят разряд (должность)
6. Привык быть первым во всем
7. Мне известны цели организации, я их одобряю и поддерживаю.
8. Руководство заботится о людях — совестно плохо работать
9. Руководство советуется с людьми, с ними интересно сотрудничать
Kак по Вашему мнению относятся к труду большинство сотрудников организации? Отношение безразличное, нет заинтересованности выкладываться
Особенно не напрягаются, но требования выполняют
Отношение ответственное и заинтересованное
Удовлетворяет ли Вас размер заработной платы? Да
Нет
Удовлетворяет ли Вас выполняемая Вами работа? Да
Нет
Часто ли на работе

вы делаете то, что не входит в ваши обязанности?

Иногда
Часто
Никогда

 

Данная методика может использоваться эффективнее в сочетании с циклом Деминга PDCA – SDCA, т.к. мотивация персонала должна постоянно анализироваться и поддерживаться на должном уровне для обеспечения стабильности работы и улучшений.


Библиографический список
  1. ГОСТ ISO 9001-2011.
  2. Богданов Ю.Н., Зорин Ю.В., Шмонин Д.А., Ярыгин В.Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. 2001, № 11.


Все статьи автора «Пузырёва Алёна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: