УДК 330.322:339.13.025

АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН

Прохоров Андрей Юрьевич
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары (Россия)
Старший преподаватель кафедры «Отраслевая экономика»

Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос привлечения инвестиций в регион. Рассматриваются аспекты, влияющие на эффективность механизма привлечения инвестиций в регион и направления их дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционная инфраструктура., инвестиционная стратегия, механизм привлечения инвестиций


ASPECTS OF IMPROVING MECHANISM FOR ATTRACTING INVESTMENTS TO THE REGION

Prokhorov Andrey Yurevich
Chuvash State University, Cheboksary (Russia)
Senior teacher of the chair «Branch economy»

Abstract
In this paper we consider the question of the attracting investment to the region. We consider aspects that influence the efficiency of the mechanism for attracting investments to the region and the direction of further improvement.

Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Аспекты совершенствования механизма привлечения инвестиций в регион // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3515 (дата обращения: 30.09.2017).

Вопрос создания и реализации эффективного механизма привлечения инвестиции в региональную экономику, бесспорно, является крайне актуальным в условиях рыночной экономики. В тоже время динамичность развития экономических систем в условиях рыночной экономики предполагает непрерывный процесс совершенствования имеющихся механизмов, данная необходимость обусловлена такими требованиями как конкурентоспособность, рентабельность вложений, гарантии возврата вложенных средств, работоспособность инвестопроводящих структур и инвестиционно-инновационной инфраструктуры, а также многими другими, т.к. активную роль на рынке инвестиции играют владельцы частного капитала, в том числе и иностранного, для которых участие в проектах коммерциализаций представляются гораздо более рискованными, чем для государственных инвестиций, где многие вопросы инвестирования могут обеспечиваться государственными гарантиями.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная организация механизма управления стратегией привлечения инвестиций в регион возможна только при создании оптимальной системы обеспечения, которая должна включать в себя всестороннее рассмотрение следующих аспектов:

Нормативно-правовой аспект.

Любая коммерческая деятельность, в том числе и процесс инвестирования должны располагаться в правовом поле, т.е. регламентироваться совокупностью нормативно-правовых актов (НПА), необходимых и достаточных для реализации данных процессов. Общее правовое регулирование процессов привлечения инвестиций в регион обеспечивается положениями Гражданского кодекса РФ, в то же время процесс привлечения иностранных инвестиций (за исключением разработки месторождений полезных ископаемых) зачастую затруднен опасениями зарубежных инвесторов вкладывать капитал в российскую экономику и одним из факторов риска признают именно законодательную базу, соответственно особую роль приобретает вопрос наличия и функционирования специального правового регулирования, отвечающего за порядок привлечения инвестиций (как отечественных, так и зарубежных), естественно не противоречащего юрисдикции общего правового регулирования.

Правовое регулирование деятельности по привлечению инвестиций должно носить комплексный характер, так как обязано быть представленным нормативно-правовыми актами трех уровней:

1. законодательные акты, изложенные в конституционных и федеральных законах, международных договорах, законодательстве субъектов Федерации (основное условие не противоречия федеральному законодательству);

2. подзаконные акты: указы Президента РФ, правительственные постановления, внешнеэкономические договора субъектов РФ, решения и постановления органов местной администрации и т.д.;

3. локальные акты, например различные гражданско-правовые договора участников инвестиционной деятельности (регламентированные нормами международного права и законодательства РФ).

Основная задача регионального законотворчества заключается в разработке и принятии нормативно-правовых актов субъектов РФ в области инвестиционной деятельности, которые бы создавали благоприятные условия для реализации эффективной стратегии развития инвестиционной инфраструктуры и привлечения инвестиций в региональную экономику.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ в сфере инвестиционной деятельности в основном  ориентированы на предоставление налоговых льгот (в границах своей компетенции) и предоставление гарантий субъектам инвестиционной деятельности. Предоставляемые налоговые льготы в той или иной степени могут распространяться на все налоги, за счет которых формируется бюджет субъекта РФ, к таковым могут относиться: льготы по налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях. Таким образом, можно говорить одновременно о создании привлекательных условий для инвесторов в отношении минимизации налоговой нагрузки сопряженной с реализацией инвестиционных проектов и предоставлении гарантий существования и возможности реализации права на получение данных льгот на законодательном уровне, т.е. формирование сбалансированной системы защиты прав и интересов инвесторов.

Стратегия совершенствования налоговой политики в области инвестиционной деятельности должна способствовать росту уровня инвестиционной привлекательности в сферах хозяйственной деятельности, развитие которых напрямую относится к государственным приоритетам, соответственно возникает объективная необходимость в дифференцировании налоговых ставок по отраслям и регионам в зависимости от их значимости для экономики в целом. В данном случае оптимальное использование потенциала административного ресурса должно привести к формированию рыночных механизмов регулирования экономики (в виде создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в регионе в целях привлечения капитала и развития отраслей, обладающих сравнительно низким уровнем инвестиционной привлекательности). В то же время, необходимо совершенствование налоговых режимов и для зарубежных инвесторов, также основанном на дифференцированном подходе.

Оптимальная реализация данного направления должна позволить осуществить приток инвестиционного капитала в регион с одной стороны и поднятие инвестиционного рейтинга с другой, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционного интереса и развития коммерческой активности даже в условиях ресурсодефицитного региона и соответственно росту числа рабочих мест, развитию экономики региона и, как следствие, увеличению размера бюджета субъекта РФ.

Необходимость дальнейшего применения налоговых механизмов с целью социально-экономического развития ресурсодефицитных регионов не вызывает сомнения. Важной задачей в вопросе совершенствовании налогового законодательства в вопросе условий инвестирования является снятие налоговых ограничений на прирост инвестиций, реинвестирование прибыли, списание издержек при реализации инвестиционных проектов и реализацию механизма ускоренной амортизации. В то же время налоговые льготы должны предоставляться только при условии наличия технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта. Целевая направленность и контроль использования ресурсов должны стать ведущими критериями оценки реализации инвестиционной политики, эффективность которой напрямую будет зависеть от адекватности и достоверности учета факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на социально-экономическую динамику в регионе.

Методический аспект.

Механизм управления инвестиционной стратегией региона должен включать в себя комплекс методических разработок и материалов по организации, планированию, ведению и контролю инвестиционной деятельности в экономике, в то же время, в силу динамичности развития экономики и ряду особенностей присущих конкретному сектору экономики, данные материалы будут носить рекомендательный, нежели директивный характер, основной целью которых является установление единой терминологии, принципов оценки затрат и эффективности реализации проектов и адаптации к имеющимся стандартам, особенно актуальным данный аспект становится при реализации проекта совместно с зарубежными инвесторами и (или) в случае если проект носит межотраслевой характер. На основании вышеизложенного, вполне очевидна необходимость дифференциации документов по уровням. В качестве признака распределения документального обеспечения по уровням можно принять критерий масштаба:

1. федерального уровня – документы позволяющие регламентировать методическое сопровождение в разрезе всей территории Российской Федерации. Особая роль должна отводиться возможности повсеместного применения на всей территории РФ, что позволило бы создать более благоприятные условия, способствующие привлечению инвесторов из-за рубежа;

2. межотраслевого уровня – документы позволяющие регулировать инвестиционную деятельность в ряде нескольких отраслей, в том числе и несмежных. Межотраслевой инвестиционный процесс особо актуален в разрезе зависимости проектов между собой при одновременной реализации и как возможность минимизации рисков связанных с капитализаций проектов;

3. отраслевого уровня – документальное обеспечение, позволяющее регламентировать порядок расчета, исполнения стандартов на уровне конкретной отрасли или сектора экономики;

4. локального уровня – документальное обеспечение, регламентирующее принципы ведения инвестиционной деятельности в рамках конкретного хозяйствующего субъекта.

Подобная иерархия позволит решить ряд вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в регионе, таких как обеспечение прозрачности привлечения капитала, выработка единых принципов финансирования (что немаловажно для зарубежных инвесторов) и прочих, что напрямую способствует развитию инвестиционной инфраструктуры (в рамках методического обеспечения) и формированию благоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время основной методический документ государственного уровня, который регламентирует всю инвестиционную деятельность – Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные совместным постановлением Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госстроя России. Данный документ в целом соответствует методам экономических измерений принятым в мировой практике и содержит систему, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов на основе определенных принципов проектного анализа. Тем не менее, условия развития экономики и формы инвестиционной деятельности предполагают работу по корректировке положений документа.

Методическое обеспечение, охватывающее все нюансы инвестиционной деятельности особо актуально в условиях развития межотраслевых инвестиционных отношений и зарубежного инвестирования, соответственно должно быть направлено на определение единых критериев и системы показателей инвестиционной деятельности, а также повышение уровня прозрачности отношений между субъектами инвестиционной деятельности.

Организационный аспект.

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион невозможна вне организационных структур обеспечивающих комплекс мер по постановке, развитию и контролю реализации целей инвестиционной стратегии, т.е. изначально подразумевается активное участие не только инвестопроводящих структур (банковский сектор, венчурные фонды и т.д.), но и государства в лице специализированных структур.

Таким образом, организационный аспект механизма привлечения инвестиций может быть представлен в виде совокупного и взаимосвязанного участия таких субъектов управления инвестиционной деятельности как:

1. государственные структуры по контролю инвестиционной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях (Государственная регистрационная палата, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Федеральная антимонопольная служба, фонд государственных гарантий инвестиционных проектов, региональный фонд по поддержке инноваций, внебюджетный фонд науки и технологического развития и др.);

2. банковский сектор и другие субъекты института инвестирования в лице финансовых, страховых, венчурных, брокерских компаний и т.д.;

3. компании, предоставляющие консалтинговые услуги по инвестиционной деятельности.

Эффективность реализации стратегии привлечения инвестиций в регион во многом зависит от функционирования соответствующей системы управления, следовательно, необходимо четкое делегирование прав, обязанностей и ответственности структур, входящих в организационный комплекс, в противном случае не исключена возможность дублирования функций, расширения бюрократических функций и общее затруднение процесса привлечения инвестиций в силу непрозрачности организационных операций и как следствие рост трансакционных издержек, увеличение сроков реализации проектов и увеличение конечной стоимости реализации, что, несомненно, будет отталкивать потенциального инвестора и отнюдь не способствовать формированию благоприятного климата и имиджа региона в целом. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность организационной составляющей механизма привлечения инвестиций в регион в первую очередь будет зависеть от оптимальной и работоспособной системы исполнительной власти в области реализации инвестиционной стратегии.

Информационный аспект.

Реализация любого управленческого механизма в условиях информационной ассиметрии сводит эффективность результатов к минимуму либо ставит под сомнение работоспособность и оптимальность механизма в целом, соответственно вполне очевидна необходимость проведения работы по созданию информационной инфраструктуры.

На основании вышеизложенного отчетливо прослеживается необходимость в создании информационного органа, способного консолидировать, обрабатывать и контролировать информацию о состоянии инвестиционной системы региона и субъектов реализации инвестиционной стратегии. Отчасти подобные функции находят свое отражение в деятельности региональных торгово-промышленных палат (ТПП), но в то же время только факт их существования не представляется необходимым и достаточным условием для исключения информационной ассиметрии и развития информационной инфраструктуры, необходимой для эффективной реализации инвестиционной стратегии, т.к. с одной стороны ТПП не обладают административным ресурсом, как органы исполнительной власти, а с другой стороны организационная форма некоммерческой организации не предполагает курирование инвестиционных проектов с использованием рыночных механизмов. В то же время объединение рыночных контрагентов под эгидой ТПП позволяет решить вопрос сбора, обмена и контроля информации о субъектах региональной инвестиционной системы и благоприятности инвестиционного климата в регионе. Также, использование электронных ресурсов ТПП и органов местного самоуправления позволяет представить информацию о регионе, его инвестиционном рынке, структуре и отраслях, а также решить вопрос о широком представлении инвестиционной информации.

Создание же информационно-аналитического центра должно решить еще ряд задач:

1. обеспечение взаимодействия всех участников реализации стратегии, а не только тех, кто входит в состав некоммерческой организации;

2. решить вопрос создания единого информационного пространства для профессиональных целей и связей предпринимательских и производственных структур региона;

3. оперативный контроль изменений, обработка и представление востребованной информации.

В заключение необходимо констатировать, что все представленные составляющие механизма реализации инвестиционной стратегии являются многоуровневыми:

1. федеральный уровень;

2. региональный уровень;

3. локальный уровень.

В связи с данным фактом необходимо отметить, что эффективность применения любой составляющей механизма будет зависеть от согласованности действий и делегирования полномочий между уровнями власти, т.е. реализация механизма привлечения инвестиций должна строиться на следующих принципах:

1. согласованности;

2. целенаправленности;

3. адекватности;

4. иерархичности;

5. делегирования полномочий;

6. ответственности;

7. взаимосвязи и взаимодействии.

В этом случае можно говорить о возможности не только успешного процесса привлечения капитала, но и эффективного его распределения и использования.


Библиографический список
  1. Бузова И.А., Мховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / под ред. Есипова В.Е. СПб.: Питер, 2004. 432 с.
  2. Ковалев В. В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции. Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2010. 592 с.
  3. Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. 432 с.
  4. Прохоров А.Ю. Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 5. С. 3-8.


Все статьи автора «Андрей Прохоров»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: