КРАУДСОРСИНГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Пугачев Никита Сергеевич
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
ГК "Ростехнологии"

Аннотация
В статье анализируются категории краудсорсинга, а также примеры его применения в Российской Федерации.

Ключевые слова: Краудсорсинг, Краудфандинг, управление


CROWDSOURCING IN MODERN RUSSIA

Pugachev Nikita Sergeevich
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)
Rostec State Corporation

Abstract
This paper analyzes different types of crowdsourcing, as well as examples of its implimintation in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Пугачев Н.С. Краудсорсинг в современной России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3310 (дата обращения: 13.03.2024).

В современном мире невозможно создать и успешно запустить продукт, который не будет пользоваться популярностью у общества. Сейчас именно общество требует от производителя определенные продукты. Поэтому краудсорсинг становится популярнее день изо дня. Развивается такой финансовый институт как краудфандинг. Так, сайт Kickstarter с 2009 года смог собрать более 866 млн. долларов. Многие российские государственные структуры, компании, предприниматели и обычные граждане уже стали использовать все возможности краудсорсинга.

Краудсорсинг – это способ мобилизации ресурсов людей с помощью различных технологий и подходов с целью выполнения задач, в которых может нуждаться частное лицо, бизнес, общество или государство.

Существует множество типов краудсорсинга. Каждый год появляются новые направления в этом понятии, модели совершенствуются и усложняются. Наиболее общее определение типов краудсорсинга даёт редактор журнал Wired и один из основоположников краудсорсинга как науки, способа управления и принятия решения Джефф Хау.

Согласно Д.Хау существует четыре основные категории краудсорсинга:

1)         Коллективный разум, или мудрость «толпы». Многие задачи или проблемы, с которыми не могут справиться внутри компании часто публикуются на специализированных интернет-порталах. Например, InnoCentive (http://www.innocentive.com). Ценнейшим качеством «людей со стороны» является свежий взгляд на проблему. Чем больше глаз, тем виднее недостатки, а значит, и способы их исправлений [1]. «Толпа» всегда имеет больше знаний, чем один человек.

2)         Творчество «толпы». Зачастую такой вид краудсорсинга используют компании для продвижения своего продукта. В частности, они могут организовывать специальные конкурсы, давать задания для своих потребителей. К примеру, необходимо сделать лучшую фотографию с продукцией компании и опубликовать её с помощью Instagram, или же сделать максимальное количество репостов публикации компании в социальной сети Вконтакте или Facebook. Тот пользователь, который набирает наибольшее количество «лайков» получает определённый приз. Данная практика часто используется в последнее время, т.к. это способствует экономии на маркетинговых издержках и более быстрому распространению информации среди потенциальных покупателей.

3)         Голосование «толпы». Эта модель используется для анализа огромного потока предложений, полученных в ответ на открытое приглашение широких масс к кооперации. Мнение представителей «толпы» лежит в основе систематизации значительных объёмов информации.

4)         Краудфандинг. Многим начинающим предпринимателям и компаниям очень сложно получить финансирование в банках или иных финансовых учреждениях. В такой ситуации они обращаются к краудфандингу. Самой популярной мировой площадкой краудфандинга является Kickstarter (http://www.kickstarter.com). Это сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов. Самый крупный проект по количеству привлеченных средств – Pebble: E-Paper Watch (http://www.kickstarter.com/projects/597507018/pebble-e-paper-watch-for-iphone-and-android?ref=category) – смог привлечь более 10 миллионов долларов.

В США и Европе уже давно используются все виды краудсорсинга на разных уровнях управления. Не так давно Россия подхватила мировой тренд краудсорсинга.

Так, общественность принимала участие в обсуждении проектов законов «О полиции», «Об образовании в Российской Федерации».  Публикация проекта федерального закона «О полиции» вызвала широкий резонанс в обществе. За время работы сетевой площадки www.zakonoproekt2010.ru с 7 августа по 15 сентября поступило около 21 тысячи комментариев. Сайт посетили более 1,5 млн человек [2].  Проект закона «Об образовании в Российской Федерации» смог поставить новый рекорд. Более 12 миллионов посетило сайт за два месяца, и 11 тысяч граждан оставили комментарии. Данные общественные обсуждения указывают, что государство не боится использовать краудсорсинг в качестве одного из способов развития гражданского общества в России.

Многие государственные и частные компании взяли на вооружение краудсорсинг: госкорпорация «Ростатом», ОАО «Сбербанк России», ОАО «РЖД», «Азбука вкуса», Агентство стратегических инициатив и другие. С август по сентябрь компанией ОАО «РЖД» совместно с Witology был проведён краудсорсинг проект «Качество обслуживания на крупных железнодорожных вокзалах Российской Федерации». В проекте участвовали 3 стороны:

1)         Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» в роли заказчика и организатора проекта;

2)         Witology — компания, реализующая краудсорсинг-проект;

3)         Зарегистрированные пользователи – представители «толпы».

Деятельность всех сторон была направлена на достижение единой заявленной цели — получении информации о требованиях пассажиров и посетителей вокзалов относительно качества предоставляемых на крупных железнодорожных вокзалах России услуг. В данном проекте использовалось 3 типа краудсорсинга: коллективный разум, творчество и голосование «толпы».

Стоит обратить внимание на статистику проекта. За всё время проведения проекта было: выполнено 4243 входа на платформу; отработано 14276 человеко-часов; подано  2130 идей; опубликовано 547 постов и 8744 комментария; выставлено 19253 оценки.

Автор настоящей статьи также принимал участие в проекте в качестве одного из представителей «толпы». Хотя цифры и могут казаться впечатляющими, на самом деле было подано крайне небольшое количество продуманных предложений по улучшению качества обслуживания на крупных железнодорожных вокзалах. Это подтверждает закон Старджона (Sturgeon’s Law), который гласит, что «90% всего – мусор».  Также из более чем 1500 человек самыми активными были порядка 30 пользователей.

Анализируя свой опыт участия в краудсорсинг проекте, хотелось бы подчеркнуть, что призы, обещенные организаторами проекта, не являлись главной движущей силой. Ею являлось желание попасть в топ рейтинга лучших пользователей, который формировался каждый день. Проводя на платформе порядка 15 минут в день мне удалось добраться до 22 места в рейтинге и часть из моих предложений прошли в финал. Под конец проекта я стал реже заходить на сайт,  и из-за недостатка времени мне не удалось улучшить мои предложения таким образом, чтобы они взяли первые позиции после общественного голосования. Благодаря этому можно сделать вывод, что для успешного краудсорсинга необходимо, чтобы все потребности по Маслоу были удовлетворены. Если же хоть какая-то из потребностей не удовлетворена, то краудсорсер перестаёт участвовать в проекте.

Стоит заметить, что в России также начали развиваться различные площадки краудфандинга. К ним можно отнести: Boomstarter (https://boomstarter.ru), Planeta (http://planeta.ru), «С миру по нитке» (http://smipon.ru) и другие. Данные общественные финансовые институты помогают индивидам или группе лиц в реализации их фантазий. В отличие от американского Kickstarter’а большинство инвестиций приходятся на творческие проекты (музыка, литература, видео, фотография), а также на благотворительность. Сайт Planeta смог собрать приблизительно 40 млн. рублей за 2 года. Было бы интересным привести пример проекта «РосПил». Это общественный проект, направленный на контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, закупок госкомпаний. Как отмечено на сайте (http://rospil.info), данный проект финансируется полностью за счет пожертвований граждан. За два года было собрано более 10 млн. рублей. А сумма контрактов заказов, по которым удалось пресечь нарушения закона за два года работы, превышает 59 млрд. рублей [3]. Данный проект доказывает, что с помощью краудфандига можно создать даже общественную структуру, которая успешно борется с коррупцией в России.

На сегодняшний день краудсосринг перестал быть чем-то неопределенным для россиян. Люди всё чаще помогают крупным российским компаниям в реализации их краудсорсинг проектов. Только начинается меняться менталитет граждан по отношению к краудфандингу, т.к. из года в год можно наблюдать рост добровольных пожертвований граждан на разлиные проекты с помощью краудфандинг платформ. Институт краудсорсинга находится всего лишь в самом начале своего развития. У него большой потенциал, и с каждым годом количество краудсосринг проектов будет только увеличиваться.


Библиографический список
  1. Хау Д. Краудсорсинг – М.: «Альпина Паблишер», 2012. С.49-50.
  2. URL: http://zakonoproekt2012.ru/#item/10
  3. URL: http://rospil.info/about


Все статьи автора «Пугачев Никита Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Краудсорсинг в современной России”

  1. 26.11.2013 в 23:19

    Спасибо автору за статью. Действительно актуальная тема. Побольше бы таких интересных статей.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: