ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Батов Алексей Викторович
Московский государственный университет приборостроения и информатики
старший преподаватель кафедры ЭФ-3 «Коммерция и маркетинговые исследования»

Аннотация
Данная статья посвящается основным теоретико-методологическим положениям формирования механизма привлечения экономических ресурсов для некоммерческих организаций с учетом возрастания роли некоммерческого сектора в экономике страны.

Ключевые слова: менеджмент, некоммерческий сектор, ресурсы, экономика


ECONOMIC RESOURCES ATTRACTION PROCESS AS ACTUAL FUNCTION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS MANAGEMENT

Batov Alexey Viktorovich
Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics
senior lecturer of EF-3 «Commerce and marketing research» department

Abstract
This article describes main theoretical and methodological points of resources attraction process for non-profit organizations in respect of rising role on non-profit economic sector.

Keywords: economics, management, non-profit sector, resources


Библиографическая ссылка на статью:
Батов А.В. Привлечение экономических ресурсов как актуальная функция менеджмента некоммерческих организаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/09/3056 (дата обращения: 12.03.2024).

Современный этап экономического развития характеризуется существенным возрастанием роли и значимости некоммерческого сектора, который, как показывают исследования, развивается более высокими темпами, чем коммерческий. С каждым годом растет вклад некоммерческого сектора в создание валового внутреннего продукта, возрастает зависимость коммерческого сектора от результатов функционирования некоммерческих  организаций. Все указанные тенденции и закономерности развития некоммерческого сектора делают его объектом повышенного внимания, как со стороны специалистов-практиков, так и представителей научного сообщества. Это подтверждает большое количество публикаций, как зарубежных, так и российских авторов, в которых рассматривается широкий спектр проблем деятельности некоммерческих организаций. Вместе с тем анализ изучаемой отечественными специалистами проблематики свидетельствует о том, что в основном в центре внимания находятся вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций,  перспектив их развития и участия в решении общественно значимых задач, рассмотрение роли государства в развитии некоммерческих субъектов.

Вместе с тем, следует отметить, что относительно других ключевых секторов национальной экономики,  сектор некоммерческих организаций изучен в меньшей степени. Особенно это касается вопросов экономики и управления некоммерческими организациями. Обращает на себя внимание также на то, что в силу правового и статистического несоответствия определения некоммерческой организации, исследования ученых четко дифференцированы по признаку собственности и касаются либо только государственных некоммерческих организаций, либо негосударственных. Данный факт не позволяет говорить о наличии единой концепции, в частности, в решении экономических вопросов. И хотя различия, безусловно, имеются и их необходимо учитывать, тем не менее, целый ряд вопросов носит универсальный для субъектов некоммерческого сектора характер и требует соответствующего исследования и проработки.

Являясь производителями социально-значимых услуг,  НКО  способны быстро реагировать на разнообразные потребности населения и возникающие проблемы;  отражать интересы различных общественных групп и слоев населения;  выполнять различные государственные заказы; выступать в качестве общественных контролеров, способствуя тем самым повышению эффективности деятельности различных государственных служб. Однако, потенциал российских некоммерческих организаций сферы услуг к настоящему времени реализуется далеко не полностью, что в значительной степени связано с недостаточностью ресурсов, обеспечивающих их устойчивое функционирование.

Управление ресурсами организации всегда находилось в центре внимания экономических и управленческих наук. Особое значение эта проблематика приобретает в настоящее время и для некоммерческих организаций, когда ресурсы становятся все более дорогостоящими и ограниченными. Вместе с тем, формирование ресурсной базы некоммерческих организаций имеет определенные особенности, которые можно проследить, сравнивая некоммерческие и коммерческие организации  (таблица 1).

Проведенное сравнение позволяет сделать вывод, что проблема ресурсного обеспечения для НКО стоит более остро, чем для коммерческих.  Более высокая значимость решения вопросов ресурсного обеспечения определяется следующими обстоятельствами:

- более ограниченными у НКО возможностями привлечения экономических ресурсов, которые обусловлены:

- законодательными нормами ограничения деятельности;

Таблица 1. Сравнительная характеристика некоммерческих и коммерческих организаций

Признаки сравнения организаций      Коммерческие организации  Некоммерческие организации
Цели деятельности

Виды деятельности

 

 

 

 

 

Имущество

 

 

 

 

 

Источники ресурсного

обеспечения

 

 

 

 

Распределение и

использование дохода

Извлечение прибыли

Любые, кроме запрещенных законом,

не ограниченные целями

деятельности, указанными в

уставных документах

 

 

Законом определен минимальный

размер имущества

 

 

 

 

Собственные и заемные; возможности использования рынков ресурсов

 

 

 

 

 

Без ограничений в рамках предусмотренных законом обязательств организации

Общественно-полезные цели

Два вида деятельности: основная и предпринимательская; последняя должна служить достижению целей, ради которых организация создана

Минимальный размер имущества не установлен; организация может не иметь в собственности никакого имущества

 

Собственные и привлеченные (государственные, бизнес-структур, населения); ограниченные возможности использования рынков ресурсов

Ограничения в распределении и использовании дохода, который может только реинвестироваться в основную деятельность

-относительно невысокими возможностями диверсификации деятельности;

-инвестиционной непривлекательностью некоммерческих организаций;

-крайне ограниченными возможностями использования кредитования некоммерческих организаций;

-относительно низкой взаимозаменяемостью ресурсов;

-более высокой потребностью в качественных ресурсах, особенно человеческих;

-наличием процедур государственного контроля, накладывающего ряд ограничений на количественные и качественные характеристики ресурсов;

- высокой зависимостью результатов деятельности НКО от ресурсной базы, обусловленная особенностями процесса предоставления услуги.

Рассматривая  особенности формирования ресурсной базы НКО в сфере услуг, следует сказать, что они, прежде всего, касаются экономических ресурсов. В связи с этим, в диссертации уточнено понимание предметной области исследования. В широком смысле слова ресурсы организации могут быть определены как используемые и потенциальные источники функционирования хозяйствующего субъекта. В современном понимании  ресурсы включают не только традиционные – трудовые, материальны, финансовые и другие необходимые для деятельности организации средства, но и конкурентные возможности организации, ее ключевую и отличительную компетенцию, конкурентные преимущества.

Такое понимание представляется правомерным, так как основным фактором выживания в условиях рынка является высокая конкурентоспособность организации. При этом, экономические ресурсы являются   базовым, первичным элементом, наличие и мобилизация которых определяет организационные способности и является основой формирования ключевых компетенций организации (т.е. производных, формируемых на основе экономических). Кроме того, экономические ресурсы привлекаются извне, то есть отражают результат взаимодействия организации с внешней средой, а конкурентные «создаются» внутри организации и в определенном смысле являются результатом менеджмента.

С учетом сказанного, все источники функционирования и развития НКО могут быть определены как организационные ресурсы, которые включают экономические и конкурентные. Учитывая особенности экономического механизма НКО, а также  специфику услуги и процесса ее оказания в диссертации обосновывается положение о целесообразности выделения в составе экономических ресурсов НКО в сфере услуг трех групп: финансовых, человеческих и материальных.

Доступность финансовых ресурсов является для НКО вообще, и функционирующих в сфере услуг, в частности, ключевым фактором, позволяющим не просто осуществлять деятельность, но и предоставлять качественные услуги, удовлетворяющие потребителя. Эта обусловленность связана с особой значимостью человеческих ресурсов в деятельности по предоставлению услуг, которая предполагает как необходимость личный контакт производителя (сотрудника организации) и потребителя.

Изучение зарубежного опыта  свидетельствует о том, что наивысшая эффективность функционирования  некоммерческих организаций,   достигается при реализации механизма взаимодействия государства, бизнеса и НКО,  осуществляемого на принципах социального партнерства. Однако оценка ситуации, сложившейся в российской экономике, позволяет сделать вывод, что эффективно действующего механизма взаимодействия трех секторов национальной экономики в настоящее время не существует и можно лишь говорить об отдельных примерах взаимодействия, которое не носит системного характера.

В числе основных причин слабого межсекторального взаимодействия можно выделить общую макроэкономическую ситуацию,  которая характеризуется относительно невысокими темпами роста, низкой конкурентоспособностью национальной экономики; низким уровнем ее эффективности; объективные и субъективные причины низкой активности каждого из секторов: для государства – инерция государственного мышления, отсутствие доверия к организациям некоммерческого сектора, следствием чего является просто невыделение бюджетных средств или выделение их в недостаточном объеме; постоянное стремление сократить бюджетное финансирование; для бизнес-структур – частое чередование уровней деловой активности,  относительно невысокий уровень рентабельности реального сектора экономики, который усиливает дефицит финансовых ресурсов в коммерческом секторе; низкий уровень социальной ответственности бизнеса.

Очевидно, что компенсировать существующую в настоящее время дисфункцию механизма взаимодействия государства, бизнеса и НКО возможно большими усилиями самих некоммерческих организаций, развитием собственной инициативы, ключевых компетенций, использованием активных, нетрадиционных, отчасти рискованных средств поиска и привлечения экономических ресурсов. Такой подход указывает на то, что в основе реализации функции привлечения экономических ресурсов лежит создание в самой некоммерческой организации атмосферы лояльности персонала, развитие организационных способностей и компетенций, которые, очевидно, не проявляются сами собой, а вырабатываются и формируются в результате длительной работы менеджмента, непременным условием которой является  творческая энергия и  профессионализм персонала.

При таком понимании менеджмент некоммерческих организаций все в большей степени ориентируется на ресурсную концепцию, которая к настоящему времени стала доминирующей в стратегическом менеджменте коммерческих организаций. В настоящее время большинство некоммерческих организаций рассматривает ресурсы лишь как затратные составляющие деятельности.  Однако, формирование устойчивых экономических основ функционирования НКО указывает на целесообразность рассмотрения  экономических ресурсов как самостоятельного объекта управления. При этом, помимо традиционных функций управления ресурсами (планирование, закупка и поставка, распределение, учет и контроль) особенности  экономического механизма НКО позволяют говорить о том, что не менее значимой и в определенном смысле ключевой для создания условий нормального функционирования НКО в сфере услуг является функция привлечения ресурсов.

Формирование и «запуск» механизма привлечения ресурсов позволяет выстроить организационную схему управления экономическими ресурсами НКО; обеспечить сбалансированность наличных и необходимых и достаточных для развития ресурсов; формировать альтернативные варианты привлечения экономических ресурсов исходя из организационных возможностей НКО; выявлять проблемы в  деятельности НКО, влияющие на решение вопросов ресурсного обеспечения; обеспечивать гибкость управленческих решений.

Эффективная реализация менеджментом НКО функции привлечения экономических ресурсов основана и требует активного использования инструментов позиционирования и формирования имиджа некоммерческой организации. Необходимость включения данного элемента в механизм привлечения ресурсов связана с нарастанием конкуренции среди некоммерческих организаций. Конечно, интенсивность конкуренции различна в зависимости от вида оказываемых услуг. Наиболее она высока в сфере образования и в медицине. Нарастание конкуренции ставит все в большую зависимость возможности развития НКО от активности ее конкурентной позиции, от возможности сделать свою организацию более узнаваемой во внешней среде.

В этой связи особую значимость и первоочередное значение для решения вопросов ресурсного обеспечения приобретает успешное позиционирование НКО во внешней среде, позволяющее найти позитивный отклик в обществе. В силу особенностей услуги  как продукта (прежде всего, ее неосязаемости) для НКО сферы услуг большую ценность представляет не продвижение услуги, а продвижение самой организации и завоевание для нее более высокого статуса и узнаваемости. Только в этом случае НКО сферы услуг оправдывают свое существование и могут рассчитывать на финансирование из средств государственного бюджета, взносов учредителей, привлечение коммерческих структур, спонсорской помощи, средств меценатов и других.

Изучение зарубежного опыта, а также практики российских некоммерческих организаций сферы услуг позволили выделить четыре группы методов, позволяющих активно позиционировать некоммерческую организацию (таблица 2)

Таблица 2. Методы и инструменты позиционирования и формирования организационного имиджа НКО сферы услуг

Методы позиционирования и формирования организационного имиджа

Назначение и содержание основных действий

Инструменты реализации

Ожидаемые результаты

Экономические характеристики

Информационные Интенсификация информационного воздействия с целью формирования устойчивого представления о НКО сферы услуг

 

Идеологическое воздействие

Информационная агитация

 

Создание социального профиля организации

 

Интервьюирование

 

Организационные СМИ

 

Активизация коммуникационных каналов

 

Формирование системы «обратной связи» («feedback»)

 

 

Малозатратные, не требуют специальных навыков, временной лаг до результата незначительный, но незначителен и эффект

 

 

Маркетинговые Адаптация маркетингового инструментария к специфике деятельности НКО сферы услуг

 

Реклама

 

Связи с общественностью

 

 

Поисковое продвижение в сети Интернет

 

Продвижение в социальных медиа

Создание маркетинговой среды НКО сферы услуг

 

Формирование системы коммуникативных воздействий на контактные аудитории

 

Повышение интерактивности взаимодействия с контактными аудиториями

В зависимости от инструмента реализации могут быть как малозатратными так и высокозатратными, требуют специальных навыков, опыта; при умелом использовании высокоэффективны
Экономические Активизация форм социального-экономического взаимодействия НКО с государственными

и бизнес-структурами

Некоммерческое партнерство

 

Софинансирование

 

Спонсорство

 

Меценатство

 

 

Формирование благоприятного «экономического» имиджа

 

Формирование устойчивых экономических отношений между коммерческими и государственными организациями и НКО

 

 

Организационно малозатратные, но возможность реализации связана с высокой квалификацией персонала, способного результатами своей деятельности «заинтересовать» внешних суъектов

 

Государственно-общественные Повышение статусности НКО сферы услуг Прохождение общественно-профессиональных аккредитаций, государственно-общественных экспертиз, аудита с получением подтверждающих документов (дипломов, сертификатов, протоколов и т.д.)

 

Приведение содержания и структуры НКО сферы услуг в соответствие с потребностями рынка

Развитие системы оценки качества деятельности НКО сферы услуг

Создание единой информационной системы для НКО сферы услуг

 

 

Мало- и среднезатратные

и тем самым способствовать решению вопросов привлечения ресурсов. Очевидно, что наибольший эффект будет достигнут в случае комплексного применения выделенных методов и инструментов. Однако в силу различия их экономических характеристик вполне вероятна возможность их поэтапного «включения» в инструментарий управления ресурсами НКО.

В заключении, следует еще раз подчеркнуть, что активизация роли некоммерческих организаций в российской экономике возможна только при условии повышения эффективности их функционирования. Чем более зрелыми, устойчивыми будут некоммерческие организации, тем больше будут получаемые обществом от них выгоды. В свою очередь, развитие некоммерческих организаций, повышение эффективности их деятельности непосредственно зависит от обеспеченности экономическими ресурсами в количестве и качестве, достаточном для результативной деятельности. В условиях рыночной экономики, не умаляя роли государственного участия в развитии некоммерческого сектора, более активная позиция требуется и от самих некоммерческих организаций, что требует развития их менеджмента и тех его функциональных направлений, которые традиционно считалась атрибутом менеджмента коммерческого сектора.


Библиографический список
  1. Андреев С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов / Маркетинг в России и за рубежом, 1999, – №5, – с.30
  2. Морозова, Е.Я., Тихонова, Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы/ Е.Я.Морозова, Э.Д.Тихонова: учебное пособие. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 316-317 c.
  3. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. – Спб.: Лань, 2003. – 115 c.


Все статьи автора «Батов Алексей Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: