УДК 339.138

ДИСКОНТНАЯ СИСТЕМА – ПОЛЬЗА ДЛЯ КОГО?

Шакирова Зульфия Ханифовна
ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технологический университет"

Аннотация
Статья посвящена одной из распространённых и не очень затратных способов, позволяющих сохранить лояльность покупателей - дисконтной системе. В работе рассматриваются виды дисконтных карт, типы предоставляемых скидок. Также в статье я пытаюсь раскрыть плюсы и минусы каждого типа дисконтных карт и дисконтной системы вообще.

Ключевые слова: Дисконтная система, дисконтные карты, программа лояльности


DISCOUNT SYSTEM - GOOD FOR WHOM?

Shakirova Zulfiya Hanifovna
Kazan National Research Technological University

Abstract
This article is devoted to one of the common and not so expensive ways to maintain customer loyalty - discount system. The paper discusses the types of discount cards, types of discounts. Also in the article, I'm trying to uncover the pros and cons of each type of discount cards and discount system at all.

Keywords: loyalty Program, the discount system


Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х. Дисконтная система – польза для кого? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/08/2945 (дата обращения: 28.09.2017).

Торговля – одна из самых могущественных ветвей экономики. В истории не существует ни одного периода, когда её роль не оказывала бы влияния на жизнь людей. Розничные, оптовые  продажи внутри страны, охватывающие весь мир торговые сети, интернет-магазины и другие разнообразные виды торговых отношений являются неотъемлемой частью общественной, экономической, производственной сфер.

На торговлю возложена одна из основных задач общественного производства – удовлетворение потребностей населения. Но на современном этапе человек покупает товары не только из-за того, что нуждается в тепле, еде и жилье. XXI век в развитых странах – век технологий, век комфорта.  Населению всё доступно, за деньги человек может купить всё. Человеку свойственно желать иметь больше, чем он имеет, хотеть быть лучше других, лучше одеваться, жить в комфортных условиях, развлекаться.

Развитие торговли в экономически развитых странах приобрело значительный масштаб. Наряду с этим конкуренция также усиливается. В этих жёстких условиях не каждая торговая сеть, не каждый магазин способен выстоять. Таким образом, конкуренты стараются пополнить целевую аудиторию путём привлечения новых и стимулируя постоянных клиентов. Один из распространённых и не очень затратных способов, позволяющих сохранить лояльность покупателей  - дисконтная система.

Дисконтная карта, дисконтный купон — средство, которое гарантирует, что покупатель получит скидку, бонусы в торговых точках при соблюдении правил пользования дисконтных карт. Области применения дисконтных пластиковых карт обширны, которые включают как сферу обслуживания, так и торговлю: супермаркеты, торговые центры, магазины, аптеки, компании, занимающиеся различными услугами.

Дисконтные карты бывают разных видов: снабжённые штрих-кодом, магнитной полосой или чипом, сделанные из пластика, ламинированного картона или бумаги, где указаны величина скидки, срок действия, на электронных носителях с нанесённым кодом или изображением, содержащим в себе идентификационные данные скидки. Карты могут иметь индивидуальный номер или быть именными.

Также карты отличаются типами предоставляемых скидок: стандартные с фиксированным размером скидки, накопительные, бонусные.

Карты с фиксированными скидками просты в организации и не требуют больших финансовых вложений для компаний, но эти системы имеют такой большой недостаток, как слабый стимул у клиентов к совершению покупки именно в этом магазине.

Покупатель, используя накопительные дисконтные программы, имеет высокий стимул к покупке и стремится к накоплению скидки в одной компании. Но обычно держателю карты приходится выложить круглую сумму, чтобы достичь своей цели. Накопительную дисконтную программу используют: обувной супермаркет «Монро», сеть парфюмерно-косметических магазинов «Л’Этуаль», салон женской одежды «Befree» и другие.

Бонусные программы сильно стимулируют покупателей для совершения покупок. Держатель карты рассматривает приобретаемую вещь не только со стороны необходимости, теперь покупка приобретает дополнительную ценность: бонусы. Клиент стремится к увеличению бонусного счета, и поэтому приобретают вещь дороже. Принцип «покупая – зарабатывай» гораздо привлекательнее принципа «покупая – экономь». Но обычно программа охватывает не все товары, предлагаемые компаниями. И, о том, что бонусы от покупки товара не будут начислены, покупатель узнаёт только при оплате. Обычно, на бонусы можно приобрести только бесполезные, не пользующиеся спросом покупки: сборник дисков, кружку и тому подобное. И стоит помнить, что размер бонусов будет меньше, чем скидка, которую бы вы могли получить. Карты «Megacard», «Yo-Yo», использующиеся в сети магазинов «Детский мир», сеть продаж электроники и бытовой техники «М.Видео», центр мобильной связи «Связной» и другие компании используют бонусную систему.

Дисконтная система является примером программы лояльности, которая придумана с целью разработки программ для увеличения повторных продаж, привлечения новых клиентов, продажи товаров и услуг, не пользующихся спросом, маркетинговых исследований. То есть, программа лояльности включает приёмы, предназначенные для  прироста прибыли магазина.

На поверхностях дисконтных карт размещена основная информация о компании, поэтому они являются средством рекламы и часто необходимы при проведении рекламных кампаний. Также дисконтная система, благодаря персонификации клиента, позволяет проводить маркетинговые исследования, определяя предпочтения клиентов. Кроме этого, покупатели всё время носят с собой разнообразные карточки и невольно рекламируют те или иные организации.

Самым удачным примером, действующим и по настоящее время, является дисконтная система Diners Club, которая была создана в 1949 году предпринимателями Блумингдейлом, Макнамаре и Снайдером, которая и сегодня позволяет делать покупки в разных странах, ужинать в ресторанах и получать при этом скидки.

Благодаря программе Diners Bonus Club клиенты могут копить баллы за оплату картой товаров и услуг и обменивать их на различные подарки, услуги, “воздушные мили” компании “Аэрофлот” и других авиаперевозчиков. [1]

Согласно исследованиям, проведённым в 2011 году британской компанией Finaccord, 14,5% мирового населения (примерно 650 миллионов человек) являются участниками хотя бы одной программы лояльности, причём их количество ежегодно растёт. Компании предлагают покупателям разные виды вознаграждения. Например, Facebook распространяет купоны, в Groupon клиенты могут копить баллы.[2]

На самом деле, психологический эффект от пользования дисконтной картой сильнее, чем экономический. Обычно, особенно при покупке дешёвого товара, клиент имеет незначительную скидку. Покупатель просто рад, что потратил меньше. И, как правило, человек не подсчитывает, сколько же он действительно сэкономил.

Дисконтная карта, конечно, позволяет сберечь бюджет, но основное её предназначение – как можно сильнее привязать покупателя именно к этому магазину. Несмотря на расходы по скидкам, прибыль предприятий от использования дисконтной системы можно сопоставить с правилом Парето: 20% постоянных покупателей обеспечивают 80% прибыли.


Библиографический список
  1. Центр финансового образования http://www.fintraining.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1302
  2. Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru/libcomm/dm/loyal_progr_types.htm?printversion


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: