УДК 316.422+364.48

ИННОВАЦИИ И ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Апарин Игорь Андреевич
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
в статье анализируется роль инноваций в развитии организаций, предоставляющих социальные услуги гражданам, приводятся результаты исследования, проведенного автором.

Ключевые слова: инновация, развитие, социальная организация, социальная сфера, социальные услуги


INNOVATIONS AND GENESIS OF THE SOCIAL ORGANIZATIONS

Aparin Igor Andreevich
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract
In article the role of innovations in development of the organizations providing social services to citizens is analyzed, results of the research conducted by the author are given.

Библиографическая ссылка на статью:
Апарин И.А. Инновации и генезис социальных организаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/08/2906 (дата обращения: 22.02.2018).

В настоящее время потребность в инновационных методах оказания социальных услуг огромна. Не прекращающийся и обусловленный самим развитием общества рост потребностей людей требуетсоответствующих изменений со стороны социальных организаций. В данном случае социальные организации понимаются как предприятия, учреждения и службы, занятые решением социальных проблем, оказанием услуг гражданам, нуждающимся в социальной защите. Среди них следует назвать центры занятости населения, дома-интернаты, комплексные центры социального обслуживания населения и др.

Особая роль в исследуемом нами процессе отводится инновациям, которые должны внедряться во все сферы организации, для того, что бы она могла справиться с нагрузкой. При этом инновационный процесс должен быть постоянен, поскольку справится со своей работой лишь консервативными методами, для организации со временем станет невозможно.

Непредвиденность и непредсказуемость результата нововведений неразрывно связаны с инновационным риском. Риск — это затрата усилий, средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Следует отметить, что социальные нововведения осуществлять особенно трудно, так как наблюдается неопределенность их параметров и результатов. К примеру, по оценке некоторых исследователей, внедрение инноваций в деятельность службы занятости населения (введение административных регламентов предоставления государственных услуг центрами населению и передача государственной службы занятости из федерального подчинения в регионы) не принесло ожидаемых результатов и даже, наоборот, в некоторых случаях осложнило работу ведомства. [4] [5]

С целью выяснения того, как инновационный процесс влияет на качество работы социальных организаций, было проведено исследование последних инноваций внедренных в работу департамента социальной защиты Владимирской области, а именно отдела, расположенного в г. Муром. Необходимость решения исследовательских задач  и качественно-количественного анализа [6]обусловила использование таких методов, как интервьюирование, невключенное наблюдение (во время прохождения практики)  и анализ документов, которые позволили выявить значимые инновации, которые были введены за 2012 год.

В мае 2012 года начала действовать государственная программа «Детские пособия авансом». По заявлению получателя выплата пособия может быть произведена одновременно за три месяца вперед, при условии, что период досрочной выплаты не превышает периода назначения пособия. Данная программа позволяет облегчить подготовку детей к школе, заблаговременно приобрести необходимую одежду, учебники и школьные принадлежности на следующий учебный год. Заявление о досрочной выплате  принимались  в период с 1 июня по 31 июля отделом социальной защиты населения по месту жительства. Выплата была произведена в августе за три месяца (август, сентябрь, октябрь).

В июле 2012 года была введена новая услуга для жителей Мурома «Предварительная запись на прием к специалистам по вопросу предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Стоит отметить, что данная услуга не может считаться полноценной инновацией, поскольку аналогичные услуги во многих других государственных и не государственных организациях уже давно были введены. Не смотря на это, она все также актуальна. Многие работающие граждане ограничены во времени и не могут позволить себе стоять в очереди. Предварительная запись позволяет им зарезервировать для себя время приема у специалиста. Еще одним минусом данной «инновации» является то, что пока организованна только запись через телефон, для соответствия современным тенденциям необходима возможность записи через интернет.

Также важным аспектом внедрения инноваций в работу организаций подобных Департаменту социальной защиты является внесение поправок в законодательные акты. За 2012 год было внесено немало поправок в указы и постановления губернатора Владимирской области, направленных на ускорение темпов рассмотрения и предоставления мер социальной помощи. К примеру, выплаты социального пособия на погребение в случае рождения мертвого ребенка теперь производится по истечении 154 дней беременности, а не по истечении 196 дней.

С помощью интервьюирования и наблюдения удалось отметить, что сотрудники организации ознакомлены со всеми последними инновациями в их работе, а также активно предлагают клиентам оформить  новые виды пособий и услуг. Это говорит о высоком уровне инновационного потенциала, как самой организации, так и ее работников. Последний фактор видится особенно важным, т.к. кадровые ресурсы является важнейшим фактором функционирования и развития всей организации. [7] [8]

Для достоверной проверки влияния инноваций на уровень удовлетворенности клиентов услугами организации было проведено совместное со специалистами организации анкетирование. Выборка составила 110 человек – клиентов исследуемого отдела органов социальной защиты населения.

Первостепенной задачей данной анкеты было выявить достаточно ли клиенты, информированные о последних инновациях в системе социальной защиты. Установлено, что приблизительно 91% респондентов считает уровень информированности достаточным.

Выявлено, что 68% респондентов видят улучшения в качестве работы организации. Для повышения точности этой оценки дополнительно было подсчитано, какой процент людей ранее пользовавшихся социальными услугами данной организации считается, что качество ее работы улучшилось. Среди них улучшения отметило 62,5%, это указывает на заметность пользы инноваций для клиентов организации. Однако лишь 9% оценили текущий уровень обслуживания как высокий, 54,5% указали средний уровень и 36,5% низкий. Из этого следует, что текущие меры социальной поддержки не могут в достаточной мере удовлетворить потребности общества.

Кроме этого удалось установить некоторые из проблем присутствующих в данной организации а, следовательно, потенциальных направлений для разработки инноваций:

Порядок предоставления. 77,3% респондентов устраивает существующий порядок предоставления социальных услуг в департаменте социальной защиты, 13,6% считают его приемлемым и 9,1% он кажется неудобным. Можно заключить, что порядок предоставления работоспособен и не требует значительных изменений.

Проблемы в работе отделов социальной защиты, по мнению клиентов. Наиболее острыми проблемами респонденты отметили сбор справок 40,9% и большие затраты времени 31,8%. С определенной точки зрения это две стороны одной проблемы. Именно необходимость большого количества справок и сложности в их получения увеличивают общее время, которое человек затратит на оформление нужной ему социальной услуги. Наиболее эффективным решение здесь видеться путь технологизации, если бы людям стала доступна возможность получения справок дома, заполняя все необходимые формы через интернет или же создание электронных видов справок, то это ощутимо облегчит как сложности граждан, так и работу самих специалистов.

Как отмечают 82% респондентов, оформление услуги в отделе социальной защиты занимает не более получаса. Это подтверждает предыдущие выводы о том, что люди больше времени тратят на то, чтобы собрать все необходимые справки для отдела социальной защиты.

Кроме анкетирования для оценки влияния инноваций на эффективность работы были проанализированные отчеты о проделанной работе за 9 месяцев 2012 года и за аналогичный период 2011 года. За 2011 год Меры социальной поддержки в виде денежных выплат получили около 46 тысяч человек в размере 250 млн. рублей. А за 2012 год Меры социальной поддержки в виде денежных выплат получили свыше 47 тысяч человек в размере 288,4 млн. рублей. Из этого следует, что на данный момент на тысячу человек приходится 6,1 млн. рублей денежных пособий а, каждый отдельный человек в среднем получает 6100 рублей, в 2011 эта сумма составляла 5400. Даже такой незначительный рост показывает, что инновации оказывают положительное влияние на качество работы отделов социальной защиты.

Был составлен примерный прогноз роста размера денежных пособий при нынешнем темпе внедрения инноваций, согласно которому к 2018 году, каждый гражданин имеющий право на денежные пособия в среднем будет получать 10000 рублей за 9 месяцев.

Проанализировав особенности развития социальной организации, можно сделать выводы: несмотря на внедрение в деятельность службы инноваций, темпы развития организации можно характеризовать как медленные. При этом результаты позволяют утверждать, что внедрение инноваций ведет к неуклонному росту эффективности работы службы, в связи с чем необходимо вести более интенсивную разработку новых путей улучшения предоставляемых социальных услуг.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Абаев А. Социальная значимость современного инновационного процесса // Социальная политика и социальное партнерство. — 2008. — № 7. – С. 24-29.
  2. Бодак А. В. Социальная работа: инновационный путь развития // СОТИС. – 2008. – № 5. – С. 5 4 -60.
  3. Жуков В. И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социологические исследования. — 2005. – № 6. – С. 2 5 -34.
  4. Горина Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования //Регионология. – 2010. – №2. – С.176-186.
  5. Горина Е.Е. Развитие государственной службы занятости в России // Современная экономика: проблемы, перспективы, тенденции. – 2012. – №6.– C. 2-2.
  6. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы //Алгоритмы, методы и системы обработки данных. -2011. – №17. – С.4-4.
  7. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №6. – С.23.
  8. Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. – 2013. №7. – С.14.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «AIA»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: