СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Магафуров Ильгиз Раудисович
Аудиторская фирма «Аудит-Классик»

Аннотация
В статье сформулированы принципы налоговой оптимизации, проведен анализ применяемых в России методов налоговой оптимизации, определены налоговые риски, возникающие при планировании налоговой нагрузки. Автором сделан вывод о необходимости тщательного планирования оптимизационных мероприятий в рамках существующего правового поля, чтобы снизить вероятность получения необоснованной налоговой выгоды.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговая оптимизация, налоговые риски, необоснованная налоговая выгода


THE NATURE, TYPES, PRINCIPLES AND PRACTICES OF TAX OPTIMIZATION

Magafurov Ilgiz Raudisovich
Auditing firm «Audit-Classic»

Abstract
In this article the principles of tax optimization are formulated, the analysis methods used in the Russian tax optimization, identified tax risks that arise in the planning of the tax loading. The author concluded that the need for careful planning optimization measures in the framework of the existing legal framework in order to reduce the likelihood of unjustified tax benefit.

Keywords: tax loading, tax optimization, tax risks, unjustified tax benefit


Библиографическая ссылка на статью:
Магафуров И.Р. Сущность, виды, принципы и методы налоговой оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/08/2885 (дата обращения: 12.03.2024).

На современном этапе развития экономики эффективная минимизация налогообложения для хозяйствующих субъектов так же важна, как и разработка производственной или маркетинговой стратегии. Это обусловлено не только экономией затрат за счет уменьшения платежей по налогам, но и безопасностью организации.

Вопросы, связанные с минимизацией налогообложения, являются одними из наиболее сложных для квалификации правоприменителем. В российской литературе понятие «минимизации налогообложения» употребляется тождественно понятию «избежание налогов». В английской литературе понятия «избежание налогов» и «уклонение от налогов» существенно отличаются. Первый термин характеризуется использованием всей информации о системе налогообложения, соблюдением законодательства с целью уменьшения денежных выплат в бюджет и рационализацией денежных потоков. Второй термин характеризуется сознательным нарушением законодательства путем сокрытия своих обязательств и представления ложных сведений с целью любыми способами уменьшить сумму денежных выплат в бюджет [13].

В РФ данные понятия соответствуют доктрине обоснованной и необоснованной налоговой выгоды в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ №53 от 12.10.2006. Согласно ей, под налоговая выгода – это уменьшение объема налоговой обязанности, возникающее из-за уменьшения налоговой базы, предоставления налоговых вычетов, налоговых льгот, использования пониженной налоговой ставки, а также получение права на возмещение сумм налога из бюджета.

Налоговая выгода признается необоснованной, например, в случаях, если для целей налогообложения факты хозяйственной деятельности отражены  с искажением их реального экономического смысла или если отражены операции, осуществленные вне связи с разумными экономическими или иными причинами.

Налоговая выгода не признается обоснованной, если получена налогоплательщиком без осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом стоит подчеркнуть, что возможность достижения тех же финансовых результатов деятельности налогоплательщика с меньшей налоговой выгодой, полученной путем совершения иных не запрещенных законом операций, не приводит к признанию налоговой выгоды необоснованной.

О необоснованности налоговой выгоды свидетельствуют доказанные доводы налоговых органов о существовании следующих фактов:

-      отсутствие возможности реального осуществления налогоплательщиком продекларированных им операций с учетом времени их осуществления, местонахождения имущества налогоплательщика или объема материальных ресурсов, требующихся для производства соответствующих товаров, выполнения работ или оказания услуг;

-      отсутствие необходимых условий для осуществления налогоплательщиком продекларированной им экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

-      отражение для целей налогообложения только фактов хозяйственной деятельности, непосредственно связанных с возникновением налоговой выгоды, если при этом для задекларированного налогоплательщиком вида деятельности кроме того требуется осуществление других хозяйственных операций;

-       совершение хозяйственных операций с товаром, работами или услугами, которые не производились в объеме, указанном налогоплательщиком в бухгалтерских документах.

В то же время существуют обстоятельства, которые сами по себе не могут служить признаком признания выгоды необоснованной:

-      государственная регистрация налогоплательщика незадолго до осуществления соответствующей хозяйственной операции;

-      взаимозависимость участников сделок;

-      неритмичный характер хозяйственных операций;

-      нарушение налогового законодательства в прошлом;

-      разовый характер операции;

-      осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

-      осуществление расчетов с использованием одного банка;

-      осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

-      использование посредников при осуществлении хозяйственных операций [10, 12].

Налоговая система любой страны затрагивает интересы налогоплательщиков, так как в результате уплаты налогов изымается определенная часть имущества налогоплательщика. Поэтому налогоплательщики пытаются уменьшить величину налогового бремени. Защита имущества является очень сильной мотивацией уменьшения суммы налогов к оплате. Кто-то из налогоплательщиков выбирает законный способ уменьшения налогового бремени, а кто-то − сознательно нарушает действующее законодательство.

Во всех странах как умышленное сокрытие доходов, так и «раздувание» расходов является преступлением, имеет противоправный характер. В то же время добросовестная уплата налогов не должна быть бездумной.

Налоговая минимизация − это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая.

Грамотная минимизация налогообложения позволяет организации находиться в стабильном, устойчивом состоянии, позволяет прогнозировать существующие риски, а также избежать крупных неоправданных убытков.

Любая организация при налоговой минимизации должна соблюдать требования действующего налогового законодательства, в противном случае действия налогоплательщика будут квалифицированы как налоговое правонарушение. Поэтому налоговая минимизация сопряжена наличием налоговых рисков [14].

Под рисками налоговой минимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Налоговыми рисками являются:

-      риски налогового контроля;

-      риски усиления налогового бремени;

-      риски уголовного преследования.

Проводить минимизацию налогообложения лучше всего задолго до регистрации организации, так как будущая система налогообложения компании определяется в момент создания. К тому же на данном этапе минимизация налогообложения является наиболее эффективной, так как будут отсутствовать ошибки или их количество будет намного меньше, чем в будущем периоде.

Организациям, которые не заботятся о минимизации налогообложения может принесен заметный финансовый ущерб, а иногда может встать вопрос и о самом существовании предприятия.

Значимое количество хозяйствующих субъектов не понимает, что их система налогообложения построена не оптимально или с большими ошибками, в связи с этим возникают большие суммы выплат по налогам в бюджет. Из‑за этого у организаций возникает желание уклониться от налогов, что является противозаконным.

Для грамотной минимизации налогообложения, построения наиболее эффективной модели уплаты налогов, экономии денежных средств законными способами необходимо в первую очередь четкое знание Налогового кодекса РФ, разъяснений и писем Министерства финансов РФ.

Система налогообложения в России в плане законодательства очень сложна и нестабильна, постоянно вносятся изменения в акты, имеются пробелы в законодательстве [10]. В связи с этим, учитывая условия в нашей стране, необходимо уделять большое внимание судебной и правоприменительной практике.

С точки зрения минимизации налогообложения переплата налогов считается такой же грубой ошибкой, как и их недоплата, так как в данном случае организации так же будет причинен некий ущерб (недополученный доход от вложений)

При проведении мероприятий, связанных с минимизацией налогообложения необходимо привлекать разных специалистов (руководителей, бухгалтеров, инженеров, юристов) и учитывать мнение каждого, так как нужно учитывать все аспекты и в то же время последствия от проведения данных мероприятий.

Понятие налоговая минимизация включает в себя:

-      минимизацию системы налогообложения организации на этапе создания;

-      оценку существующих рисков, недостатков с учетом разъяснительных писем Министерства финансов РФ и судебной практики и выдача рекомендаций по устранению этих недостатков;

-      изучение, анализ и сопровождение сделок с целью исключения отрицательных налоговых последствий;

-      оценку договоров с целью определения налоговых рисков;

-      разработку договоров и прочих документов для исключения налоговых рисков;

-      анализ действий налоговых органов при проведении налоговой проверки с целью обнаружения действий, нарушающих законодательство;

-      правильное и грамотное составление возражений на акты налоговой проверки в налоговые органы;

-      грамотное представление в суде интересов организации по оспариванию актов налоговых органов.

Элементами налоговой минимизации являются:

1)   Налоговый календарь, предназначенный для исчисления и уплаты налогов в требуемые сроки.

2)   План оптимизации налогообложения с указанием порядка осуществления конкретных действий.

3)   Точное исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение наличия дебиторской задолженности по договорам со сроком превышения срока исковой давности.

4)   Наличие эффективной системы бухгалтерского учета с целью использования её данных при проведений мероприятий минимизации налогообложения для получения информации о хозяйственной деятельности организации.

Комплекс мероприятий по минимизации налогообложения в уже действующей организации должен включать как минимум следующие этапы:

1)   Проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, проверка первичной документации, проверка договоров.

2)   Разработка собственно системы минимизации налогообложения. Обычно разработка данной системы требует разделения полномочий между структурными звеньями организации.

3)   Обновление договорной базы, преобразование некоторых договорных отношений в новые формы.

4)   Разработка системы равномерной уплаты налогов.

Видов налоговой минимизации очень много, всё зависит от конкретно выбранного критерия.

Наиболее распространенным является использование двух критериев, а именно:

-      законны ли действия налогоплательщика или нет;

-      предпринимает ли налогоплательщик какие-либо действия для уменьшения налогового бремени или нет.

На основе данных критериев выделяются 4 вида налоговой минимизации:

1) Действия налогоплательщика законны, он не предпринимает никаких действий по уменьшению налогового бремени, данный вид можно назвать классической минимизацией.

2) Действия налогоплательщика законны, он предпринимает определенные действия по уменьшению величины налоговых платежей.

3)  Действия налогоплательщика незаконны, налоговые платежи не осуществляются.

4)  Действия налогоплательщика незаконны, налоговые платежи осуществляются в обычном режиме.

Четвертый вид в реальной жизни практически отсутствует. Наиболее эффективным в данной классификации считается второй вид минимизации.

В зависимости от области предпринимаемых мер выделяются:

-      минимизация в рамках одной операции;

-      минимизация всей области предпринимательской деятельности.

Согласно применяемым способам выделяют следующие виды:

1) Разработка приказа об учетной политике.

2) Замена правоотношений.

3) Изменение количественных характеристик.

4) Применение льгот и освобождений.

В завимости от период действия налоговой минимизации выделяют:

-      стратегическая налоговая минимизация;

-      налоговая минимизация отдельных хозяйственных операций.

Стратегическая налоговая оптимизация подразумевает следующие действия:

-      обзор проектов нормативных правовых актов;

-      обзор судебной налоговой практики;

-      прогнозирование возможного развития событий;

-      разработка схем управления финансовыми, товарными, документарными и информационными потоками;

-      составление графика исполнения налоговых обязательств;

-      прогноз эффективности применяемых способов налоговой минимизации;

-      оценка риска применяемых способов;

-      проработка возможных неблагоприятных последствий минимизации.

Система минимизации налогообложения, как и любая система, основывается на определенных принципах − основных руководящих началах. Согласно классификации Ю.М. Лермонтова существуют следующие принципы [10]:

1)  Принцип адекватности затрат. Сумма средств, направляемых на проведение мероприятий по минимизации налогообложения, не должна превышать сумму уменьшения налоговых платежей. При этом учитывается сумма средств, направляемых не только внутренним структурам, но и сторонним организациям.

Соотношение затрат, связанных с проведением мероприятий по минимизации налогообложения, а также создания системы налоговой минимизации к величине средств, уменьшенных за счет данных мероприятий носит индивидуальный характер и зависит от многих обстоятельств, прежде всего от применяемых способов и от психологических особенностей каждого субъекта. На практике такой порог составляет 50−90 % размера уменьшаемых налогов. Если эффект от внедрения системы невелик, то многие организации откажутся от этого, так как данный процесс требует много времени и участия многих специалистов. Большинство способов минимизации требует и определенных расходов на их ликвидацию. В некоторых случаях эти расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Например, зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо проще, чем его ликвидировать.

2) Принцип юридического соответствия. Система минимизации налогообложения должна соответствовать нормам законодательства как российского, так и международного.

Данный принцип иногда еще называют тактикой «наименьшего сопротивления». Суть данного принципа заключается в недопущении проведения мероприятий по минимизации налогообложения на основе наличия пробелов в законодательстве или положений, трактуемых по-разному. В тех случаях, когда некоторые положения в законодательстве являются спорными и имеют различную трактовку, возникает вероятность рассмотрения данных вопросов в суде, что может привести к дополнительным затратам. В противном же случае систему минимизации придется доработать, изменить, что существенно может сказаться на результате. К тому же некоторые спорные моменты могу быть в дальнейшем урегулированы законодательством, причем не так как хотелось бы налогоплательщику. Основной риск несоблюдения данного принципа − возникновение незапланированных затрат, что может привести к нарушению принципа адекватности затрат.

3)  Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о проводимых мероприятиях по минимизации налогообложения, конкретных способах её осуществления должен быть ограничен. Это означает, что:

-      отдельные исполнители, структурные единицы, участвующие в процессе минимизации налогообложения не должны представлять всю картину данного процесса, а должны лишь иметь определенные инструкции локального характера, которые касаются только их самих;

-      должностные лица и собственники должный избегать случаев попадания информации, связанной с планами минимизации, её стратегии в руки других лиц, не участвующих в данном процессе или не имеющих достаточных полномочий для доступа с такой информации.

4)  Принцип подконтрольности. Для достижения желаемых результатов от минимизации налоговых платежей необходима подконтрольность всех звеньев цепи руководящему началу, она позволяет добиваться положительных результатов, а так же воздействовать на конкретных исполнителей с целью улучшения работы каждого элемента комплекса мероприятий.

Наиболее сложным остается момент соотношения принципов конфиденциальности и подконтрольности. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, не являются взаимоисключающими. Разумное сочетание данных принципов обеспечивает высокую безопасность данного процесса минимизации налоговых платежей с достижением запланированного результата.

5)  Принцип допустимого сочетания формы и содержания. На практике известны случаи, когда организации, не имеющие в собственности основных средств или имеющие в штате только директора, оказывали транспортные услуги или осуществляли полиграфическую деятельность. В соответствии с Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 в данном случае будет признаваться необоснованная налоговая выгода.

Соответствие юридических фактов и фактических действий имеет огромную роль не только для обеспечения безопасности от участия нежелательных лиц, но и для исключения подозрений со стороны проверяющих органов [7].

В первую очередь данный принцип связан с наличием в Гражданском кодексе РФ таких понятий как «недействительная сделка», «притворная сделка», «мнимая сделка», а также с наличием в Уголовном кодексе РФ статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству.

6)  Принцип нейтралитета. Минимизацию налогообложения необходимо осуществлять за счет уменьшения собственных налоговых платежей, а не за счет увеличений налоговых платежей контрагентов.

Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые взаимоотношения между экономическими субъектами носят характер сообщающихся сосудов, то есть уменьшение платежей одного субъекта приводит к увеличению платежей другого субъекта. Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

7) Принцип диверсификации. Минимизация налогообложения подвержена влиянию различных факторов: как внешних, так и внутренних. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, неправильный расчет плана, какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При этом необходимо помнить, что изменения в уголовном законодательстве могут играть существенную роль при наступлении негативных последствий, так как размер санкций зависит от размера негативных трансакций.

8) Принцип автономности. Все действия по минимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от других участников.

Принцип автономности требует дополнительных затрат, но в то же время повышает безопасность данных мероприятий в связи с уменьшением влияния на них недобросовестных контрагентов [9,12].

Рассмотрев данные принципы, видно, что использование пробелов, коллизий в законодательстве требует внимательного анализа и индивидуального подхода, их использование характеризуется высокой степенью риска.

Более эффективны, с точки зрения долгосрочного развития бизнеса, построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и проведение в соответствии с этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения.

Можно выделить два основных типа налоговой минимизации:

1)    Уменьшение суммы налога.

2)    Отсрочка уплаты суммы налога.

В первом случае происходит уменьшение величины налогов в абсолютном выражении, во втором же случае происходит перенос срока уплаты налогов. Выгода от отсрочки уплаты определяется исходя из суммы которая перенесена на другой срок, банковского процента за использование средств и срока на который перенесен платеж. В качестве банковского процента для упрощения можно брать среднюю ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

С.М. Джаарбеков выделяет следующие методы минимизации налогообложения [2,3]:

1)  Использование пробелов в законодательстве. Данные метод является наиболее рискованным и может принести выгоду лишь в краткосрочном периоде, так как государство рано или поздно устраняет эти пробелы и в большинстве случаев не в пользу налогоплательщика. Применение данного метода может привести к спорным ситуациям с налоговыми органами и рассмотрению данных споров с в суде.

2)  Метод выявления ошибок. Во многих случаях налогоплательщики совершают ошибки, связанные с исчислением и уплатой налогов. В связи с этим может возникнуть недоплата или переплата налога. Недоплата, выявленная налогоплательщиком самостоятельно не подвергается взысканием штрафов. Система выявления ошибок прежде всего основывается на хорошо построенной системе внутреннего контроля.

3)  Применение налоговых льгот. Налоговым законодательством нашей страны предусмотрено большое количество льгот по налогам. Но не все субъекты предпринимательской деятельности применяют их или применяют неправильно. К тому же в многие льготы устанавливаются законодательством субъектов или местных органов, то есть применять их могут только организации, зарегистрированные на соответствующей территории.

4) Выбор формы деятельности. Организации в процессе своего образования выбирают форму деятельности. Это играет очень большую роль в целях минимизации налогообложения. Так организация выбирает вид юридического лица, может создавать обособленные подразделения, может объединиться с другим юридическим лицом и так далее [5]. Использование данного метода возможно как на этапе создания организации, так и на этапе функционирования. Использование данного метода требует внимательного анализа возможных форм деятельности для учета дальнейших последствий.

5)  Правильное формирование учетной политики. Во многих случаях законодатель даёт право выбора налогоплательщику из нескольких альтернативных вариантов, способов, методов при организации налогового учета. Данные способы должны быть указаны в учетной политике для целей налогообложения. Учетная политика, как правило, формируется до начала года. Поэтому до начала года необходимо проанализировать возможные методы учета и выбрать наиболее благоприятный для организации.

6)  Применение офшоров. Суть данного метода заключается выведении прибыли организации через компании, зарегистрированные на территориях с льготным налогообложением [11]. Так как на данных территориях применяются пониженные ставки налогообложения, соответственно сумма налоговых платежей будет значительно меньше. К тому же в офшорах предусмотрен упрощенный порядок налогового контроля.

7)  Использование льготных схем налогообложения. Суть данного метода заключается в том, что для некоторых категорий налогоплательщиков предусматриваются льготные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН), поэтому иногда возникает вопрос выбора льготного режима налогообложения или применения общей системы налогообложения.

8)  Изменение срока уплаты налога. Законодательством предусмотрено изменение срока уплаты налога, то есть уплату налога можно произвести в более поздние сроки. Зачастую это достигается при применении трансфертного ценообразования [4,6]. В данном случае выгода от применения данного метода будет выражена величиной процентов, которые сэкономлены в результате данной отсрочки. Для простоты, величину процентов можно взять как среднюю ставку рефинансирования Центрального Банка РФ за период, на который предоставлена отсрочка.

9) Правильная организация сделок. Правильная организация сделок может сыграть большую роль в целях налоговой минимизации. А.В. Брызгалин выделяет следующие методы [1]:

-      метод разделения отношений;

-      метод замены отношений.

В первом случае один договор может быть разделен на два и или несколько договоров, во втором случае происходит замена одного договора другим.

10)  Лоббирование. В некоторых случаях налогоплательщик может влиять на принятие тех или иных нормативно-правовых актов и тем самым может добиться наиболее благоприятных условий налогообложения. Как правило, это крупные организации имеющие большой политический вес. Лоббирование возможно на трех уровнях: на уровне государства, на уровне субъекта, на местном уровне.

11)  Минимизация налоговых рисков. Суть этого метода заключается в снижении существующих налоговых рисков. К данному методу относится, например, правильное оформление документации, воздержание от заключения нежелательных сделок.

12)  Прогнозирование изменений налогового законодательства. Данный метод налоговой минимизации не всегда позволяет получить тот или иной эффект, но, тем не менее, им не следует пренебрегать [8]. Если бы налогоплательщику были известны все предстоящие изменения в законодательстве, то это смогло бы решить его многие проблемы. Но в то же время предвидеть конкретные изменения не всегда возможно. В то же время следует учитывать то, что большинство нормативно-правовых актов до вступления в силу широко обсуждаются в прессе, телевидении. К тому же до вступления в законную силу они проходят определенные этапе законотворческого процесса. Тем самым в некоторых случаях можно спрогнозировать изменения в налоговой системе и тем самым перестроить собственную систему налогообложения в организации.

Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.


Библиографический список
  1. Беспалов, М.В. Схемы минимизации налогообложения / М.В. Беспалов, Ф.Н. Филина. -М: РОСБУХ, 2010. -268 с.
  2. Джаарбеков, С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения/С.М. Джаарбеков. -М: МЦЭФР, 2005. -815 с.
  3. Джаарбеков, С.М. Основы налогового планирования: Методическая база законной оптимизации налогообложения/С.М. Джаарбеков, Г.М. Акчурина, О.А. Старостина и др.; Под общ. ред. С.М. Джаарбекова. СПб.: Сменные страницы: МЦФЭР, 2006. -245 с.
  4. Иванов, А.Е. Экономия на налоговых платежах как источник синергизма при вертикальной интеграции промышленных предприятий/А.Е. Иванов//Экономика, управление и инвестиции: сборник научных трудов. -Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. -С. 9-11.
  5. Иванов, А.Е. Налоговые мотивы: ненавязчивое исполнение/А.Е. Иванов//Финанс. -2011. -№19(398). -С. 53-55.
  6. Иванов, А.Е. Применение трансфертных цен в российских интегрированных структурах для минимизации косвенных налогов: перспективы развития/А.Е. Иванов//Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. -С. 31-32.
  7. Иванов, А.Е. Влияние юридической формы сделки по присоединению предприятия на налогооблагаемую прибыль/А.Е. Иванов//Наука ЮУрГУ: материалы 63-й научной конференции. Секции экономики, управления и права: в 3 т. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. -Т. 2. -С. 155-158.
  8. Иванов, А.Е. Налоговые мотивы слияний и поглощений в России в свете изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января 2012 г./А.Е. Иванов//Уровневое финансово-экономическое образование в России: проблемы внедрения компетентностного подхода. Материалы ежегодной международной научно-методической конференции и выездных заседаний Учебно-методических советов УМО по специальностям (профилям подготовки) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и секции среднего профессионального образования. Часть 1. -Москва: Финансовый университет, 2012. -С. 274-277.
  9. Лермонтов, Ю.М. Налоговая отчетность – 2011: что учитывать из налоговых новаций/Ю.М. Лермонтов. -М.: Международная Медиа Группа, 2011. -45 с.
  10. Лермонтов, Ю.М./Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов/Ю.М. Лермонтов. -М: Налоговый вестник, 2011. -244 с.
  11. Лермонтов, Ю.М. Налоговая ответственность: ведение деятельности с помощью обособленного подразделения, не поставленного на налоговый учет по своему месту нахождения/Ю.М. Лермонтов//Бухгалтер и закон. -2011. -№1. -С. 37-41.
  12. Лермонтов, Ю.М. Налоговая выгода: проверка обоснованности/ Ю.М. Лермонтов//Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. -2010. -№10. –С.26-29.
  13. Либерман, К.А. Типичные ошибки при расчете налогов/К.А. Либерман, В.Д. Горбулин. – 2-е изд. -М: Изд-во РоссБух, 2010. -233 с.
  14. Семенихин, В.В. Налог на прибыль организаций/В.В. Семенихин. -М: РОСБУХ, 2011. -315 с.


Все статьи автора «Updater»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: