УДК 338.2

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ершова Наталья Николаевна
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные аспекты реализации федеральных целевых программ в регионе, а именно объемы финансирования и освоения средств по ним. Представлено сравнение приоритетов финансирования целевых программ с общероссийскими тенденциями.

Ключевые слова: лимит финансирования, освоение средств, программная часть, структура бюджетных ассигнований, федеральные целевые программы


THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL PROGRAMS IN THE KEMEROVO REGION

Ershova Natalja Nikolaevna
Kemerovo State University

Abstract
This article discusses the main aspects of the implementation of federal programs in the region, namely the funding and disbursement of funds for them. A comparison of the funding priorities of targeted programs with national trends.

Keywords: disbursement, federal programs, the limit of funding, the software part, the structure of the budget allocation


Библиографическая ссылка на статью:
Ершова Н.Н. Реализация федеральных целевых программ в Кемеровской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2864 (дата обращения: 08.06.2018).

Для решения наиболее острых проблем в Кемеровской области на протяжении ряда лет успешно применяется программно-целевой подход. Что касается федеральных целевых программ (ФЦП), то в Кузбассе они начали активно реализовываться в условиях посткризисного восстановления экономики страны и региона. В условиях трансформационного спада на федеральном уровне были разработаны нормативно-правовые основы их реализации только к 1997 г. Приоритет отдавался тем федеральным программам, которые отражающие специфику отдельных регионов России такие, как развитие регионов Крайнего севера или приграничных территорий.

Таким образом, фактическая реализация ФЦП на территории Кемеровской области началась с 1998 г. До этого финансирование из федерального бюджета происходило в рамках мероприятий, заявленных в региональных целевых программах Кузбасса. Данное понятие утратило силу в связи с принятием соответствующего областного закона «О признании утратившим силу Закона Кемеровской области «О региональных целевых программах Кемеровской области» № 113-ОЗ от 18.12.2008.

Проанализируем динамику объемов финансирования по ФЦП, реализуемым на территории региона в 1998-2012 гг. В целом за данный период времени наблюдается увеличение объема освоенных финансовых средств по данным программам с 301 млн. руб. в 1998 г. до 5672 млн. руб. в 2012 г. Это является следствием возросшего финансирования социально значимых программ [1, c. 139]. В целом объем освоения финансовых средств по ФЦП, реализуемым на территории региона, представлен на рисунке 1.


Рисунок 1 – Освоение финансовых средств по ФЦП в 1998-2012 гг.

Помимо роста объемов финансирования ФЦП, наблюдается расширение их перечня. Если в 1998 г. из федерального бюджета финансировалось 20 программ, то в 2012 г. данный показатель возрос до 23. Наибольшее число ФЦП наблюдалось в 2004 г., когда из федерального бюджета финансировалось 42 программы. Такое различие в количестве реализуемых программ объясняется тем, что каждая программа имеет определенный срок реализации и не все программы, реализуемые в текущем году, повторялись в последующие годы ввиду окончания их срока.

Тем не менее, следует отметить, что в 1998–2012 гг. рост объемов финансирования федеральных целевых программ носил цикличный характер. Периоды спада наблюдались в 2000, 2004 и 2008 и 2010 гг. Но в целом за 1998–2008 гг. выделенные средства из федерального бюджета на ФЦП региона превышали установленный лимит. Устойчивая противоположная тенденция наметилась уже в 2010-2012 гг.

На протяжении анализируемого периода объем выделенных на реализацию ФЦП финансовых средств был освоен почти в полном объеме (в среднем на 90%). Рассматривая процент выполнения федеральных целевых программ по годам, можно отметить, что он колеблется от 148,5% в 1999 г. до 83,3% в 2011 г.

Если проанализировать долю каждой федеральной целевой программы в общем объеме освоенных финансовых средств, то можно сделать вывод о том, что в период с 1998-го по 2008 г. наибольший удельный вес в нем занимала ФЦП «Модернизация транспортной системы». Исключение составляли 2000, 2001 и 2004 гг., когда доля финансирования на данную программу падала до 0%, 0% и 7% соответственно [1, c. 147].

В начале 2000-х гг. происходит активное развитие программ, связанных с поддержкой населения. В связи с этим меняются и приоритеты в финансировании федеральных целевых программ. Так, например, в 2000 г. наибольший удельный вес в финансировании ФЦП приходился на программу «Жилище» (около 55%), в 2001 г. – на ФЦП «Содействие занятости населения РФ», а в 2011 г. – на ФЦП «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями».

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на протяжении всего периода реализации ФЦП в Кузбассе, а именно с 1998 по 2012 гг. менялись как объем финансирования и освоения финансовых средств по ним, а также приоритеты в финансировании.

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению реализации федеральных целевых программ в Кемеровской области в 2010-2012 гг.

Финансирование реализации ФЦП в 2010 г. составило 1818,39 млн. руб., из них программная часть составила 1734,45 млн. руб. За январь-декабрь 2010 г. было профинансировано 95,3% от предусмотренного лимита на текущий год и освоено 1728,66 млн. руб. или 90,6% [2, c. 31].

Программная часть в 2010 г. состояла из 13 ФЦП. Наибольший объем финансовых средств был направлен на такие федеральные целевые программы, как «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)» (555,51 млн. руб. или 32%), «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг. и на период до 2012 г.» (280,47 млн. руб. или 16%) и «Культура России» (261 млн. руб. или 15%). Освоение финансовых средств по данным программам составило соответственно 91,6%, 100% и 95,2% соответственно.

В 2011 г. в Кузбассе на реализацию ФЦП было направлено 2746,67 млн. руб., в том числе на программную часть 2247,32 млн. руб., что составляло 97,2% от предусмотренного лимита на текущий год. Объем освоения финансовых средств по федеральным целевым программам составил 2354,74 млн. руб. или 83,3% [2, c. 33].

В рамках программной части реализовывалось 16 ФЦП. Наибольший удельный вес в объеме финансирования приходился на такие федеральные целевые программы, как «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)» (755,93 млн. руб. или 35%), «Развитие транспортной системы РФ» (313,04 млн. руб. или 14%), «Развитие образования на 2011-2015 гг.» (202,31 млн. руб. или 9%).

В частности объем освоения финансовых средств по данным программам составил соответственно 102,8%, 99,8% и 92,2%.

Объем финансовых средств, направленных на реализацию федеральных целевых программ в 2012 г. составил 6035,62 млн. руб., что составляло 95,9% от предусмотренного лимита. Освоение средств в 2012 г. составило 5672,75 млн. руб. или 90,1%.

Программная часть была профинансирована в сумме 5853,53 млн. руб. и была представлена 23 ФЦП. Больше всего средств было направлено на такие федеральные целевые программы, как «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)» (2195,65 млн. руб. или 38%), «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 гг.)» (863,57 млн. руб. или 15%) и «Жилище» (436,13 млн. руб. или 7%). Финансовые средства по данным ФЦП были освоены на 99,3%, 97,6% и 90,3% соответственно.

Если рассматривать в целом реализацию федеральных целевых программ в Кузбассе, то можно сделать вывод о том, что объемы финансирования за анализируемый период времени с 2010 по 2012 г. не превышают предусмотренных лимитов и составляют в среднем 96%.

Что касается объемов финансирования по ФЦП в абсолютном выражении, то можно отметить устойчивый рост данного показателя на протяжении всего рассматриваемого периода. В целом финансирование увеличилось в 3 раза (с 1818,39 млн. руб. в 2010 г. до 6035,62 млн. руб. в 2012 г.).

Объем освоения финансовых средств по данным ФЦП также растет в абсолютном выражении. В относительном выражении данный показатель на протяжении 2010-2012 гг. изменялся неравномерно. Наименьшее его значение было отмечено в 2011 г. (83,3%). В целом объем освоения финансовых средств по федеральным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области в 2012 г. снизился на 0,5% по сравнению с аналогичным показателем 2010 г.

Что касается количества реализуемых ФЦП, то данный показатель стабильно рос на протяжении всего исследуемого периода. Наибольшее его значение отмечено в 2012 г. (23 ФЦП), что связано с началом реализации большинства целевых программ в этот год.

Приоритеты в финансировании ФЦП также менялись на протяжении 2010-2012 гг. Следует отметить, что доля расходов на финансирование федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» в анализируемом периоде оставалась достаточно высокой: от 32% в 2010 г. до 15% в 2012 г. В целом наибольшую долю на протяжении анализируемого периода занимали ФЦП социальной направленности, что соответственно отражается на качестве жизни населения Кемеровской области.

Что касается непрограммной части по ФЦП, то данный показатель в 2012 г. снизился по сравнению с 2010 г. почти в 2 раза. Наибольший объем финансирования на непрограммную часть был отмечен в 2011 г. и составил 499,35 млн. руб.

Для сравнения реализации федеральных целевых программ в РФ и в Кемеровской области рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1 – Федеральные целевые программы в 2010-2012 гг.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Количество ФЦП

53

57

55

Объем ассигнований, млрд. руб.

756,6

889,1

1096,1

Доля расходов на ФЦП в общем объеме расходов ФБ, %

7,38

7,99

8,6

Из данной таблицы следует, что объем  ассигнований федерального бюджета, направленный на реализацию федеральных целевых программ, увеличился с 756,6 млрд. руб. в 2010 г. до 1096,1 млрд. руб. в 2012 г., или на 339,5 млрд. руб. (на 44,8%), а их доля в общем объеме расходов – с 7,38% до 8,6 % [32]. Количество ФЦП также увеличивается с 53 программ в 2010 г. до 55 в 2012 г. Наибольшее их число было отмечено в 2011 г. (57 ФЦП).

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что как для Кузбасса, так и для России в целом характерна тенденция роста, как числа реализуемых федеральных целевых программ, так и объемов их финансирования.

Рассмотрим приоритеты финансирования ФЦП в РФ в таблице 2.

Таблица 2 – Структура бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в 2011-2012 гг., в %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Развитие высоких технологий

21,88%

24,5

25,27

Жилье

8,99%

6,48

5,57

Транспортная инфраструктура

31,44%

31,64

34,44

Дальний Восток

12,97%

9,59

7,83

Развитие села

2,66%

2,26

2,07

Социальная инфраструктура

8,59%

9,48

10,22

Безопасность

9,29%

11,64

8,83

Развитие регионов

1,50%

2,29

3,68

Развитие государственных институтов

2,67%

2,11

2,07

Проанализировав данные, отраженные в таблице 2 можно сделать вывод том, что приоритетными направлениями финансирования в рамках федеральных целевых программ в целом по России являются транспортная инфраструктура и развитие высоких технологий [3]. На развитие социальной инфраструктуры и жилье выделяется в 3 и 2 раза меньше средств по сравнению с данными направлениями соответственно. Что касается Кемеровской области, то за аналогичный период времени наибольший удельный вес в объеме финансировании занимали ФЦП социальной направленности, такие как «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Жилище» и «Культура». Исключение составлял 2012 г., когда больше всего средств было направлено на развитие транспортной инфраструктуры, а именно на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)».

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, как и в Кемеровской области, так и на уровне РФ растет число реализуемых ФЦП и объем их финансирования. Тем не менее, структура финансирования на областном и общероссийском уровнях кардинально различается между собой.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Алабина Т. А. Региональная экономическая политика в развивающейся экономике: теория и практика (на примере Кемеровской области) [Текст]: монография / Т. А. Алабина. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – 262 с.
  2. Ершова Н. Н. Реализация ФЦП и РЦП в РФ [Текст] / Н. Н. Ершова // Сборник научных работ по результатам Всероссийской междисциплинарной студенческой олимпиады по приоритетным направлениям развития экономики (региональный тур). – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2012. – 239 с.
  3. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/. Дата обращения: 17.03.2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ершова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация