УДК 336.2

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РОССИИ

Пушкарёва Мария Александровна
Хабаровская академия экономики и права
аспирант

Аннотация
В статье проведен обзор эволюции правового регулирования администрирования налоговой задолженности в России, позволяющего получить дополнительный источник финансирования и развития экономики. Проведен сравнительный анализ законодательства, регулирующего управление налоговой задолженностью с момента становления российской налоговой системы по настоящее время. Проведенный анализ способствует теоретическому осмыслению проблемы повышения эффективности налоговой системы и развития экономики государства.

Ключевые слова: источник финансовых ресурсов, налоговая задолженность, налоговое администрирование, налогообложение, правовое регулирование, управление налоговой задолженностью, эволюция


EVOLUTION OF THE TAX ARREARS MANAGEMENT LEGAL REGULATION IN RUSSIA

Pushkarevа Maria Aleksandrovnа
Khabarovsk academy of economy and law
post-graduate student

Abstract
The article provides an overview of the evolution of the tax arrears management legal regulation in Russia that would provide additional source of financing and development of economy. A comparative analysis of the legislation governing the management of tax arrears from the date of establishment of the Russian tax system until present time is carried out. The analysis performed promotes theoretical comprehension of the problem of increasing the efficiency of the tax system and of the state economy development.

Keywords: evolution, legal regulation, source of financial resources, tax administration, tax arrears management


Библиографическая ссылка на статью:
Пушкарёва М.А. Эволюция правового регулирования администрирования налоговой задолженности в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/05/2203 (дата обращения: 08.06.2018).

Рассмотрение эволюции правового регулирования администрирования налоговой задолженности является весьма актуальным на современном этапе. Налоговая политика государства является важнейшим инструментом регулирования экономики любого государства и оказывает огромное влияние на формирование финансовых ресурсов для выполнения государственных функций.

По данным Федерального казначейства за январь – декабрь 2012 года  объем поступивших доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов составил 23088,68 млрд. рублей, а расходы  22 825,76  млрд. рублей. Таким образом, дефицит образовался в размере 262,92  млрд. рублей [9].

Одним из направлений обеспечения сбалансированности бюджетной системы является налоговая политика страны. Для этого необходимо обеспечить повышение эффективности налоговой системы и изыскать источник дополнительных поступлений в бюджетную систему без увеличения налоговой нагрузки на субъектов налогообложения. К таким источникам можно отнести развитие механизма администрирования налоговой задолженности. Налоговая задолженность является одним из факторов, сдерживающих осуществление государством важных задач, т.к. ограничивает финансовые ресурсы страны.

По данным Росстата налоговая задолженность по федеральным налогам и сборам в консолидированном бюджете РФ на 01.01.2013 составила 728,1 млрд., которая соответственно могла бы покрыть дефицит бюджета [10].

Налоговая задолженность в консолидированном бюджете РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1-Налоговая задолженность за период 1995-2013 гг., млрд. руб.

Год

1995

1996

1997

1998

2000

2001

2002

2003

Задолженность по налоговым платежам

15100

56800

128000

181,8

371,6

461,7

475,0

520,5

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

892,0

754,2

757,4

574,9

559,1

675,4

703,4

675,3

Среди основных факторов, которые способствовали образованию налоговой недоимки можно назвать   общий платежный кризис и нарастающая политическая неопределенность в предвыборный период.

В период рыночной реформы произошел значительный спад производства, сокращение инвестиций, снижение уровня доходов.

Ухудшение финансового положения хозяйствующих субъектов стало основным фактором сужения налоговой базы государства и соответственно сокращения налоговых поступлений в бюджет.

В качестве одной из причин Минфин России называл то, что при обращении взыскания на имущество должника, налоговые платежи в соответствии с ГК РФ стали относиться к четвертой очереди, что существенно снизило вероятность взыскать налоги такой мерой принудительного взыскания [8, п.4].

Кроме того, сокращение возможных налоговых поступлений в 1997 г. связано также и с предоставлением реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет, образовавшейся на 1 января 1997 г. сроком до 10 лет.

Не могла не оказать негативного воздействия девальвация рубля по, поскольку валютный эквивалент налоговых обязательств, начисленных до 17 августа 1998 г. и не внесенных в бюджет, составляла всего около 40% от своего первоначального значения.

Государственные меры по сокращению неплатежей в бюджет, такие как отсрочки или рассрочки по уплате задолженности, реструктуризации задолженности, в течение трехлетнего периода (1997 – 1999 гг.) не давали должного эффекта

Вплоть до 2008 г. наблюдается постоянный рост налоговой задолженности, затем до 2013 г. наблюдалось как незначительное снижение объема совокупной налоговой задолженности, так и ее рост.

С момента формирования налоговой системы России как самостоятельного государства администрирование налоговой задолженности регламентировалось документом, который был еще принят в 1981 г. В мае 1991 г. в него были внесены изменения. Согласно положениям этого документа если платежи не уплачены в установленный срок, то невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени [2, п. 4]. Как и в настоящее время, пеня начислялась с сумм недоимки за каждый день просрочки. Однако размеры пени отличается. С 1991 г. пеня взыскивалась в следующих размерах:

1) с предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. иностранных юридических лиц) – 0,05 %;

2) по всем другим платежам – 0,1 %.

В настоящее время в соответствии с НК РФ пеня начисляется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ [1, ст. 75].

Суммы недоимки по налогам, а также суммы штрафов с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, взыскивались в бесспорном порядке по распоряжению государственных налоговых инспекций [2, п.8]. Сегодня же, например, с бюджетных организаций, которым открыт лицевой счет, недоимка взыскивается в судебном порядке [1, ст. 45].

Взыскание недоимки по налогам при отсутствии денежных средств могло быть обращено на любое имущество предприятий.

В отношении предприятий применялись следующие меры бесспорного взыскания:

списание недоимки за счет денежных средств, имеющихся на расчетном (текущем) счете в кредитном учреждении и на особых счетах и аккредитивах;

взыскание за счет суммы, которые должны быть выплачены недоимщику его дебиторами;

взыскание за счет суммы, которые выделялись предприятиям в рамках бюджетного финансирования или иные суммы, которые выделяемые из бюджета;

взыскание за счет сумм, имеющихся на счетах вышестоящих органов, которые перераспределялись недоимщику по финансовому плану и, наоборот, взыскание за счет сумм, находящихся на счетах предприятий по недоимке, которая числилась за вышестоящими предприятиями.

В целом список мер бесспорного характера и сегодня выглядит также. Однако в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15.11.1997 № 1233 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации» положения, которые позволяли налоговым органам право бесспорно взыскивать недоимку по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов утратили силу.

Что же касается физических лиц, то и то время недоимка взыскивалась только по решению суда. В настоящее время недоимка с физических лиц взыскивается только по решению суда, если сумма задолженности превысит 3000 руб. [1, ст. 48]

До подачи в суд заявления о взыскании недоимки по налогам органами взыскания налагался арест на имущество недоимщика, и делалось предупреждение о том, что в случае если недоимка не будет погашена в течение 10 дней с момента наложения ареста, дело будет передано в суд [2, п.13].

Если взыскание обращалось на заработную плату, то допускалось изъятие не более 20 % суммы, причитающейся к выплате недоимщику.

Реализация изъятого у недоимщика имущества производится по государственным розничным ценам с учетом износа этого имущества.

Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в качестве налоговых льгот назван налоговый кредит (отсрочка налогового платежа) [3, ст. 10].

Так, если на предприятии численность работников не превышала 200 человек то по решению соответствующих органов они имели право уменьшать сумму налогового платежа на 10 % от цен закупленного и введенного в действие оборудования, которое использовалось для замены ранее импортированного оборудования, проведения НИОКР предприятием, защиты окружающей среды от загрязнения отходами [4, ст. 2].

Налоговые органы при представлении налогового кредита могли увеличивать указанный процент.

В 1994 г. ГНС РФ и Министерство финансов РФ разработали порядок учета погашения задолженности по платежам в бюджет, в котором, в частности, нашел отражение вопрос проведения взаимозачета между предприятием-недоимщиком и бюджетом. Согласно этому документу казначейское налоговое освобождение, в котором указывалась сумма части задолженности федерального бюджета за 1993 год, позволяло погасить недоимку и текущие платежи предприятия в федеральный бюджет. Налоговое освобождение позволяет держателю погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в виде казначейского обязательства, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени [7, п.2].

Процедура выдачи налоговых освобождений в 1996 г. была установлена Порядком «Проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году». Держатель казначейского обязательства, желающий обменять их на налоговые освобождения, должен получить был справку о задолженности бюджету в налоговом органе по месту своего нахождения. Затем на основании заявления, переданного в уполномоченный депозитарий, Главное управление федерального казначейства выдает на указанную в заявлении сумму налоговые освобождения, но не более суммы задолженности предприятия федеральному бюджету [8, п. 3]. Выпуск таких налоговых освобождений был прекращен с 1 января 1997 г.

В 1997 г. Правительством РФ был определен порядок реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет, в соответствии с которым организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г., а также штрафы и пени, начисленные на эту задолженность, осуществляли выпуск ценных бумаг в обеспечение погашения основного долга и заключали с налоговым органом договоры о внесении суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно до истечения 10 лет с момента заключения договора [5, п.1].

С принятием первой части НК РФ и введением ее в действие с 1999 г. порядок администрирования налоговой задолженности регламентирован нормами кодифицированного акта и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

На современном этапе администрирование налоговой задолженности представляет собой процесс управления налоговыми отношениями для выявления, оценки и снижения налоговых неплатежей, посредством применения специальных инструментов с целью обеспечения максимально возможных поступлений в бюджет. К числу инструментов управления налоговой задолженностью можно отнести следующие:

1) направление требования об уплате налога как превентивная мера администрирования налоговой задолженности;

2) применение принудительных мер взыскания налоговой задолженности;

3) применение установленных законодательством способов обеспечения исполнения налоговой обязанности;

4) изменение сроков уплаты налоговых платежей;

5) осуществление зачета излишне уплаченных или излишне взысканных налоговых платежей в счет погашение недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

6) реструктуризация задолженности по налоговым платежам;

7) списание налоговой задолженности, признанной безнадежной к взысканию.

В первой редакции части первой НК РФ требование об уплате налога направлялось налогоплательщику или иному обязанному лицу не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога или принятия решения по результатам налоговой проверки. В настоящее время требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки.

В 2006 г. п.4 ст. 79 НК РФ был дополнен положением о том, что требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В 2010 г. этот срок был изменен на 8 дней.

Произошло и изменение сроков принудительного взыскания налоговой задолженности. Так, до 2007 г. решение о бесспорном взыскании за счет денежных средств на счетах принимается но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. С 2007 г. налоговым органам предоставлено право принимать решение в течение 2-х месяцев.

На современном этапе применение принудительных мер взыскания заключается в том, что по решению налоговых органов обращается взыскание на денежные средства не только на счетах налогоплательщика в банках, а также за счет его электронных денежных средств, что должно было повысить эффективность администрирования налоговой задолженности. Электронные денежные средства стали объектом обращения взыскания с 2012 г.

С 2007 г. изменился срок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Теперь он составляет не шесть месяцев, а один год.

Ст. 59 НК РФ, устанавливающая порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, а также порядок их списания, тоже претерпела изменения, в частности был расширен перечень оснований “безнадежности” недоимки и задолженности. До 2010 г. в этой статье не раскрывались вообще основания, по которым налоговая задолженность признавалась безнадежной к взысканию. Только было определено, что порядок признания ее таковой по федеральным налогам устанавливается Правительством РФ, по региональным - исполнительными органами власти субъектов РФ, а по местным - местными администрациями. В 2010 г. с принятием федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» был определен конкретный перечень оснований.

Органам власти субъектов РФ и муниципальных образований предоставлена возможность устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию налоговой задолженности по региональным и местным налогам, пеням и штрафам.

В соответствие с НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата или взыскание которых оказались невозможными в следующих случаях:

1) при ликвидации организации по налоговой задолженности, непогашенной по причине недостаточности имущества или невозможности их погашения;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя по налоговой задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

3) в связи со смертью физического лица или объявлением его умершим;

4) в связи с принятием судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания налоговой задолженности по причине истечения установленного срока их взыскания;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

Органам власти субъектов РФ и муниципальных образований предоставлена возможность устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию налоговой задолженности по региональным и местным налогам, пеням и штрафам.

Все эти и другие меры, принятые государством должны были повысить эффективность администрирования налоговой задолженности.

Однако данные об объемах налоговой задолженности свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития налогового администрирования налоговой задолженности, что позволит получить дополнительные источники финансирования и развития экономики государства.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
  2. Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 № 3820-X «Об утверждении Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей» // СПС КонсультантПлюс
  3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс
  4. Закон РФ от 20.12.1991 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите»
  5. Постановление Правительства РФ от 5 марта 1997 г. № 254 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет» // СПС КонсультантПлюс
  6. Временный порядок проведения зачета задолженности федерального бюджета по казначейским налоговым освобождениям утв. Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 23.02.1994// СПС КонсультантПлюс
  7. Порядок проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году утв. Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 11.04.1996// СПС КонсультантПлюс
  8. Доклад Банка России от 17.09.1997 «О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения» // СПС КонсультантПлюс
  9. Информация об исполнении консолидированного бюджета российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 01.01.2013 URL: http:// http://www.roskazna.ru/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/(дата обращения 10.04.2013)
  10. Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации 2012 URL: http://http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin24.htm/ (дата обращения 26.04.2013)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Maria-88»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация