Цель государственного управления в аграрном секторе — создание условий для эффективного функционирования формирований отрасли. Чтобы достичь этой цели, государство должно взять на себя значительное количество обязанностей [1].
Значимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли обусловлена обеспечением продовольственной безопасности страны и необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, многие из которых имеют низкую рентабельность и имеют неблагоприятное финансовое состояние. При этом многие предприятия, зачастую, являются единственными, кто обеспечивает занятость в сельских территориях, и являются плательщиками налогов.
Выделяют меры прямой и косвенной государственной поддержки. К мерам прямой государственной поддержки относится поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах [1].
В нынешних условиях, когда Россия является членом Всемирной торговой организации, следует уделять значительное и основное внимание к косвенной государственной поддержке отрасли, которая в рамках организации классифицируется как «зеленая поддержка»
В настоящее время, благодаря усиленному вниманию к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось улучшить состояние в агропромышленном комплексе. Объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство за последние 10 лет вырос, внедряются новые программы развития.
Из таблицы 1.3.1 видно, что объем средств выделяемы из федерального бюджета с 2006 по 2013 годы растет и на 2013 год составляет 172,9 миллиарда рублей. В количественном измерении расходы за 7 лет выросли примерно в 3 раза: с 64,3 миллиардов рублей до 172, 9.
Таблица 1- Расходы федерального бюджета на поддержу сельского хозяйства
Годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Расходы, млрд. руб. | 64,3 | 80,6 |
98,3
|
135,4 | 137,5
|
149,5
|
169,9 | 172,9 |
Темп роста в % | - | 125 | 121,9 | 137,7 | 101,5 | 108,7 | 113,6 | 101,7 |
В 2013 году начала действовать государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, аналогичная программа действовала в период с 2008 по 2012. Как видно из диаграммы на рисунке 1 основная поддержка программы направлена на развитие растениеводства и животноводства: 36 процентов средств будет выделено на развитие животноводства, и на растениеводство – 31 процентов соответственно. Эти отрасли являются приоритетными направлениями в аграрной политике России на ближайшие годы.
Основным недостатком принятой программы следует считать то, что пострадала самая важная часть проекта – технологическое переоснащение отрасли. Вместо 118 млрд. рублей запланированных в предыдущем проекте программы на него оставили только 23 миллиарда. Что наиболее значимо в контексте вступления России в ВТО. В этом – основная претензия к принятой правительством программе развития АПК. Она должна была стать спусковым крючком технологической революции в отрасли. [2].
Поддержка сельского хозяйства, особенно острая проблема, так как. производители из Европы и США собирают с пахотных по 70-80 центнеров пшеницы с гектара, также животноводство и производство молока у них эффективнее, а реальные урожаи же на у российских предприятий 20 -40 центнеров с гектара. Если внедрить в наших хозяйствах передовые технологии, то российские производителе будут успешными и конкурентоспособными как на внутреннем, так и на международном рынке. [2].
На уровне законодательства правительством России и государственной думой внесены поправки в федеральный закон. О развитии сельского хозяйства в части господдержки сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Текст поправки: «поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.
Неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионом в целях настоящего Федерального закона признается территория субъекта Российской Федерации (территории субъектов Российской Федерации), на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными и географическими факторами уровень доходности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли, однако сельскохозяйственная деятельность должна осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня их доходов, сохранения традиционного уклада жизни. Порядок и критерии отнесения указанных территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам устанавливаются Правительством Российской Федерации»[3].
В 2002 году приняты ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в 2003 году — Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 784, в 2005 году — ПНП «Развитие АПК», в 2006 году — ФЗ «О развитии сельского хозяйства» № 264, в 2007 году — Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., в 2012 году — Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020.
В 2004-2012 годах для сельхозпроизводителей, не перешедших на единый сельскохозяйственный налог, действует нулевая ставка налога на прибыль, с 2013 года налог должен был составить 18%, а с 2016 года – 20%. Вместе с тем находящийся в Госдуме пакет законопроектов, направленных на поддержку отечественного АПК при вступлении РФ в ВТО, предусматривает продление до конца 2016 года нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей с постепенным увеличением в последующие годы.[4]
в 2012 году начнет действовать программа обновления сельскохозяйственной техники с отсрочкой платежа на шесть месяцев. Предлагается внести несколько поправок в Налоговый кодекс. В 2013 году те аграрии, которые не перешли на единый сельхозналог, потеряют нулевую ставку на налог с прибыли: до 2015 года. Они будут платить 18%, потом — общие 20%. Депутаты предлагают продлить льготу до 2016 года и до 2020-го — ставку 18%. Это, по мнению депутатов, позволит сельхозпроизводителям сэкономить 1,7–2,5 млрд рублей в год.
В 2011 году объем сельхозпроизводства в РФ вырос на 22,1% при целевом показателе 4,1%. При этом в растениеводстве рост составил 47,2% при целевом показателе 3,1%, а в животноводстве – 1,5% при целевом показателе 5,1%. Увеличение производства продукции сельского хозяйства обусловлено главным образом ростом продукции растениеводства, и в первую очередь рекордными валовыми сборами по сахарной свекле, подсолнечнику, сое и рапсу.[5]
Замедление темпов в 2012 году связано, во-первых, с высокими темпами прироста производства отдельных видов сельхозпродукции при сложившихся благоприятных погодных условиях в 2011 году, а во-вторых, с возможным сокращением посевных площадей подсолнечника и сахарной свеклы[6].
Учитывая текущую динамику развития АПК России и комплекс реализуемых мер государственной поддержки, среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. Должен составлять не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5%.
Современный агропромышленный комплекс России стоит на пороге нового этапа развития, который будет связан с полным насыщением внутреннего рынка основными сельскохозяйственными продуктами собственного производства и ростом экспортных поставок на мировой агропродовольственный рынок. Для этого есть необходимые предпосылки: достаточно сильная государственная поддержка, благоприятный инвестиционный климат, большие возможности роста предприятий за счет увеличения пахотных земель и перехода к интенсивному сельскохозяйственному производству. Все эти предпосылки должны стать опорной точкой к переходу на инновационный путь развития сельского хозяйства [5].
Мировой опыт свидетельствуют, если система государственного управления АПК отвечает необходимым требованиям, то не менее 85—90 % сельскохозяйственных товаропроизводителей работает эффективно [1] .
Библиографический список
- Развитие управлением агропромышленным комплексом на региональном уровне// [электронный ресурс]. URL: http://www.adukov.ru/articles/razvitie_upravleniya/
- Полевой триллион //[электронный ресурс]. URL: http://agrobk.ru/polevoy-trillion
- Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 27; 2011, № 31, ст. 4700).
- Фермер, держись // [электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2012/06/19/fermer-derzhisi/
- Сельское хозяйство: взгляд в будущее// [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/10/13/skrynnik.html
- О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации в августе 2012 г.// электронный ресурс]. URL:http://www.mcx.ru/documents/document/show/19628.204.htm