ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Берестюк Олег Александрович
Тюменский государственный университет

Аннотация
Значимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли обусловлена обеспечением продовольственной безопасности страны и необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, многие из которых имеют низкую рентабельность и имеют неблагоприятное финансовое состояние. При этом многие предприятия, зачастую, являются единственными, кто обеспечивает занятость в сельских территориях, и являются плательщиками налогов.

Ключевые слова: сельское хозяйство


THE STATE PARTICIPATION IN THE MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF RUSSIA

Berestyuk Oleg Aleksandrovich
Tumen State University

Abstract
The significance of state support of the agricultural sector due to the country's food security and the need to support domestic agricultural producers, many of whom have low profitability and has an adverse financial condition. While many enterprises are often the only ones who provides employment in rural areas, and are the payers of the taxes.

Библиографическая ссылка на статью:
Берестюк О.А. Государственное участие в управление развитием сельского хозяйства России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2190 (дата обращения: 13.03.2024).

Цель государственного управления в аграрном секторе — создание условий для эффективного функционирования формирований отрасли. Чтобы достичь этой цели, государство должно взять на себя значительное количество обязанностей [1].

Значимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли обусловлена обеспечением продовольственной безопасности страны и необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, многие из которых имеют низкую рентабельность и имеют неблагоприятное финансовое состояние. При этом многие предприятия, зачастую, являются единственными, кто обеспечивает занятость в сельских территориях, и  являются плательщиками налогов.

Выделяют меры прямой и косвенной государственной поддержки. К мерам прямой государственной поддержки относится поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах [1].

В нынешних условиях, когда Россия является членом Всемирной торговой организации, следует уделять значительное и основное внимание к косвенной государственной поддержке отрасли, которая в рамках организации классифицируется как «зеленая поддержка»

В настоящее время, благодаря усиленному вниманию к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось улучшить состояние в агропромышленном комплексе. Объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство за последние 10 лет вырос, внедряются новые программы развития.

Из таблицы 1.3.1 видно, что объем средств выделяемы из федерального бюджета с 2006 по 2013 годы растет и на 2013 год составляет 172,9 миллиарда рублей. В количественном измерении расходы за 7 лет выросли примерно в 3 раза: с 64,3 миллиардов рублей до 172, 9.

 

Таблица 1- Расходы федерального бюджета на поддержу сельского хозяйства

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Расходы, млрд. руб. 64,3 80,6
98,3

 

135,4


 137,5

 

149,5

 

169,9 172,9
Темп роста в % - 125 121,9 137,7 101,5 108,7 113,6 101,7

 

В 2013 году начала действовать государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, аналогичная программа действовала в период с 2008 по 2012. Как видно из диаграммы на рисунке 1 основная поддержка программы направлена на развитие растениеводства и животноводства: 36 процентов средств будет выделено на развитие животноводства, и на растениеводство – 31 процентов соответственно. Эти отрасли являются приоритетными направлениями в аграрной политике России на ближайшие годы.

Основным недостатком принятой программы следует считать то, что пострадала самая важная часть проекта – технологическое переоснащение отрасли. Вместо 118 млрд. рублей запланированных в предыдущем проекте программы на него оставили только 23 миллиарда. Что наиболее значимо в контексте вступления России в ВТО. В этом – основная претензия к принятой правительством программе развития АПК. Она должна была стать спусковым крючком технологической революции в отрасли. [2].

Поддержка сельского хозяйства, особенно острая проблема, так как. производители из Европы и США собирают с  пахотных по 70-80 центнеров пшеницы с гектара, также животноводство и производство молока у них эффективнее, а реальные урожаи  же на у российских предприятий 20 -40 центнеров с гектара. Если внедрить в наших хозяйствах передовые технологии, то российские производителе будут успешными и конкурентоспособными как на внутреннем, так и на международном рынке. [2].

На уровне законодательства правительством России и государственной думой внесены поправки в федеральный закон. О развитии сельского хозяйства в части господдержки сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Текст поправки: «поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.

Неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионом в целях настоящего Федерального закона признается территория субъекта Российской Федерации (территории субъектов Российской Федерации), на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными и географическими факторами уровень доходности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли, однако сельскохозяйственная деятельность должна осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня их доходов, сохранения традиционного уклада жизни. Порядок и критерии отнесения указанных территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам устанавливаются Правительством Российской Федерации»[3].

В  2002 году приняты ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в 2003 году — Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 784, в 2005 году — ПНП «Развитие АПК», в 2006 году — ФЗ «О развитии сельского хозяйства» № 264, в 2007 году — Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., в 2012 году — Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020.

В 2004-2012 годах для сельхозпроизводителей, не перешедших на единый сельскохозяйственный налог, действует нулевая ставка налога на прибыль, с 2013 года налог должен был составить 18%, а с 2016 года – 20%. Вместе с тем находящийся в Госдуме пакет законопроектов, направленных на поддержку отечественного АПК при вступлении РФ в ВТО, предусматривает продление до конца 2016 года нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей с постепенным увеличением в последующие годы.[4]

в 2012 году начнет действовать программа обновления сельскохозяйственной техники с отсрочкой платежа на шесть месяцев. Предлагается внести несколько поправок в Налоговый кодекс. В 2013 году те аграрии, которые не перешли на единый сельхозналог, потеряют нулевую ставку на налог с прибыли: до 2015 года. Они будут платить 18%, потом — общие 20%. Депутаты предлагают продлить льготу до 2016 года и до 2020-го — ставку 18%. Это, по мнению депутатов, позволит сельхозпроизводителям сэкономить 1,7–2,5 млрд рублей в год.

В 2011 году объем сельхозпроизводства в РФ вырос на 22,1% при целевом показателе 4,1%. При этом в растениеводстве рост составил 47,2% при целевом показателе 3,1%, а в животноводстве – 1,5% при целевом показателе 5,1%. Увеличение производства продукции сельского хозяйства обусловлено главным образом ростом продукции растениеводства, и в первую очередь рекордными валовыми сборами по сахарной свекле, подсолнечнику, сое и рапсу.[5]

Замедление темпов в 2012 году связано, во-первых, с высокими темпами прироста производства отдельных видов сельхозпродукции при сложившихся благоприятных погодных условиях в 2011 году, а во-вторых, с возможным сокращением посевных площадей подсолнечника и сахарной свеклы[6].

Учитывая текущую динамику развития АПК России и комплекс реализуемых мер государственной поддержки, среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. Должен составлять не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5%.

Современный агропромышленный комплекс России стоит на пороге нового этапа развития, который будет связан с полным насыщением внутреннего рынка основными сельскохозяйственными продуктами собственного производства и ростом экспортных поставок на мировой агропродовольственный рынок. Для этого есть необходимые предпосылки: достаточно сильная государственная поддержка, благоприятный инвестиционный климат, большие возможности роста предприятий  за счет увеличения пахотных земель и перехода к интенсивному сельскохозяйственному производству. Все эти предпосылки должны стать опорной точкой к переходу на инновационный путь развития сельского хозяйства [5].

Мировой опыт свидетельствуют, если система государственного управления АПК отвечает необходимым требованиям, то не менее 85—90 % сельскохозяйственных товаропроизводителей работает эффективно [1] .


Библиографический список
  1. Развитие управлением агропромышленным комплексом на региональном уровне// [электронный ресурс]. URL: http://www.adukov.ru/articles/razvitie_upravleniya/
  2. Полевой триллион //[электронный ресурс]. URL: http://agrobk.ru/polevoy-trillion
  3. Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 27; 2011, № 31, ст. 4700).
  4. Фермер, держись // [электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2012/06/19/fermer-derzhisi/
  5. Сельское хозяйство: взгляд в будущее// [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/10/13/skrynnik.html
  6. О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации в августе 2012 г.// электронный ресурс]. URL:http://www.mcx.ru/documents/document/show/19628.204.htm


Все статьи автора «oleg55»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: