Уровень развития любого государства напрямую определяется эффективностью его экономической сферы. Развитая экономика формируется под воздействием ряда факторов: успешный бизнес, высокий уровень образования граждан, сформированная и отлаженная образовательная система. Важным также является взаимодействие обозначенных факторов между собой. Так, сотрудничество (партнерское взаимодействие) профессионального образования и бизнеса было и остается одним из основных факторов развития кадрового потенциала России.
Перевод российской экономики на инновационный путь развития в ситуации экономического и демографического кризиса обостряет проблему качества трудовых ресурсов, как одного из главных условий конкурентоспособности предприятий.
Работодатели все отчетливее осознают, что содействие развитию национальной системы квалификаций, совместная работа, как со сферой образования, так и со сферой труда, над системой оценки квалификации работников и выпускников образовательных учреждений, частно–государственное партнерство в развитии имущественных комплексов образовательных организаций, другие направления сотрудничества – являются не только важной социальной задачей, но и вполне прагматичным экономическим стимулом.
Основной движущей силой развития сотрудничества является обоюдная заинтересованность государства, профессионального образования и бизнеса в подготовке профессиональных кадров, чьи знания, умения и профессиональные компетенции отвечают требованиям современной инновационной экономики. Подготовка профессиональных кадров для такой огромной и многоликой страны как Россия не может быть обеспечена усилиями только государства или только бизнеса. Необходимо эффективное и ответственное сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, образования и бизнеса.
Проблема несбалансированности ранка труда РФ приобретает принципиально важное значение в современных условиях. Рост открытости национальной экономики, растущая мобильность финансовых ресурсов и трудового потенциала вынуждают к принятию радикальных мер по обеспечению воспроизводства трудовых ресурсов и их соответствия требованиям конкурентоспособных предприятий.
Проведенный в ходе исследования анализ рынка труда на примере специальности «Менеджмент организации» свидетельствует о неравномерном движении трудового потенциала, входящий и выходящие потоки рынка труда имеют различные характеристики (по количеству, кадрово-квалификационному, половозрастному составу и проч.), а также о рыночном дисбалансе, который заключается в несоответствии спроса на труд анализируемых специалистов и предложения. На начало 2013 г. в РФ совершенно обособленно решаются отдельные вопросы, касающиеся воспроизводства трудового потенциала (демографическая политика, политика занятости, образовательная и молодёжная политика и проч.), но отсутствие комплексного подхода не позволяет решить проблемы существующего дисбаланса. В результате нерешенности проблемы ежегодно по всей стране выпускаются специалисты разной направленности, но только часть из них находит трудоустройство, вливается в деятельность компании-работодателя, способствует ее успешному развитию и получает при этом достойный уровень заработной платы. При этом 64% выпускников по специальности «Менеджмент организации» нуждается в помощи по трудоустройству. Причиной сложившейся ситуации служит именно несоответствие специалистов-менеджеров, которых выпускают ВУЗы, и специалистов, которых хочет иметь у себя бизнес. Так несоответствия проявляется, как в качестве профессиональных теоретических знаний и умений выпускников, так в количестве выпускаемых специалистов. В основе возникших трудностей безусловно лежит отсутствие связи государства и бизнеса (определение количества выпускаемых специалистов), бизнеса и образования (совместная разработка профессиональных стандартов образования), образования и государства (поддержка функционирования ВУЗов, обеспечение приоритетных направлений развития науки).
Примерами плодотворного сотрудничества бизнес-структур, учреждений высшего образования и государства являются развитые страны. Так, в Великобритании успешным проектом установления партнерских отношений является Сообщества Фарадея, представляющие собой разветвленную сеть организаций, включающие фирмы, торговые ассоциации, исследовательские бюро, университеты. В США специально создан Национальный научный фонд для стимулирования исследовательской деятельности, его цель дать возможность малому бизнесу получить источники финансирования для начала новых проектов. Использование подобного опыта с определенной адаптации возможно и в России. Это становится возможным через формирование модели взаимодействия образования, государства и бизнеса. В этой модели бизнес совместно с государством создают совокупный спрос на трудовой потенциал, определяя основные количественные и качественные требования к нему. Государство определяет число бюджетных мест, осуществляет финансирование образовательных учреждений, разрабатывает государственные стандарты и нормативно-правовые акты. Образование и наука, наряду с этим, обеспечивает подготовку специалистов, соответствующих выдвинутым требованиям бизнеса, то есть совокупное предложение. Особенность предложенной модели состоит в уникальном сочетании трех ключевых составляющих: целевых контрактов, непрерывного опережающего образования и определения приоритетных направлений развития экономики. Использование целевых контрактов позволит подготовить специалистов с высшим и средним профессиональным образованием имеет целью обеспечить предприятия, организации и учреждения высококвалифицированными кадрами.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность процесса взаимодействия государства, образования и бизнеса определяют новизну предлагаемой модели. Основным результатом, имеющим элементы научной новизны, является комплексный подход к формированию взаимосвязи между рассматриваемыми субъектами. Государство, образование и бизнес должны функционировать в постоянном взаимовлиянии и взаимной поддержки, задавая тем самым темп развития экономики и государства в целом. Это уникальная модель позволяет увязать разнонаправленные на первый взгляд сферы жизни общества в единое направление, а также ликвидировать важнейшие проблемы рынка труда: несоответствие спроса и предложения, безработицу.
Реализация предложенной модели в условиях Российской действительности позволит сделать рывок к инновационному развитию государства, создаст условия для предвосхищения потребностей мировой экономики, позволит образованию и науке задавать вектор дальнейшего перспективного развития производств.
Результаты исследования имеют научную ценность и практическое значение. Практическая значимость состоит в том, что они могут быть использованы для разработки методики анализа и прогнозирования основных показателей рынка труда, при разработке и реализации комплекса мер государственной политики занятости по уменьшению структурной несбалансированности рынка труда, по обеспечению экономики качественным трудовым потенциалом.
Библиографический список
- Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. — с. 232
- Дмитриев Ю.А., Миронов В.Н., Родионова Н.В. Руководство сотрудниками фирмы. Владимир, 2002 г., с.68
- Федосеев, В. В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010. – с.144
- Рынок труда и доходы населения./Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. – с. 280
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 2-е издание, испр. и доп. – М.: НОРМА – ИНФРА М, 2001. – 412 с.
- Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна: Учебно-методическое пособие: практикум. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – 458 с.
- Мосолова В.М. Кризис и безработица в России // Российское предпринимательство. – 2010. – №2(1).
- Коровкин А., Долгова И., Королёв И. Дефицит труда в России наступит между 2010 и 2015 годами // [электронный ресурс] – режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2007/0277/tema01.php – 19.02.07.
- Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. Прогноз развития российской экономики на 2012-2013 годы. – Июль 2012.
- Федеральная служба государственной статистики //[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.