О НЕОБХОДИМОСТИ В РОССИИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИИ

Валиев А.Т.
Всероссийская государственная налоговая Академия Министерства финансов Российской Федерации
студент 5 курса финансово-экономического факультета

Ключевые слова:


Библиографическая ссылка на статью:
Валиев А.Т. О необходимости в России инвестиций в инновации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1031 (дата обращения: 24.04.2024).

Технический прогресс идет по планете семимильными шагами, каждый год с развитием науки все больше передовых идей находят свое воплощение в жизни. Но, к сожалению, вот уже несколько десятилетий наша страна является в этой сфере лишь потребителем бытовой и компьютерной электроники, так как отечественные предприятия, производящие устаревшую технику, еще в 80-е потеряли способность конкурировать с иностранными производителями и немногие уцелевшие из них сейчас находятся в предбанкротном состоянии.
Причина заключается не столько в отсутствии отечественных разработок и недостатке финансирования, сколько в неэффективности системы управления и отсутствии внедрения инноваций для сохранения конкурентоспособности.
Это привело к ситуации, когда инновации доходят до российских производителей с большими задержками и по неоправданно завышенным ценам. Ярким примером тому служат долгие споры провайдеров с государством за получение лицензии на стандарты связи 3G и LTE . То есть, мало того, что Россия не создает конкурентоспособную продукцию в области высокотехнологичных товаров, так еще и внедрение заимствованных передовых технологий проходит с большим трудом из-за особенностей неповоротливой бюрократической системы. Примером может служить яркий случай, когда в конце 2010 года российскому премьер-министру Владимиру Путину показали наш аналог iPhone 4 , единственной новацией в котором стала способность принимать сигнал ГЛОНАСС. Во всем остальном телефон проигрывал конкурентам, имел устаревшие характеристики и с треском провалился в продажах, а самое главное, производился в Китае на мощностях компании ZTE.
К сожалению, сейчас это довольно распространенная практика, когда отечественные компании покупают продукцию не самого высокого качества, получают на нее лицензию с правом реализации под своим брендом и продают. Хотя на деле российского производства оказывается лишь коробка и распечатанная на русском языке инструкция.
Не лучше обстоят дела и в странах СНГ. Вспоминается скандал, произошедший в апреле в Белоруссии, когда компания «Горизонт» на выставке представила линейку якобы белорусских планшетов под своей маркой. Но, видимо «Горизонтe» в этих делах есть чему поучиться у их российских коллег «МТС», у которых производство коробок и инструкций давно поставлено на поток. У белорусов же конспирация не удалась. Они даже не потрудились поменять технические индексы у представленных моделей, из-за чего в них без труда опознали технику, уже несколько лет продающуюся на китайских сайтах под местными брендами. Аргументы такие производители приводят самые разнообразные: начиная от “отсутствия необходимых производственных мощностей в России” и заканчивая тем, что “в Китае меньше затрат и любое производство рентабельнее”. Что ж, остается порадоваться, что хотя бы целлюлозно-бумажная промышленность у нас работает исправно.
Но есть и более позитивные примеры компаний, которые осуществляют сборку и разработку дизайна продукции, но, к сожалению, и они по большей части производятся из комплектующих зарубежного производства. И даже таких примеров единицы: в их числе калининградская компания Erisson, выпускающая телевизоры эконом-класса, компания “Гражданские Самолеты Сухого”, которая, наконец, закончила процесс разработки SuperJet-100 и пока только строящая заводы компания “Ё-авто” с многообещающим проектом производства инновационных автомобилей. Но, к сожалению, и эти компании вынуждены покупать комплектующие для своих товаров за рубежом, хотя «Ё-авто» обещает через несколько лет увеличить количество отечественных частей в своей продукции увеличить до 90%.
Ситуация сложилась критическая. В стране просто нет предприятий, которые в состоянии производить достойную технику и запчасти к ним. Но российскую промышленность еще можно спасти. Ведь на сегодняшний день отечественные специалисты входят в элиту мирового программирования, и на пустующих заводах, оставшихся со времен Советского Союза, при значительной модернизации вполне возможно наладить производство техники, способной конкурировать с зарубежной.
Российская компания при составлении грамотного инвестиционного проекта, умелом использовании существующих наработок и эффективном менеджменте способна успешно выйти на мировую арену с собственным продуктом. Но с учетом того, что сегменты рынка, существующие в нашей стране более десятка лет, уже поделены между собой крупными игроками. Поэтому в них конкурировать будет сложно даже при достойной цене и качестве, так как отечественный потребитель утратил веру в российские компании и уже выработал свои предпочтения по части покупаемой продукции. Именно поэтому нужен товар, который еще не успел стать массовым, но обладает огромным потенциалом. И несомненно, если сейчас инвестировать в его производство, то в будущем спрос будет повышаться и можно будет рассчитывать на серьезную долю рынка.
И как раз в апреле 2011 года в мире бытовой техники произошла очередная микрореволюция. Было представлено 5-е поколение роботов-пылесосов. Теперь это уже не бесполезная игрушка, стоящая десятки тысяч долларов, а реальная техника, которая способна эффективно выполнять свою работу. Этому сегменту еще предстоит развиваться, прежде чем робот-пылесос попадет в квартиру каждой семьи среднего класса, но уже сейчас, чтобы надежно закрепиться в новой отрасли, России нужна корпорация, которая смогла бы инвестировать достаточное количество денег в перспективную разработку и производить отечественные роботы-пылесосы, которые в будущем будут экспортироваться по всему миру.
Чтобы обосновать актуальность данного направления, достаточно проанализировать, как развивался рынок бытовой техники. Сначала веники и швабры были заменены на большие и шумные пылесосы, со временем они становились меньше, мощнее и тише, затем появились даже моющие модели. И наконец, в 1999 году компания Electrolux представила первый робот-пылесос. Сейчас популярность роботов-пылесосов растет ошеломляющими темпами, на Западе они есть почти в каждой пятой семье. В России, очевидно, статистика хуже, однако тем перспективнее данное направление бизнеса для развития.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 25.02.99 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”
  2. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской федерации» от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ
  3. Федеральный закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» Проект N 97090719-2. Внесен депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским, членом Совета Федерации В.М. Крессом
  4. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг, Питер, Ж.Ж. Ламбен 2007
  5. http://www.rbcdaily.ru/2012/02/15/cnews/562949982819930, В 2012 году в Москве создадут сеть электрозаправочных станций, РБК Daily
  6. http://lenta.ru/news/2010/12/28/ohwow/ Путину показали российский аналог iPhone 4, Lenta.ru
  7. http://www.kommersant.ru/doc/1574219 Скоростную связь притормозили, Коммерсант
  8. http://top.rbc.ru/economics/20/02/2012/638480.shtml Первый завод по выпуску “ё-мобилей” откроется через год, РБК
  9. http://ria.ru/science/20100318/215146918.html Российская “Кремниевая долина” будет построена в Сколково – Медведев, РИА Новости

 



Все статьи автора «Валиев Александр»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: