СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Голденова В.С., Слободчикова И.В., Боджаева В.В.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Голденова В.С., Слободчикова И.В., Боджаева В.В. Социальная ответственность бизнеса как неотъемлемый элемент инновационного развития России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1310 (дата обращения: 11.03.2024).

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 11-32-00008а1)

 

В период инновационного развития России экономики бизнес играет значительную роль в трансформации общества и власти. Несмотря на то, что первоочередной целью бизнеса является получение прибыли, на практике в период формирования инновационной экономики все сильнее возрастает потребность в социально ответственном бизнесе. При этом специфика социальной ответственности бизнеса в условиях инновационного развития заключается в разработке бизнесом такой стратегической инициативы, которая может учитывать основополагающие принципы социально ответственной деловой практики, так как охрана окружающей среды, добросовестное отношение к клиентам, партнерам, занятым и др.

Существуют различные определения социальной ответственности бизнеса, среди которых можно выделить следующие:

  • подход, в соответствии с которым компания учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние своей деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом;
  • ответственное отношение какой-либо компании к своему продукту или услуге, к потребителям, работникам, партнерам; активная социальная позиция компании, которая заключается в гармоничном сосуществовании, взаимодействии и в постоянном диалоге с обществом, участии в решении острейших социальных проблем;
  • в широком смысле – это деятельность корпораций по минимизации негативных воздействий на общество; в узком – это оптимизация взаимоотношений корпорации с работающими на нее работниками[1].

Общим в этих определениях является то, что под социальной ответственностью понимается готовность компании выстраивать отношения и учитывать интересы заинтересованных сторон.

Под заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) понимаются группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые нельзя не учитывать при осуществлении деятельности.

Существуют различные классификации стейкхолдеров, среди которых можно выделит следующие. Д. Ньюбоулд и Д. Луффман классифицируют стейкхолдеров на четыре основные категории:

  • группы влияния, финансирующие предприятие (например, акционеры);
  • менеджеры, руководящие предприятием;
  • служащие, работающие на предприятии;
  • экономические партнеры (покупатели, поставщики, другие экономические субъекты, взаимодействующие с предприятием).

Согласно модели Менделоу стейкхолдеров можно классифицировать в зависимости от двух переменных: интересов и власти. В соответствии с этим выделяются стейкхолдеры, способные оказывать влияние на предприятие, и стейкхолдеры, желающие влиять на предприятие. Следовательно, степень влияния стейкхолдера определяется как его властью, так и интересом.

В качестве заинтересованных сторон обычно выделяют потребителей, партнеров, местное сообщество, персонал, органы государственной власти. Каждая из этих групп имеет свои ожидания в отношении поведения компании.

Например, персонал заинтересован в обеспечении безопасных методов работы и условий труда, в справедливой и конкурентоспособной оплате труда, достойном социальном пакете, широких возможностях для раскрытия способностей и развития компетенций сотрудников, а также в распространении ответственности компании на ветеранов предприятий и членов семей работников.

Потребители и партнеры могут быть заинтересованы в построении взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений, развитии стратегического сотрудничества, в том, чтобы компания представляла собой надежного поставщика качественной продукции и отдавала приоритет партнерам, которые разделяют ее взгляды на принципы социальной ответственности бизнеса.

Что касается местного сообщества, то для учета их интересов компания может способствовать гармоничному социально-экономическому развитию территорий и улучшению жизнедеятельности населения, реагировать на нужды и проблемы различных общественных групп, участвовать в благотворительной и спонсорской деятельности, ответственно использовать природные ресурсы и минимизировать воздействие на окружающую среду, а также следовать международным стандартам.

Государство, как правило, ожидает от компании, что ее стратегия развития будет совпадать с государственной экономической политикой, что компания будет предоставлять возможность использовать свой интеллектуальный потенциал в работе над общественно значимыми проектами, и способствовать выработке совместных решений c региональными  администрациями об участии в развитии территорий.

Таким образом, компания должна учитывать интересы всех сторон, несмотря на то, что иногда интересы могут противоречить друг другу.

В последнее время все большее внимание уделяется такому явлению как «корпоративное гражданство». В рамках такого подхода бизнес рассматривается как участник не только рыночных, но и общественных отношений. При этом помимо самих компаний ключевую роль в построении системы корпоративного гражданства играют государство, международные организации и некоммерческие организации. Например, российский исследователь М. Семененко дает следующее определение данному явлению: «В самом общем плане корпоративное гражданство — это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина», полноправного участника такого развития…»[2]. В этом же плане интересна точка зрения И. Беляевой и Б. Батаевой, которые считают, что «Определение корпоративного гражданства можно сформулировать как своего рода партнерский договор между бизнесом и обществом/государством, в котором предпринимательство взамен ответственного отношения к общественным нуждам вправе рассчитывать на определенные преимущества. С практической точки зрения это означает, что для реализации корпоративного управления и этики поведения, добровольной социальной отчетности нужна хорошо взрыхленная благодатная  почва»[3]. В тоже время существуют отличия между социальной ответственностью бизнеса и корпоративным гражданством. Так российский исследователь С.П. Перегудов выявляет следующее принципиальное отличие: «Концепция корпоративного гражданства, получившая широкое распространение уже в конце 1990-х годов, нередко трактуется как своего рода «продвинутая» версия доктрины социальной ответственности бизнеса. Однако это не совсем верно, ибо корпоративное гражданство строится не столько на благотворительности или помощи тем, кто в этом нуждается, сколько на развитии конструктивных отношений с так называемыми стейкхолдерами (с гражданами, сообществами и организациями, причастными к деятельности корпораций). Наряду с персоналом компаний и акционерами в число стейкхолдеров принято включать местные сообщества, некоммерческие организации и органы власти, с которыми корпорация сталкивается в ходе решения своих производственных, коммерческих и политических задач. Пытаясь стать «хорошими гражданами», корпорации, взявшие на вооружение данную концепцию, фактически стремятся к интеграции в гражданское общество. Непременным условием продвижения в этом направлении является размывание граней между внутренними и внешними стейкхолдерами и выстраивание отношений с ними по одним и тем же – «гражданским» –  принципам»[4].

Таким образом, корпоративное гражданство является моделью ответственного общественного поведения компании, которое нацелено на включение в системное взаимодействие с другими социальными институтами для совместного участия в осуществлении стратегии развития. Реализуя эту модель, компания разрабатывает и проводит в жизнь программы социально ответственных инициатив непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальной сферах. Подобные практики объединяются в рамках понятия социальной ответственности бизнеса. Однако основное внимание здесь уделяется трудовым стандартам и нормам, работе с персоналом, природоохранным мероприятиям и защите прав человека.

В целом, можно отметить, что социальная ответственность бизнеса является неотъемлемой частью стратегии развития любой организации в условиях формирования инновационной экономики, стремящейся создать свой положительный имидж и получить конкурентные преимущества.

Несомненно, что вопросы социальной ответственности бизнеса и инновационного развития в развитых странах давно вышли за пределы узко корпоративного подхода. Сегодня практически во всех странах они рассматриваются на высоком государственном уровне. Все большее число государств вырабатывает собственные стратегии в области социальной ответственности бизнеса и инновационного развития и шаги по их реализации. Международная практика показала, что роль государства в развитии института социальной ответственности бизнеса сложно переоценить. В связи с тем, что в России это направление только начинает развиваться, анализ опыта и подходов зарубежных стран будет полезен для выявления наилучших практик в области государственного регулирования соответствующих процессов и выработки эффективной социально-экономической стратегии.


Библиографический список
  1. Мантаева Э.И., Авадаева И.В. Институты корпоративной социальной ответственности: особенности развития на микро- и мезоэкономических уровнях. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. С. 24.
  2. Семененко И. Корпоративное гражданство и перспективы глобальной управляемости // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. Февраль 2007 года. – gtmarket.ru/laboratory/expertize/gtmarket/2007/615
  3. Беляева И., Батаева Б. Корпоративное гражданство: через классику – к российским реалиям. – http://www.soautpprf.ru/site.xp/057050051.html
  4. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. №2, 2006. – http://www.politstudies.ru/fulltext/2006/2/11.htm


Все статьи автора «victoriapol»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: