БУЛЬЧУК В.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНОЙ ФУНКЦИОНАЛ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: ,


БУЛЬЧУК В.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНОЙ ФУНКЦИОНАЛ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ


Библиографическая ссылка на статью:
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1114 (дата обращения: 30.09.2017).

На сегодняшний день существует великое множество определений термина «организационная культура», каждый автор пытается отразить в своей трактовке все элементы, функции и проявления культуры, но это невозможно сделать из-за многоаспектности феномена «культура компании».  Если говорить в общем, то организационная культура –  комплекс, состоящий из  материальных и нематериальных ценностей, верований, идей, правил поведения в компании, философии, коммуникационных систем, который разделяют все члены организации, который способствует достижению  миссии и реализации стратегии компании.

Культура компании выполняет ряд функций, играющих важную роль в жизнедеятельности организации:

1)    Адаптивная – культура позволяет компании гармонично существовать в окружающей среде, отражать негативные воздействия.

Если говорить об адаптивной функции, то необходимо упомянуть о такой характеристике культуры, как ее сила. Сила определяется несколькими параметрами:

  • Объемность – конкретизация элементов культуры, их проработка и донесение до членов компании, то есть  как определена каждая составляющая культуры, есть ли недочеты, что именно требует корректировки. Например, если у компании нет лозунга или девиза, то необходимо привлечь всех сотрудников к этому процессу, организовать совместный «мозговой штурм» и получить требуемый результат.
  • Разделяемость – количество сотрудников, приверженных сформированной культуре компании, естественно, что чем выше уровень разделяемости, тем сильней культура, тем проще ей противостоять негативным воздействиям, способным разрушить ее.  Разделяемость можно повысить за счет использования ряда мер, таких как приемы социализации сотрудников, организация адаптации новых членов коллектива, разработка рациональных систем поощрения и др.
  • Гибкость – возможность культуры быстро и адекватно реагировать на меняющиеся приоритеты, цели и задачи компании. Постоянно появляются инновации, разрабатываются новые направления деятельности, достигаются поставленные цели. Процесс обновления нельзя остановить, поэтому успешная адаптация сотрудников к нему во многом зависит от уровня гибкости культуры компании.

2)    Ценностнообразующая – культура систематизирует и упорядочивает все ценности, которые разделяют сотрудники; позволяет выстроить их  иерархию и избегать конфликта ценностей. Когда сотрудники знают, к развитию каких ценностных идеалов стремится их компания, им проще эффективно выполнять работу, ориентируясь на эту систему.

3)    Коммуникативная – так или иначе, сотрудники компании образуют неформальные группы, общаются в формальных структурах. Культура организации упрощает этот процесс за счет использования языка, специфичного именно для этой организации, за счет использования внутрикорпоративных систем общения (внутренняя сеть, форумы, сайт). Немаловажную роль играет и организация совместного отдыха сотрудников: при участии в различных спортивных мероприятиях, поездках на природу и т.п. у работников появляются общие темы для обсуждения, общие интересы.

4)    Внешние коммуникации – за счет правильного и позитивного позиционирования в обществе компания очень много выигрывает. Создается положительный имидж компании для клиентов и инвесторов, для потенциальных сотрудников – формируется привлекательный  HR-бренд. Работа с общественностью, со СМИ приносят свои плоды – компания всегда может рассказать о своих акциях, мероприятиях и событиях и получить обратную связь от общества.

5)    Нормативно-регулятивная – естественно, что культура компании диктует нормы поведения и правила общения и взаимодействия сотрудников, поэтому она способствует поддержанию дисциплины,  напоминает об установленных требованиях и вносит коррективы в деятельность персонала.

Конечно, приведенные выше функции  -  небольшая часть функционала, выполняемого культурой, но они дают четкое понятие о важности такого явления, как «культура компании», определяют основные направления ее деятельности.



Все статьи автора «Valia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: